Пятница, 22.11.2024, 06:27                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
ЧТЕНИЕ [139]
ПИСЬМО [38]
РУССКИЙ ЯЗЫК [109]
МАТЕМАТИКА [62]
ИСТОРИЯ РОССИИ [32]
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР [87]
ЭКОНОМИКА [14]
ИЗО [35]
ЭСТЕТИКА [41]
ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ [19]
КЛАССНЫЙ ЧАС [22]
ШКОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ [156]
ОБЖ [45]

Статистика

Онлайн всего: 13
Гостей: 13
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА » РУССКИЙ ЯЗЫК

Суффиксальное образование слов
27.02.2012, 21:39

Цели. Повторить морфемный состав; учить образовывать слова с помощью суффиксов; повторить правописание собственных имен существительных.

Оборудование. Тексты статьи для учащихся; портреты М.В. Ломоносова, А.С. Пушкина, П.И. Чайковского.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

На доске:

Кем был твой прадед на Руси?
Свою фамилию спроси!

Учитель. О чем же может рассказать фамилия? Сегодня мы попытаемся в этом разобраться.

III. Чтение статьи

Дети читают текст статьи.

Может ли человек жить без имени? Этот вопрос вызовет у тебя только улыбку. А как же тогда различать людей? У многих народов, в том числе у русских, данное в детстве имя сохраняется за человеком всю жизнь. У каждого имени есть своя история происхождения.
Славянские имена – самые старые из тех, что дошли до нас. И сейчас в ходу имена Святослав, Ярослав, Владимир, Людмила. Что они означают? На этот вопрос ты сам сможешь ответить.
Согласен ли ты, что: Святослав – «святая слава», Ярослав – «яркая слава», Владимир – «владеющий миром», Людмила – «людям милая»?
Во времена Древней и Московской Руси многие имена были прозвищами. Родился мальчик с черными волосами – назвали его Чернышом. Белокурую девочку – Белянкой. Часто имя было связано с ростом и внешностью человека, его характером. Так появились Мал, Толстой, Ушак, Головач, Лобан, Глазко, Крик, Бессон, Молчан. Родился первый ребенок в семье – назвали Первулей, третьего – Третьяком, а шестого – Шестаком.
Иногда давали имена по названиям животных, растений: Волк, Заяц, Медведь, Корова, Трава, Ветка. Ученые предполагают, что они связаны с древними верованиями наших предков, которые обожествляли природу.
После принятия христианства на Руси детям стали давать имена из перечня святых, помещенных в церковном календаре. Большинство современных имен – из этого перечня.
А знаешь ли ты, что обозначают имена Петр, Виктор, Александр, Наталья, Лариса, Екатерина? Оказывается, это «камень», «победитель», «защитник людей», «природная», «чайка», «чистая».
Кроме имен, у людей есть фамилии. На Руси они появились в ХV–ХVI веках. Вначале – у бояр и дворян, позднее – у горожан. Большинство фамилий возникли от имен и прозвищ: Владимиров, Толстой, Молчанов, Третьяков, Волков, Александров. По некоторым фамилиям можно судить о занятиях предков: Кузнецов, Рыбаков, Кожевников, Шапошников.

IV. Работа над суффиксальным образованием слов

У. Всегда ли у людей были фамилии?

Дети. Нет. Сначала были прозвища, затем появились имена и только потом фамилии.

У. Найдите в тексте абзац о фамилиях и письменно ответьте на вопросы.

На доске:

1. Когда появились фамилии?
2. У кого фамилии появились вначале?
3. У кого они появились потом?

– А сейчас попробуем образовать фамилии от имен:

Иван – Иванов, Игнат – Игнатов, Надежда – Надеждин, Василий – Васильев.

– С помощью какой морфемы образовались эти фамилии?

Д. С помощью суффикса.

У. Какие это суффиксы?

Д. -ов-, -ин-, -ев-.

У. Теперь с помощью этих суффиксов образуйте другие фамилии.

Д. Кузнецов, Стрельцов, Плотников, Столяров, Гончаров.

У. Но не всегда легко можно понять происхождение фамилии. Вот пример:

  • Булгаков – булгак (беспокойный),

  • Бунин – буня (высокомерный),

  • Ряхин – ряха (аккуратный).

Интересно происхождение фамилии Чапаев. Дед Василия Ивановича Чапаева был старшим на лесоповале и часто прикрикивал: «Чепай!» Это означает – «зацепляй багром бревно». Так он получил прозвище Чепай, или Чапай, а потомки его стали Чапаевыми.

Интересно, а вы сможете распознать происхождение фамилий? Вы будете работать в группах.

Выводы записывайте в тетрадь. В фамилиях выделите суффиксы.

  • Группа 1 – Мышкин, Усатов.

  • Группа 2 – Мельников, Рыбаков.

  • Группа 3 – Соколов, Хлебников.

  • Группа 4 – Москвин, Носов.

  • Группа 5 – Куприянов, Садовников.

  • Группа 6 – Быстров, Петров.

Выслушиваются результаты обсуждений в группах.

У. У слова фамилия есть другое значение. Это латинское слово означает домочадцы, семья. Но семья – это не только те, кто живет с вами сейчас, но и все ваши прабабушки и прадедушки. Конечно, интересно, когда твоя фамилия известная. Но когда она становится известной?

Д. Когда человек сделает что-то полезное для людей, для Родины.

У. Давайте вспомним таких людей.

На доске – портреты М.В. Ломоносова, А.С. Пушкина, П.И. Чайковского.

– Как эти люди прославили свою фамилию?

Д. Ломоносов сделал много научных открытий.
– Пушкин написал много стихов.
– Чайковский писал красивую музыку.

У. Нам надо стараться так жить, чтобы нашим потомкам не было стыдно за свою фамилию. Ведь в старину, прежде чем начать общаться с человеком, узнавали его родословную. Иван Грозный перед встречей со шведским королем послал ему такое письмо: «Пишешь ты нам, что твой отец – венчаный король, а мать твоя – венчаная королева; но хоть отец твой и мать венчаны, но предки-то их на престоле не бывали. А если уж ты называешь свой род государским, то скажи нам, чей сын отец твой Густав, и как деда твоего звали, и где на государстве сидел, и с какими государями был в братстве, и из какого ты государского рода? Пришли нам запись о твоих родичах, и мы по ней рассудим».
Запишем в тетрадь, что вы узнали о фамилии и как к ней надо относиться.

Фамилия – это вся твоя семья. Она объединяет несколько поколений. К своей семье надо относиться бережно и стараться не пятнать ее плохими поступками.

V. Итог урока

У. Итак, давайте прочитаем все, что записано сегодня в тетради.

Примерный текст:

На Руси фамилии появляются в ХV–ХVI веках. Вначале у бояр и дворян, позднее – у горожан. Позже всех фамилии появились у крестьян. Большинство фамилий возникли от имен и прозвищ. По некоторым можно было судить о занятиях предков.
Фамилия Соловьев произошла от названия птицы соловей. А человек по фамилии Рязанов жил в городе Рязань.
Фамилия – это вся твоя семья. Она объединяет несколько поколений. К своей фамилии надо относиться бережно и постараться не запятнать ее плохими поступками.

– Можно ли назвать это текстом? Почему?

Дети отвечают.

– Как его можно озаглавить?

Д. О фамилиях.

Категория: РУССКИЙ ЯЗЫК | Добавил: admin | Теги: открытый урок, конспекты уроков в начальной школе, методическая страничка, учителю начальных кл, поурочные планы уроков, начальные классы, иду на урок
Просмотров: 1270 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru