Оборудование. Учебник «К тайнам
нашего языка» (1-й класс); Методические
рекомендации.
I. Введение в тему урока
До начала урока учитель помещает на
доску две таблицы: со с. 15 учебника (с пустыми
графами) и со с. 13 (без слов-примеров и
вопросов).
Учитель. Вам знакомы эти таблицы?
Дети. Да.
У. Мы заполняли их на прошлом
уроке. Как вы думаете, сможем ли мы снова собрать
таблицы? Попробуем. Примеры слов ставить не
будем, а вот вопросы постараемся вернуть на
место. Давайте работать так: вы рассказываете по
таблице, называете вопросы, а я вписываю их.
Учащиеся по наводящим вопросам
учителя повторяют уже знакомые им сведения.
Постепенно таблицы заполняются.
– Теперь, когда таблицы готовы,
вернемся к рисунку на странице 16 и поищем примеры
слов для наших таблиц.
Устно собираются примеры разных
групп слов.
– Сегодня мы продолжим разговор о
словах-названиях. А вот какие слова мы будем
учиться разграничивать, я думаю, вы скажете сами
в конце урока.
II. Разграничение слов, отвечающих на
вопросы кто? что?
У. На странице 17 учебника
вверху прочитайте хором строчку из известного
вам произведения и узнайте его.
Д. «Сказка о рыбаке и рыбке».
У. Кто ее автор?
Д. Александр Сергеевич Пушкин.
Учитель показывает книгу Пушкина с
этой сказкой.
У. Перечитайте строку из сказки
и найдите слово, которым названо животное.
Д. Рыбка.
У. Сколько «опасных» мест в
слове? Отметьте их.
Дети выполняют задание.
– Это слово мы будем списывать, но
сначала поработаем над красотой букв. Пропишем
буквы б и к.
Обсуждают написание и пишут по одному
разу.
– А теперь напишем те же буквы,
правильно их соединяя.
Дети прописывают один раз.
– Готовимся к списыванию. Какие
действия нам осталось выполнить?
Вывешиваются карточки с рисунками из
памятки 1 начиная с третьей, и слово
орфографически проговаривается.
– Пропустите одну строчку в тетради
и на следующую запишите это слово по правилам
списывания.
Дети выполняют задание.
– С кем еще мы встречаемся в сказке
Александра Сергеевича Пушкина?
Д. Со стариком и старухой.
У. Запишем эти слова-названия в
столбик под словом рыбка. Какой памяткой
будем пользоваться?
Д. Памяткой 2.
У. Проговорим и запишем первое
слово – старик.
На доске карточки, напоминающие о
самодиктовке и проверке.
– Прежде чем записать второе слово
– старуха, уточним элементы буквы,
которая нечасто встречается, – буквы х.
Буква один раз прописывается на той
же строке, где были написаны предыдущие.
– Теперь проговорите и, диктуя себе,
запишите слово старуха.
Дети записывают.
– Вспомним, что просила и получила
старуха от золотой рыбки. Я буду читать строки из
сказки (с. 17 учебника, упр. 21), а вы хором
дочитывайте выделенные слова.
Прочитываются все три отрывка.
– Нет ли в отрывках слов, о значении
которых вы хотели бы спросить?
Д. Нет.
У. Тогда у меня к вам вопрос: «Что
называют слова изба и терем?»
Д. Это дома, где живут.
У. Найдите на рисунке избу и
терем. Чем они отличаются?
Д. Терем красивый, а изба не
очень.
У. Хотите проверить, точно ли мы
объяснили значение этих слов? Это можно сделать,
обратившись к странице 135 учебника. Откройте
ее, и пока прочитаем только последнюю строчку.
Какое уточнение надо сделать?
Д. Терем – красивый дом с
башней.
– А про слово изба написано,
что это деревенский дом.
У. Сейчас мы с вами узнали точные
значения слов. Так всегда нужно поступать,
встречаясь со словами, которые не понятны или не
совсем понятны. Дома прочитайте совет авторов в
голубой рамке на странице 18.
А теперь вернитесь к тетради и
запишите слова изба и терем во
второй столбик. Не забудьте пропустить строку и
действовать по правилам списывания.
Пока дети работают, учитель пишет на
доске два вопроса: кто? что?
– Прочитайте вопросы. Нам надо
решить, к какому столбику слов какой из этих
вопросов подходит.
Перечитайте слова первого столбика.
Кого они называют? Какой вопрос вы для них
выберете?
Д. Кто?
У. А на какой вопрос отвечают слова
второго столбика?
Д. Что?
У. Давайте проверим наш выбор.
Прочитаем, что пишут авторы в рамке на
странице 19. Я читаю, а вы следите и помогайте –
дочитывайте хором то, что напечатано жирным
шрифтом.
Правильное ли решение мы приняли?
Впишите вопросы на оставленную строку – каждый
над своим столбиком. Проговариваем их.
Дети пишут под коллективную
самодиктовку.
– Какие же слова-названия отвечают
на вопрос кто? А на вопрос что?
III. Формирование умения различать
слова, отвечающие на вопросы кто? что?
У. Я буду называть слова, а вы
решайте, на какой вопрос слово отвечает: кто?
или что? Если на вопрос кто?, хлопните в
ладоши один раз, а если на вопрос что? – два
раза. Итак, если слово будет называть вещь,
сколько раз хлопнете? А если людей, животных?
Слон, клетка, дрессировщик, клоун,
шляпа, качели.
Посмотрите на рисунок на странице 19
и сами подберите как можно больше слов-названий,
которые отвечают на вопрос кто?
Д. Мальчик, девочка, дети, ребята,
котята, котенок.
У. А теперь – на вопрос что?
Д. Трава, дерево, мячик.
У. Как вы думаете, а слово хвост
на какой вопрос будет отвечать? А слова лапа,
ушки?
Выслушиваются ответы детей.
– Вот какой хитрый русский язык!
Слово котенок отвечает на вопрос кто?,
а слова хвост и лапа – что?
Переверните страницу. Прочитайте
слова в первой строчке и найдите одно, отвечающее
на вопрос кто?, которое мы, рассматривая
рисунок, не назвали.
Д. Малыши.
У. Отметьте в нем «опасные»
места, подготовьтесь и запишите в тетрадь. В
какой столбик вы его поместите?
Д. В первый.
У. Посмотрите вокруг. Назовите
еще слова, которые можно было бы записать в тот же
столбик. Какие слова вы будете искать?
Д. Те, которые отвечают на вопрос
кто?
Были названы слова: ученики,
учительница, Сережа. К последнему слову,
естественно, пока особое внимание не
привлекалось, поскольку понятие «имена
собственные» еще не обсуждалось.
У. А теперь приведите примеры
слов-названий, которые отвечали бы на вопрос что?
IV. Подведение итогов урока
У. Какие же слова-названия мы
сегодня учились разграничивать?
Дети отвечают.
– Дома выполните совет авторов,
выделенный желтой рамкой.
Обобщение по таблице на с. 20
перенесено на предпоследний урок темы.
Составление предложений по рисунку из
«рассыпанных» слов оставлено на последние уроки
учебного года, где предусмотрена небольшая тема
под названием «Перелистаем учебник».
|