Цели. Повторить правописание
безударных гласных в корне слова и в приставках;
пополнить словарный запас учащихся; познакомить
с этимологией некоторых слов; учить работать со
словарем.
Оборудование. Орфографические,
этимологические и толковые словари; рисунки с
изображениями предметов для исследовательской
работы.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы урока
Учитель. Прочитайте фразу,
записанную на доске.
На доске.
Орфография слова есть
биография слова, кратко, но вразумительно
повествующая о происхождении слов.
В.П. Шереметьевский |
– Что такое орфография
слова?
Дети. Это правила, по которым мы
записываем слова.
У. Что такое биография?
Д. Это история жизни.
У. Правописание слова связано с
его происхождением. О происхождении некоторых
слов мы будем говорить на уроке.
III. Стихотворение С. Острового
«Первородство»
У. Послушайте стихотворение.
К словам привыкаешь день ото дня,
А они первородного смысла полны...
И когда я слышу:
– Извини меня! –
Это значит:
– Исключи меня из вины!
У слова – цвет своего огня,
Свое пространство, свои рубежи,
И когда я слышу:
– Обереги меня! –
Это значит:
– Берегами меня окружи!
У слова есть корни. И есть родня.
Оно не подкидыш под сирым кустом.
Когда я слышу:
– Защити меня! –
Это значит:
– Укрой меня за щитом!
Вслушайся! Вникни! Не позабудь!
У слова – свой норов. Свое нутро.
И если ты в эту проникнешь суть –
Слово тебе сотворит добро.
– К чему призывает автор?
Д. Узнавать происхождение слов,
вдумываться в них.
У. Запишем «расшифровку» слов.
Обереги меня – берегами
меня окружи*.
– Беречь и берег – это
исторические родственники. Берега охраняют воды
реки. Каким словом можно проверить безударную
гласную в слове обереги?
Д. Берег.
Защити меня – укрой меня за щитом*.
У. Щит – исторический
корень. Объясните правописание гласной а в
слове защити.
Д. За – это приставка. Нет
приставки зо.
Извини меня – исключи меня из вины*.
У. Вина и извини – это
родственные слова. Подберите проверочное слово
для гласной и в корне.
Д. Невинный.
У. Поможет ли знание
происхождения слова в выборе варианта фразы:
«Прошу извинить меня. Я извиняюсь»?
Дети рассуждают. Учитель делает
вывод:
– Возвратный суффикс -сь
говорит о том, что человек сам себя прощает.
Значит, вторая фраза сформулирована неверно.
Какие еще фразы можно сформулировать со словом извини?
Д. «Извини меня».
– «Извините, пожалуйста».
У. Запишите эти фразы. Какой
вывод мы можем сделать?
Д. Знания о происхождении слов
помогают правильно писать и говорить.
IV. Работа со словарями
У. Где можно узнать о
происхождении слова?
Дети отвечают.
– Какой словарь нам понадобится?
Дети выбирают из предложенных
словарей, объясняя назначение каждого словаря.
Д. В орфографическом словаре мы
узнаем о правописании слов.
– В толковом словаре мы узнаем
лексическое значение слов.
У. Что такое этимологический
словарь?
Д. Мы не знаем.
У. Если мы не понимаем значение
слова, то какой словарь нам поможет?
Д. Толковый.
У. Откройте словарь Ожегова и
найдите объяснение слова этимология.
Д. Этимология – отдел
языкознания, изучающий происхождение слов, а
также само происхождение того или иного слова.
V. Работа в группах с целью
проведения исследования
У. Ученые, которые занимаются
этимологией, называются этимологами. Они
проводят различные исследования, чтобы узнать
историю слов. Я предлагаю вам сегодня на уроке
представить себя в качестве ученых-этимологов и
провести исследование.
Назовите исторический корень слов.
Дети получают рисунки: 1-я группа –
малина, малыш; 2-я группа – очки, окно, очи; 3-я
группа – наперсток, перстень, перчатка.
После самостоятельной работы проводится
проверка исследования. Дети на доске записывают
исследуемые слова и объясняют правописание
безударных гласных.
Д. Малина, малыш –
исторический корень -мал-. Он связан со
словом маленький. Малыш – это маленький
ребенок, а малина состоит из маленьких частиц.
– Очки, окно, очи – исторический
корень -оч- или -ок-. Он связан со
словом око (устаревшее глаз).
Очки – это прибор для глаз; окна в
старину называли глазами дома. Очи – форма
множественного числа слова око.
– Наперсток, перстень, перчатки
– исторический корень -перч-, -перст-.
Он связан со словом перст (устаревшее палец).
Наперсток надевают на палец, перстень –
украшение для пальца, перчатки греют пальцы.
VI. Закрепление изученного
материала
У. Прочитайте высказывание
Паустовского о русском языке. Спишите, вставив в
слова пропущенные буквы. Если не можете
проверить или объяснить написание пропущенных
букв, можете воспользоваться словарем.
На доске.
Многие русские сл...ва сами по
себе излучают п...эзию, подобно тому как
драгоценные камни излучают т...инственный блеск.
Русский язык открывается до к...нца в своих
поистине в...лшебных свойствах и б...гатстве лишь
тому, кто кровно любит и знает «до косточки» свой
н...род и чувствует сокровенную прел...сть нашей
з...мли.
К.Г. Паустовский |
VII. Итог урока
У. Как называется наука о
происхождении слов?
Д. Этимология.
У. Кто такой этимолог?
Д. Ученый, который узнает
происхождение слов.
У. Какие словари вам известны?
Как и в каких случаях ими надо пользоваться?
Дети отвечают. |