Цели. Повторить морфемный состав;
учить образовывать слова с помощью суффиксов;
повторить правописание собственных имен
существительных.
Оборудование. Тексты статьи для
учащихся; портреты М.В. Ломоносова,
А.С. Пушкина, П.И. Чайковского.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы урока
На доске:
Кем был твой прадед на Руси?
Свою фамилию спроси! |
Учитель. О чем же может
рассказать фамилия? Сегодня мы попытаемся в этом
разобраться.
III. Чтение статьи
Дети читают текст статьи.
Может
ли человек жить без имени? Этот вопрос вызовет у
тебя только улыбку. А как же тогда различать
людей? У многих народов, в том числе у русских,
данное в детстве имя сохраняется за человеком
всю жизнь. У каждого имени есть своя история
происхождения.
Славянские имена – самые старые из тех, что дошли
до нас. И сейчас в ходу имена Святослав, Ярослав,
Владимир, Людмила. Что они означают? На этот
вопрос ты сам сможешь ответить.
Согласен ли ты, что: Святослав – «святая слава»,
Ярослав – «яркая слава», Владимир – «владеющий
миром», Людмила – «людям милая»?
Во времена Древней и Московской Руси многие
имена были прозвищами. Родился мальчик с черными
волосами – назвали его Чернышом. Белокурую
девочку – Белянкой. Часто имя было связано с
ростом и внешностью человека, его характером. Так
появились Мал, Толстой, Ушак, Головач, Лобан,
Глазко, Крик, Бессон, Молчан. Родился первый
ребенок в семье – назвали Первулей, третьего –
Третьяком, а шестого – Шестаком.
Иногда давали имена по названиям животных,
растений: Волк, Заяц, Медведь, Корова, Трава,
Ветка. Ученые предполагают, что они связаны с
древними верованиями наших предков, которые
обожествляли природу.
После принятия христианства на Руси детям стали
давать имена из перечня святых, помещенных в
церковном календаре. Большинство современных
имен – из этого перечня.
А знаешь ли ты, что обозначают имена Петр, Виктор,
Александр, Наталья, Лариса, Екатерина?
Оказывается, это «камень», «победитель»,
«защитник людей», «природная», «чайка», «чистая».
Кроме имен, у людей есть фамилии. На Руси они
появились в ХV–ХVI веках. Вначале – у бояр и
дворян, позднее – у горожан. Большинство фамилий
возникли от имен и прозвищ: Владимиров, Толстой,
Молчанов, Третьяков, Волков, Александров. По
некоторым фамилиям можно судить о занятиях
предков: Кузнецов, Рыбаков, Кожевников,
Шапошников.
IV. Работа над суффиксальным
образованием слов
У. Всегда ли у людей были
фамилии?
Дети. Нет. Сначала были прозвища,
затем появились имена и только потом фамилии.
У. Найдите в тексте абзац о
фамилиях и письменно ответьте на вопросы.
На доске:
1. Когда появились фамилии?
2. У кого фамилии появились вначале?
3. У кого они появились потом?
|
– А сейчас попробуем
образовать фамилии от имен:
Иван – Иванов, Игнат – Игнатов,
Надежда – Надеждин, Василий – Васильев.
– С помощью какой морфемы
образовались эти фамилии?
Д. С помощью суффикса.
У. Какие это суффиксы?
Д. -ов-, -ин-, -ев-.
У. Теперь с помощью этих
суффиксов образуйте другие фамилии.
Д. Кузнецов, Стрельцов,
Плотников, Столяров, Гончаров.
У. Но не всегда легко можно
понять происхождение фамилии. Вот пример:
Булгаков – булгак (беспокойный),
Бунин – буня (высокомерный),
Ряхин – ряха (аккуратный).
Интересно происхождение фамилии
Чапаев. Дед Василия Ивановича Чапаева был
старшим на лесоповале и часто прикрикивал:
«Чепай!» Это означает – «зацепляй багром
бревно». Так он получил прозвище Чепай, или Чапай,
а потомки его стали Чапаевыми.
Интересно, а вы сможете распознать
происхождение фамилий? Вы будете работать в
группах.
Выводы записывайте в тетрадь. В
фамилиях выделите суффиксы.
Группа 1 – Мышкин, Усатов.
Группа 2 – Мельников, Рыбаков.
Группа 3 – Соколов, Хлебников.
Группа 4 – Москвин, Носов.
Группа 5 – Куприянов, Садовников.
Группа 6 – Быстров, Петров.
Выслушиваются результаты обсуждений
в группах.
У. У слова фамилия есть
другое значение. Это латинское слово означает домочадцы,
семья. Но семья – это не только те, кто живет с
вами сейчас, но и все ваши прабабушки и
прадедушки. Конечно, интересно, когда твоя
фамилия известная. Но когда она становится
известной?
Д. Когда человек сделает что-то
полезное для людей, для Родины.
У. Давайте вспомним таких людей.
На доске – портреты
М.В. Ломоносова, А.С. Пушкина,
П.И. Чайковского.
– Как эти люди прославили свою
фамилию?
Д. Ломоносов сделал много
научных открытий.
– Пушкин написал много стихов.
– Чайковский писал красивую музыку.
У. Нам надо стараться так жить,
чтобы нашим потомкам не было стыдно за свою
фамилию. Ведь в старину, прежде чем начать
общаться с человеком, узнавали его родословную.
Иван Грозный перед встречей со шведским королем
послал ему такое письмо: «Пишешь ты нам, что твой
отец – венчаный король, а мать твоя – венчаная
королева; но хоть отец твой и мать венчаны, но
предки-то их на престоле не бывали. А если уж ты
называешь свой род государским, то скажи нам, чей
сын отец твой Густав, и как деда твоего звали, и
где на государстве сидел, и с какими государями
был в братстве, и из какого ты государского рода?
Пришли нам запись о твоих родичах, и мы по ней
рассудим».
Запишем в тетрадь, что вы узнали о фамилии и как к
ней надо относиться.
Фамилия – это вся твоя семья. Она
объединяет несколько поколений. К своей семье
надо относиться бережно и стараться не пятнать
ее плохими поступками.
V. Итог урока
У. Итак, давайте прочитаем все,
что записано сегодня в тетради.
Примерный текст:
На Руси фамилии появляются в ХV–ХVI
веках. Вначале у бояр и дворян, позднее – у
горожан. Позже всех фамилии появились у крестьян.
Большинство фамилий возникли от имен и прозвищ.
По некоторым можно было судить о занятиях
предков.
Фамилия Соловьев произошла от названия птицы
соловей. А человек по фамилии Рязанов жил в
городе Рязань.
Фамилия – это вся твоя семья. Она объединяет
несколько поколений. К своей фамилии надо
относиться бережно и постараться не запятнать ее
плохими поступками.
– Можно ли назвать это текстом?
Почему?
Дети отвечают.
– Как его можно озаглавить?
Д. О фамилиях. |