Пятница, 03.05.2024, 07:47                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
ЧТЕНИЕ [139]
ПИСЬМО [38]
РУССКИЙ ЯЗЫК [109]
МАТЕМАТИКА [62]
ИСТОРИЯ РОССИИ [32]
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР [87]
ЭКОНОМИКА [14]
ИЗО [35]
ЭСТЕТИКА [41]
ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ [19]
КЛАССНЫЙ ЧАС [22]
ШКОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ [156]
ОБЖ [45]

Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА » РУССКИЙ ЯЗЫК

Правописание безударных гласных в корне слова. Этимология слов
27.02.2012, 20:35

Цели. Повторить правописание безударных гласных в корне слова и в приставках; пополнить словарный запас учащихся; познакомить с этимологией некоторых слов; учить работать со словарем.

Оборудование. Орфографические, этимологические и толковые словари; рисунки с изображениями предметов для исследовательской работы.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Учитель. Прочитайте фразу, записанную на доске.

На доске.

Орфография слова есть биография слова, кратко, но вразумительно повествующая о происхождении слов.

В.П. Шереметьевский

– Что такое орфография слова?

Дети. Это правила, по которым мы записываем слова.

У. Что такое биография?

Д. Это история жизни.

У. Правописание слова связано с его происхождением. О происхождении некоторых слов мы будем говорить на уроке.

III. Стихотворение С. Острового «Первородство»

У. Послушайте стихотворение.

К словам привыкаешь день ото дня,
А они первородного смысла полны...
И когда я слышу:
– Извини меня! –
Это значит:
– Исключи меня из вины!
У слова – цвет своего огня,
Свое пространство, свои рубежи,
И когда я слышу:
– Обереги меня! –
Это значит:
– Берегами меня окружи!
У слова есть корни. И есть родня.
Оно не подкидыш под сирым кустом.
Когда я слышу:
– Защити меня! –
Это значит:
– Укрой меня за щитом!
Вслушайся! Вникни! Не позабудь!
У слова – свой норов. Свое нутро.
И если ты в эту проникнешь суть –
Слово тебе сотворит добро.

– К чему призывает автор?

Д. Узнавать происхождение слов, вдумываться в них.

У. Запишем «расшифровку» слов.

Обереги меня – берегами меня окружи*.

– Беречь и берег – это исторические родственники. Берега охраняют воды реки. Каким словом можно проверить безударную гласную в слове обереги?

Д. Берег.

Защити меня – укрой меня за щитом*.

У. Щит – исторический корень. Объясните правописание гласной а в слове защити.

Д. За – это приставка. Нет приставки зо.

Извини меня – исключи меня из вины*.

У. Вина и извини – это родственные слова. Подберите проверочное слово для гласной и в корне.

Д. Невинный.

У. Поможет ли знание происхождения слова в выборе варианта фразы:

«Прошу извинить меня. Я извиняюсь»?

Дети рассуждают. Учитель делает вывод:

– Возвратный суффикс -сь говорит о том, что человек сам себя прощает. Значит, вторая фраза сформулирована неверно. Какие еще фразы можно сформулировать со словом извини?

Д. «Извини меня».

– «Извините, пожалуйста».

У. Запишите эти фразы. Какой вывод мы можем сделать?

Д. Знания о происхождении слов помогают правильно писать и говорить.

IV. Работа со словарями

У. Где можно узнать о происхождении слова?

Дети отвечают.

– Какой словарь нам понадобится?

Дети выбирают из предложенных словарей, объясняя назначение каждого словаря.

Д. В орфографическом словаре мы узнаем о правописании слов.

– В толковом словаре мы узнаем лексическое значение слов.

У. Что такое этимологический словарь?

Д. Мы не знаем.

У. Если мы не понимаем значение слова, то какой словарь нам поможет?

Д. Толковый.

У. Откройте словарь Ожегова и найдите объяснение слова этимология.

Д. Этимология – отдел языкознания, изучающий происхождение слов, а также само происхождение того или иного слова.

V. Работа в группах с целью проведения исследования

У. Ученые, которые занимаются этимологией, называются этимологами. Они проводят различные исследования, чтобы узнать историю слов. Я предлагаю вам сегодня на уроке представить себя в качестве ученых-этимологов и провести исследование.
Назовите исторический корень слов.

Дети получают рисунки: 1-я группа – малина, малыш; 2-я группа – очки, окно, очи; 3-я группа – наперсток, перстень, перчатка.
После самостоятельной работы проводится проверка исследования. Дети на доске записывают исследуемые слова и объясняют правописание безударных гласных.

Д. Малина, малыш – исторический корень -мал-. Он связан со словом маленький. Малыш – это маленький ребенок, а малина состоит из маленьких частиц.

– Очки, окно, очи – исторический корень -оч- или -ок-. Он связан со словом око (устаревшее глаз).

Очки – это прибор для глаз; окна в старину называли глазами дома. Очи – форма множественного числа слова око.

– Наперсток, перстень, перчатки – исторический корень -перч-, -перст-. Он связан со словом перст (устаревшее палец). Наперсток надевают на палец, перстень – украшение для пальца, перчатки греют пальцы.

VI. Закрепление изученного материала

У. Прочитайте высказывание Паустовского о русском языке. Спишите, вставив в слова пропущенные буквы. Если не можете проверить или объяснить написание пропущенных букв, можете воспользоваться словарем.

На доске.

Многие русские сл...ва сами по себе излучают п...эзию, подобно тому как драгоценные камни излучают т...инственный блеск.
Русский язык открывается до к...нца в своих поистине в...лшебных свойствах и б...гатстве лишь тому, кто кровно любит и знает «до косточки» свой н...род и чувствует сокровенную прел...сть нашей з...мли.

К.Г. Паустовский

VII. Итог урока

У. Как называется наука о происхождении слов?

Д. Этимология.

У. Кто такой этимолог?

Д. Ученый, который узнает происхождение слов.

У. Какие словари вам известны? Как и в каких случаях ими надо пользоваться?

Дети отвечают.

Категория: РУССКИЙ ЯЗЫК | Добавил: admin | Теги: открытый урок, конспекты уроков в начальной школе, методическая страничка, учителю начальных кл, поурочные планы уроков, начальные классы, иду на урок
Просмотров: 1861 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru