Как проверить правописание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных.
Цели:
- познакомить с правилом проверки безударных гласных в окончаниях имён прилагательных;
- учить писать слова с безударными гласными в окончаниях имён прилагательных,
- подбирать проверочные слова, графически обозначать орфограмму;
- развивать речь, память, мышление, орфографическую зоркость;
- воспитывать аккуратность, самостоятельность, чувство товарищества, тактичность.
Оборудование:
- карточки с заданием для работы в группах;
- памятки к орфограммам «Безударные гласные в окончаниях имён
прилагательных», «Безударная гласная в корне слова, проверяемая
ударением», безударная гласная в приставке», «Соединительные гласные в
сложных словах»;
Ход урока:
I. Орфографическая минутка.
1) Прочитайте слова. Какое слово «лишнее»? Почему?
берёзка, прадедушка, звездопад, молодой, посадка
- Назовите в словах изученные орфограммы, объясните их написание.
- Подберите слово к схеме:
2) Письмо с комментированием.
Через моря и горы летят в родные края перелётные птицы.
- Подчеркнуть грамматическую основу, определить части речи.
- Разобрать по составу слово перелётные.
- Звуко - буквенный анализ слова края.
II. Чистописание. Словарная работа.
1) Прочитайте буквы. На какие группы можно их разделить?
а е и о я
- Назовите буквы, которые служат для мягкости согласных звуков. Что они ещё могут обозначать?
ая ое ие яя
2) Запишите слова в три столбика по частям речи: имена существительные, имена прилагательные, глаголы.
печаль, печалить, серебро, серебряный, серебрить,
считать, счёт, мечта, мечтать, мечтатель, волшебник, волшебный, овощной,
хороший
- Подчеркните слова, в которых звуков меньше, чем букв.
- Взаимопроверка.
- Какие слова подчеркнули? Почему?
III. Постановка проблемы, актуализация знаний.
1) Исследовательская работа (работа в группах). Каждая команда получает листочки с заданием: вставьте букву, объясните свой выбор.
зв . зда бел . зубый пр . дедушка у красн . й
б . р . га везд . ход п . дорожник в син . х
з . ма пеш . ход з . писка о добр . м
- Какие буквы вставили? Почему?
- В правописании каких слов сомневаетесь? Почему? (слова последнего столбика)
- Где находится пропущенная гласная? Почему «опасное место»? Какие части речи?
- Какую проблему будем решать сегодня на уроке?(написание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных)
2) Актуализация знаний.
- Какие известные орфограммы связаны с написанием безударных гласных? (памятки)
- Как действуем, чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова? В приставке? В сложных словах?
- Как бы вы поступили, чтобы правильно написать безударную гласную в окончании имени прилагательного?
IV. Поиск решения проблемы.
1) Упр. 326
- Прочитайте. Сравните окончания слов – вопросов и имён прилагательных. Что вы заметили? (коллективная работа)
- Какие окончания имеют имена прилагательные, если ставим вопрос какого? (-ого-, -его-) От чего зависит написание букв о или е?
- Каким? (-ым-, -им-) От чего зависит написание букв ы или и?
- Что же необходимо сделать, чтобы правильно написать безударное
окончание имени прилагательного?( учащиеся самостоятельно формулируют
правило, обозначают орфограмму)
2) Самостоятельное чтение правила ( стр. 78)
- Оправдались ли ваши предположения?
V. Применение полученных знаний.
1) Упр. 327(устно)
а) Самостоятельное чтение текста.
- Как образовалось слово стол?
- Можно ли слова стол, престол, столица считать родственными? Почему?
- Разберите слова по составу.
б) Найдите слова с орфограммой «Безударная гласная в окончаниях имён прилагательных», объясните её написание.
2) Упр. 328 (коллективная работа)
а) Прочитайте стихотворение.
- В каких строчках автор сам определяет главную мысль?
- Какие два слова чаще всего повторяются? Почему?
- Чем интересны эти слова?
б) Выпишите прилагательные с безударными окончаниями, обозначьте орфограмму (с комментированием)
VI. Итог урока.
- С какой орфограммой познакомились сегодня на уроке?
- Как проверить правописание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных?
- Что было самым трудным на уроке? А самым лёгким?
VII. Домашнее задание.
1) Упр. 5, стр. 89
2) Выучить правило на стр. 78.
|