Цели. Закрепить знания о видах и
составе речи; дать понятие предложения;
познакомить с пунктуацией в конце предложений;
развивать творческие возможности детей; учить
анализировать, сопоставлять и рассуждать;
воспитывать желание самостоятельно добывать
знания.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учитель. В какой цвет вы бы
окрасили свое настроение? Запишите.
Дети выполняют задание.
II. Сообщение темы урока
У. Тема нашего урока –
"Предложение. Знаки, которые ставятся в конце
предложений" – записана на доске. Сегодня мы
будем творчески работать, сочинять, играть и даже
рисовать.
III. Повторение пройденного материала
У. Но сначала вспомним то, что вы
уже знаете с предыдущих уроков. С помощью чего
общаются животные?
Дети. Животные общаются с
помощью звуков.
У. А каким образом мы выражаем
свои мысли?
Д. Мы выражаем свои мысли с
помощью речи.
У. Какая бывает речь?
Д. Речь бывает устная, когда мы
говорим, и письменная, когда мы пишем.
У. Верно. Теперь давайте
вспомним, из чего состоит речь. У меня на
магнитном полотне уже составлена схема состава
речи. Посмотрите на нее.
На доске: Д. Эта схема составлена неверно,
потому что речь состоит из предложений,
предложения состоят из слов, а слова состоят из
звуков в устной речи и букв в письменной речи.
Дети выходят к доске и исправляют
схему, переставляя карточки с понятиями.
На доске: У. Молодцы! Вы верно
восстановили схему состава речи.
IV. Объяснение нового материала
Работа над определением предложения
У. На этом и последующих уроках
мы будем рассматривать состав речи более
подробно. Начнем мы, конечно же, с предложения.
Подумайте и скажите, как вы считаете, что такое
предложение?
Д. Предложение состоит из слов,
звуков и букв.
У. Хорошо, но посмотрите, что я
запишу на доске исходя из вашего рассуждения.
На доске:
С д сирень ь ы весна й
[ю]расцветают. |
Д. Предложение – это фраза,
которая состоит из слов.
У. Посмотрим, что может у нас
получиться исходя из этого определения.
Учитель пишет на доске:
Д. Так не говорят: "Сирень
весна расцветают". Можно сказать: "Сирень
весной расцветает" или "Весной расцветает
сирень". То есть слова в предложении должны
быть связаны по смыслу.
У. Какое же определение у нас
получилось?
Д. Предложение – это фраза,
которая состоит из связанных по смыслу слов.
У. Хорошо, а сейчас давайте
сравним наше определение с определением в
учебнике.
Дети читают определение в учебнике,
сопоставляют со своим.
Д. Предложение – это
законченная мысль, которая может быть выражена
одним или несколькими словами.
У. Что мы не учли в своем
определении?
Д. Мы не учли, что слова в
предложении должны выражать законченную мысль.
У. Действительно, ребята, если
слова связаны между собой, но не выражают
законченной мысли, то это не предложение.
Прочитайте мои записи на доске.
На доске:
На городской башне;
прыгали веселые;
приподнял с земли.
|
У. Это предложения?
Д. Нет.
У. Слова связаны между собой?
Д. Да.
У. Выражают ли они законченные
мысли?
Д. Нет.
У. Действительно, посмотрите:
"На городской башне", – а что на башне
произошло, непонятно; или: "прыгали веселые"
– кто прыгал и почему веселые, тоже неясно. А
почему?
Д. Потому что мысли не закончены.
У. Верно, поэтому ваша задача –
творчески дополнить словосочетания, записанные
на доске так, чтобы получились интересные
предложения.
Дети предлагают свои варианты,
выслушиваются все, дается позитивная оценка
каждому ребенку.
Д. На городской башне сидел
Карлсон и не знал, как спуститься.
– В моей тетрадке прыгали веселые запятые и
радовались, что их правильно расставили.
– Приподнимаю я как-то с земли большой камень,
а там гномик сидит.
Работа над пунктуацией в конце
предложений
У. Молодцы, интересные
предложения у вас получились. Что вы знаете о
пунктуации в предложении?
Д. Предложение пишется с большой
буквы, а в конце ставится точка.
У. Верно! А теперь небольшое
творческое задание. Вот перед вами знаки
пунктуации: точка, восклицательный знак,
вопросительный знак. Нарисуйте цветок, используя
только эти знаки. Поиграйте ими, чтобы ваш цветок
получился красивым, оригинальным.
. ! ?
Дети рисуют на альбомных листах,
затем их работы вывешиваются на мини-выставку.
– Молодцы! Вот и настало время
узнать вам секрет про эти знаки. В зависимости от
того, как выражается мысль в предложении,
ставится определенный знак в конце.
Посмотрите на доску.
На доске:
Осенью наша семья собрала
много грибов и ягод. |
– Если в предложении что-то
сообщается, то в конце предложения ставится
точка. Приведите свои примеры.
Ученики устно приводят свои примеры.
– Если в предложении что-то
спрашивается, то в конце ставится вопросительный
знак. Такое предложение произносится с
вопросительной интонацией.
На доске:
– Приведите свои примеры
вопросительных предложений.
Ученики приводят свои примеры.
– Если предложение выражает
какие-либо чувства: волнение, радость, – то в
конце ставится восклицательный знак. И
произносится такое предложение с чувством,
эмоционально.
На доске:
– Попробуйте выразить свои
чувства, приведите примеры таких предложений.
Ученики приводят примеры устно, если
необходимо, учитель помогает.
V. Закрепление нового материала
Игра "Ассоциация"
У. Предлагаю вам сыграть в игру
"Ассоциация". Напомните правила игры.
Д. Вы нам скажете какое-либо
слово, а мы должны записать в столбик
слова-ассоциации, которые придут в голову в
первый момент.
У. Итак, это слово мяч.
Дети подбирают различные ассоциации
и записывают в столбик.
– Прочитайте, что вы записали.
То, что вы услышите от других ребят, записывайте к
себе в тетрадь в столбик!
Каждый ученик зачитывает свои
ассоциации. Остальные дополняют свои записи
новыми словами, например: прыгает, забивает,
резиновый, звонкий, летает, маленький,
футбольный, поле, лето, кожаный, волейбол, сетка,
вратарь, Марадона, перчатки, эстафета, баскетбол,
регби, "Спартак", кольцо, гол, большой...
– Составьте предложения со
словом мяч, используя как можно больше
слов-ассоциаций из вашего столбика.
Ученики составляют и записывают
предложения в тетрадь.
– Послушаем ваши предложения.
Дети зачитывают свои предложения.
Педагог позитивно оценивает каждого, акцентируя
внимание на более оригинальных вариантах.
– Футбольный мяч перелетел
через все поле и попал в ворота.
Работа в группах
У. Сейчас работа для групп (дети
делятся на 2 группы). Посмотрите на карточки с
записями. Работая в группе, вы должны решить,
какие из записей являются предложениями, а какие
нет. Прежде чем приступить к выполнению, советую
снова прочесть определение предложения.
Дается
минутка для повторного чтения определения.
Карточка
1. Наступило прекрасное утро.
2. Я живу на третьем этаже.
3. Мой брат коллекционирует старинные монеты.
4. в воскресенье друзьями пошли в театр.
5. Я читаю интересную книгу.
6. Под мой окном свила гнездо птичка
7. Когда золотистый одуванчик...
8. Ночью стало прохладно.
Номера предложений: ... |
Дети, работая в группе, рассуждают,
анализируют, сопоставляют записи с определением,
совещаются, приходят к выводу, выписывают
предложения в тетрадь, готовятся защищать свою
точку зрения.
– Какая группа хотела бы
ответить первой?
Д. Отвечает вторая группа. Мы
считаем, что записи под номерами 1, 3, 5, 8 являются
предложениями, так как они выражают законченную
мысль и пунктуация соответствует пунктуации
предложений.
У. Согласна ли первая группа со
второй?
Д. Да. Мы бы хотели объяснить,
почему записи под номерами 2, 4, 6, 7 не являются
предложениями.
У. Пожалуйста.
Д. Дело в том, что в записях под
номерами 2, 4, 6 не все слова связаны между собой, в
записи 7 не закончена мысль, кроме того, в записях
4 и 6 нарушена пунктуация.
При несовпадении выводов детей
возможна дискуссия. Это приветствуется
педагогом; происходит обсуждение, в результате
которого рождается истина.
Работа по развитию речи
У. Молодцы! Следующее задание
тоже для групп. У меня на карточке записано
начало сказки, но проблема в том, что слова в
предложении запутались. Вашей задачей будет не
только распутать слова в предложениях, но и
придумать предложение сказки. Проявите
творчество!
Карточка
1. Жил на опушке леса. Хомяк
2. в его норе Как-то раз много гостей. Собрались
3. ореха под соусом из крапивы. уже стояло
вкусное На столе угощение – жареные
4. Но вдруг... |
Дети восстанавливают
деформированные предложения, совместно сочиняют
продолжение сказки, записывают; учитель тоже
сочиняет свою версию продолжения.
– Закончили обсуждение. Выберите
представителя от группы, который будет
озвучивать вашу сказку.
Д. Жил на опушке леса Хомяк.
Как-то раз много гостей собралось в его норе. На
столе уже стояло вкусное угощение – жареные
орехи под соусом. Но вдруг...
По очереди представители от групп и
учитель зачитывают свои варианты продолжения
сказки. Следует позитивная оценка сотворчества
учеников.
У. Замечательные сказки, ребята,
получились у вас. А получились они у вас
благодаря умению строить предложения. В этом
задании вы проявили максимум творчества. В
следующем задании вам нужно проявить умение
ставить вопросы к словам предложения. Перед вами
карточка "Анализ предложения". Рассмотрите
ее. С другой стороны этой карточки есть кармашек
со словами, которые необходимо расставить в
зависимости от вопросов карточки.
Анализ предложения
Какой?
Что делал?
Где?
Из чего? |
Щенок |
|
Слова в кармашке: лежал, из
прутьев, лохматый, на коврике.
Д. Лохматый
щенок лежал на коврике из прутьев.
Анализ предложения
Какой?
Что делал?
Куда?
Какие? |
Кораблик |
|
Слова в кармашке: далекие,
маленький, в страны, уплывал.
Дети, работая в группах, задают
вопросы к словам и в соответствии с этим
расставляют их на карточке.
Д. Маленький кораблик уплывал в
далекие страны.
VI. Творческая работа
У. Вернемся к пунктуации в конце
предложений. О каких знаках мы говорили в начале
урока? Посмотрите на свои цветы из знаков.
Д. Мы говорили о точке, о
вопросительном и восклицательном знаках.
У. Давайте представим эти знаки
в виде сказочных человечков с глазками, с
ручками, с ножками... В этом нам помогут цветные
карандаши и фломастеры. Перед вами чистые
альбомные листы, но не спешите. Вы же знаете, что у
сказочного персонажа, как и у каждого человека,
есть свой неповторимый характер, которым он
отличается от всех остальных. Поэтому
предварительно нам нужно выяснить характеры
знаков препинания. Вспомните, в конце каких
предложений ставится точка?
Д. Если
в предложении что-то сообщается, то в конце
предложения ставится точка.
У. Как вы думаете, какой тогда
характер у сказочной точки? На кого она может
быть похожа?
Д. Я думаю, что она умеет
выслушать, ей все интересно.
– Мне кажется, что она сама любит
рассказывать, наверное, она похожа на старушку в
очках.
У. А почему именно старушка?
Д. Потому что она умная и все
знает.
– А я думаю, что она маленькая озорная девочка,
потому что она самая маленькая из всех знаков
препинания.
У. Да, я тоже так думаю. И,
наверное, очень разговорчивая. Судя по всему, у
вас уже сложился образ сказочной точки. Теперь
разберемся с вопросительным знаком. В конце
каких предложений он ставится?
Д. Если в предложении что-то
спрашивается, то в конце ставится вопросительный
знак.
У. Закройте глазки, мысленно
представьте его. Какой у него характер? Чем
отличается он от точки?
Д. Мне он представляется очень
любопытным, все время что-то спрашивает.
– У него большой нос, который он везде сует.
У. А на кого он похож?
Д. Я думаю, что он похож на
Незнайку, он же ничего не знает.
– Может, это учитель на уроке задает вопросы
детям.
У. Вижу, что вы уже знаете, каким
будет ваш сказочный вопросительный знак. Про
кого мы еще не говорили?
Д. Про
восклицательный знак.
У. В каком случае ставится
восклицательный знак?
Д. Если предложение выражает
какие-либо чувства: волнение, радость.
– Мне кажется, сказочный восклицательный знак
любит все красивое.
– Да, наверное, он художник или поэт.
– Скорее всего, он любит музыку и природу.
У. Фантазировали вы
замечательно, теперь выразите свои фантазии в
рисунках. Рисовать можно любой из знаков на
выбор, но можете нарисовать их и все вместе.
Дети выполняют задание.
У. А сейчас каждый из вас
представит нам свою работу и расскажет, какие
мысли приходили ему в голову, пока он рисовал, и
отразились ли эти мысли в рисунке.
Дети по желанию выходят с рисунками к
доске, делятся своими рассуждениями и
фантазиями, затем все творческие работы
вывешиваются на доске.
VII. Подведение итогов урока
У. Итак, наш урок подошел к концу.
Давайте вспомним, что нового для себя вы узнали
сегодня?
Д. Мы узнали, что такое
предложение.
– Я узнал, когда и какие знаки препинания
ставятся в конце предложения.
– Я узнал, что знаки препинания можно
представлять в виде сказочных существ.
У. Хорошо, а теперь откройте свои
"Дневники откровений" и ответьте самому
себе на несколько вопросов:
1. Как
я выполнял свою работу?
2. Что явилось для меня новым?
3. Какие у меня возникли трудности?
4. Как я их преодолевал?
5. Что нового для себя узнал?
Учитель выставляет оценки,
благодарит за творчество и активность. После
урока учитель делает рефлексивный анализ на
основе письменной рефлексии. |