Пятница, 03.05.2024, 16:34                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
ЧТЕНИЕ [139]
ПИСЬМО [38]
РУССКИЙ ЯЗЫК [109]
МАТЕМАТИКА [62]
ИСТОРИЯ РОССИИ [32]
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР [87]
ЭКОНОМИКА [14]
ИЗО [35]
ЭСТЕТИКА [41]
ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ [19]
КЛАССНЫЙ ЧАС [22]
ШКОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ [156]
ОБЖ [45]

Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА » РУССКИЙ ЯЗЫК

Подготовка к сочинению-описанию по личным наблюдениям по теме "Осень – золотая волшебница"
26.05.2012, 13:36
 

Цели. Формировать умение строить речь в определенной композиционной форме; систематизировать собранный к написанию сочинения материал.

Оборудование. Рисунки и аппликации детей на тему "Осень", аудиозапись музыки П.И. Чайковского "Времена года".

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Учитель. Сегодня на уроке мы будем готовиться к написанию сочинения по теме: "Осень – золотая волшебница".

III. Вводная беседа

Учитель.

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Кто написал это стихотворение?

Дети. Стихотворение написал Александр Сергеевич Пушкин.

У. О чем говорится в этом стихотворении?

Д. О том, что осень – унылая, но очаровательная пора.

У. Осень воспевали многие писатели, поэты, композиторы. Послушайте, как Петр Ильич Чайковский выразил в музыке неповторимую красоту природы.

Дети слушают аудиозапись.

– Что вы представили себе, слушая эту музыку?

Дети отвечают.

– Этому прекрасному времени года посвящено много рассказов, стихотворений, других произведений. А какие вы знаете?

Дети читают отрывки из стихотворений Ф.И.  Тютчева, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, А.А. Фета.

– Тютчев называет осень "дивной порой", Некрасов – "славной", у Лермонтова осень вызывает ощущение печали, а Фет прямо говорит о желании скорее расстаться с ней.
Но мы любим осень. Я думаю, что, наверно, нигде в мире нет такой красивой осени, как у нас в России.

IV. Подготовка к написанию сочинения, составление плана сочинения

У. Настало время начать подготовку к сочинению. Что мы уже успели собрать?

Д. Мы собрали языковой материал по теме, наблюдали за погодой, читали стихи, ходили на экскурсию в парк, рассматривали осенние пейзажи, наблюдали за изменениями в природе.

У. Приступим к составлению плана сочинения. Напоминаю, что план будет состоять из трех частей.

На доске:

ПЛАН

I. Вступление

II. Основная часть

1.
2.
3.
...

III. Заключение

По мере составления плана дети записывают его в тетрадях.

– О чем нужно написать во вступлении?

Д. О том, что наступила осень...

У. Вы можете при ответе на вопрос пользоваться собранным языковым материалом. Какая осень? Почему?

Д. Волшебница золотая, красавица, дивная, славная, очаровательная, печальная, дождливая, хмурая, чародейка, как и зима.

У. О чем мы должны написать в основной части сочинения?

Д. Мы должны описать красоту и необыкновенную прелесть золотой осени.

У. Когда мы будем описывать осеннюю природу, придется ли нам немного фантазировать?

Д. Да, конечно.

У. Дайте название основной части сочинения.

Д. Осенняя фантазия, осенняя зарисовка, осенняя сказка.

У. Мы должны представить себе осень так, как мы ее видим, чувствуем, понимаем. Передать, как меняется природа осенью. Какое чудо мы можем наблюдать с приходом осени?

Д. Как осень без красок и без кисти разукрасила все листья, соткала яркий разноцветный ковер на земле, укрыла ее теплым лоскутным одеялом.

У. Какие листья вы видели осенью?

Д. Красные, желтые, бурые, золотистые, желто-зеленые, пятнистые, пурпурные, пестрые, оранжевые, багряные, бронзовые, лиловые, пунцовые.

У. Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и до того налились и пропитались солнцем, что к осени стали багряными и золотыми. Приходилось ли вам наблюдать за тем, как падают листья?

Д. Да, конечно...

У. Как такое явление называется в природе?

Д. Такое явление называется листопадом.

У. С чем можно сравнить листопад?

Д. Листопад можно сравнить с золотым дождем.

У. Что вам показалось особенно красивым во время листопада?

Д. Если вдруг ветер налетит, то закружится пестрый смерч, а если ударит по дереву, то хлынет сверкающий водопад.

У. Листья падают. А какие еще слова, называющие действия, можно будет использовать в своей работе?

Д. Они не просто падают, а кружатся, летят, качаются на паутинках, скачут, плывут.

У. Да, полетели листья, как птицы по ветру, запрыгали белками по сучкам, понеслись, как куницы, по земле, зашумел золотой дождь.
А если прислушаться, то что можно услышать осенью?

Д. Как листья скребутся, шелестят, шуршат под ногами.

У. Да, куда ни взглянешь, листья вверху, внизу, вокруг – одним словом, всюду и везде. Вот листья, красиво покачиваясь на "крыльях ветерка", опускаются на воду тихо и плавно, не спеша и спокойно. Как разноцветные кораблики, они плывут по реке – желтые, красные, оранжевые.

Как можно назвать ту часть плана, в которой мы будем рассказывать о листьях?

Д. Осенний ковер.
– Осенний наряд.
– Осень – художница, мастерица, искусница.

У. Гуляя в парке, бывая в лесу, мы с вами наблюдали за деревьями. На какие деревья мы обращали внимание? Красивы ли они?

Дети отвечают.

– Да, только осенью можно по-настоящему оценить красоту деревьев, поэтому я предлагаю дать название следующей части плана, в которой мы будем описывать красоту осенних деревьев.

Д. Деревья осенью.
– Деревья в осеннем наряде.

У. В народных песнях рябину часто ласково называют рябинушкой. Как она выглядит осенью?

Д. Рябинка, словно девушка, нарядившаяся ради праздника, вся в красных бусах и серьгах, одни листья у нее пожелтели, другие стали пурпурными.

У. Да, в народе про рябину говорят: "Весной зеленела, летом загорала, осенью надела красные кораллы".
Ребята, у какого дерева даже в самый безветренный день листья дрожат?

Д. У осинки дрожат листики, будто все время шепчутся.

У. 

В лесу осиновом дрожат осинки,
Срывает ветер с осин косынки.

(В.Степанов)

Как выглядит осинка осенью?

Д. Осенью она превращается в ослепительную красавицу. Листья, как фонарики, могут быть зеленовато-розовыми с перламутровым переливом, лимонно-желтыми, малиновыми, пурпурными, огненно-красными, почти черными.

У. Да, ни одно дерево не знает такого разнообразия осенних красок, как осина.
А как осенью выглядят березки и клен?

Д. Березки словно в золоте.
– Клен роняет листья, будто оранжевые звезды.

У. В чем красота их осеннего наряда?

Дети отвечают.

– Отгадайте, о каком дереве идет речь.

Ее всегда в лесу найдешь –
Пойдем гулять и встретим:
Стоит, колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.

Д. Это сосна или ель.

У. Что изменилось в их жизни с приходом осени?

Д. Ничего в их жизни не изменилось, они по-прежнему зеленые.

У. Деревья не забывают ель и сосну, дарят им подарки. Вот ива засыпала их тонкими золотыми рыбками, а березка – желтыми сердечками. На глазах ели и сосны превратились из колючих и хвойных в мягкие и лиственные. Все в золоте, багрянце, бронзе, нарядные и разноцветные.
Осенью можно бесконечно восхищаться красотой деревьев. Но лучше всего любоваться деревьями на закате, когда солнышко уже спряталось.
Почему Пушкин назвал осень унылым временем года?

Д. Природа грустит, ждет прихода зимы.

У. Когда нам становится грустно?

Д. Нам становится грустно, когда прячется солнце, небо покрывается темными, свинцовыми тучами, идет дождь, когда меняется погода и нельзя погулять.

У. Осень делится на два периода: первый – от первых заморозков до конца листопада, второй – от конца листопада до начала зимы. Первые заморозки – начало осени. Но нередко вслед за ними начинается теплая, сухая погода – возврат лета. Правда тепло только днем, а вечером и ночью становится холодно. И вскоре после погожих сентябрьских, октябрьских деньков начинают лить осенние дожди, а за этими дождями нередко сразу выпадает первый снег. Похожи ли осенние дожди на летние? Каковы осенние дожди?

Д. Нет, осенний дождь – моросящий, холодный, нудный: как зарядит сыпать маленькими капельками на землю, так и будет идти день, два, три, неделю, не переставая, и тогда становится скучно.

У. Да, под ногами в такое время слякоть, небо свинцовое, его заволокли тучи, моросит холодный, нудный дождь, дует сильный ветер.

Ветер тучи гонит, ветер в трубах стонет,
Дождь косой, холодный, по стеклу стучит.
На дорогах лужи морщатся от стужи,
Под навесом прячутся грустные грачи...

(Г.Ладонщиков)

– И хорошо, что осень в конце концов пройдет, наступит зима. Мы говорили о том, что осенью не всегда светит солнышко. Осенью часто бывают дожди, и нам от этого становится грустно. Грустит и природа в ожидании нового художника. Да, даже после листопада деревья красивы – тихи, задумчивы, величавы. Как можно назвать эту часть плана?

Д. Природа ждет нового художника.

У. Сочинение нельзя оборвать на полуслове, как дом нельзя оставить без крыши. Как вы его закончите? Как осень влияет на ваше настроение?

Дети отвечают.

– За что вы любите это время года?

Д. За красоту, необыкновенную прелесть.
– За то, что осень дарит нам много радости.
– За то, как хорошо в осеннем лесу, парке.
– За то, что грибов много.

V. Выбор эпиграфа к сочинению

У. К сочинению можно подобрать эпиграф.
Эпиграф – это точная дословная выдержка из какого-нибудь произведения писателя или поэта, отражающая тему сочинения.
В качестве эпиграфа можно использовать отрывки из стихотворений русских поэтов, которые вы подобрали дома.

Дети зачитывают отрывки из стихотворений об осени. Выбираются наиболее удачные. Выбранный эпиграф записывается после плана в тетради.

VI. Итог урока

У. Каждый по-своему видит осень, поэтому сочинения будут разные: каждый будет писать то, что ему самому нравится в осеннем пейзаже. Помните: чтобы сочинение получилось хорошим, необходимо добиваться связности в изложении, красочности в описании, правильности построения предложений, грамотного написания.

На втором уроке проводятся орфографическая подготовка детей и написание сочинения.

Категория: РУССКИЙ ЯЗЫК | Добавил: admin | Теги: конспекты уроков в начальной школе, открытый урок, методическая страничка, учителю начальных кл, начальные классы, поурочные планы уроков, иду на урок
Просмотров: 5281 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru