Технологическая карта урока
Тема
|
Озаглавливание текстов..
|
Цели
|
Образовательные: формировать
умение выявлять главную мысль текста, соотносить заглавие с главной
мыслью; самостоятельно подбирать к тексту заглавие.
Формировать:
– интерес к письму; оценивать простые ситуации и однозначные поступки как "хорошие" или "плохие" (Личностные результаты);
– умение обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
высказывать свою версию; находить и исправлять ошибки с помощью учителя
и самостоятельно; соотносить результат своей деятельности с целью и
оценивать его (Регулятивные УУД);
– умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать группе. (Коммуникативные УУД);
– умение вычитывать все виды текстовой информации (Познавательные УУД).
|
Основные понятия
|
Заглавие, главная мысль, тема текста.
|
Межпредметные связи
|
Русский язык, литературное чтение.
|
Ресурсы:
|
– Презентация к уроку.
- Тексты для работы в группах.
|
Организация пространства
|
Фронтальная работа, работа в группах.
|
Этапы урока
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
учеников
|
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин.).
II.
Словарная работа
5 минут
II.Актуализация знаний
(3 мин.).
Цель:
– организовать актуализацию умений озаглавливать текст.
III. Введение в тему урока (3 мин.).
|
Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели,
спинки прямо
Все с улыбочкой вздохнем
Урок русского начнем.
- Сегодня у нас на уроке много гостей, надеемся, что вам у нас понравится.
-Настраиваемся на рабочую волну и стремимся по ступеням знаний к новым открытиям. Сегодня мы будем:
НАБЛЮДАТЬ
ЗАМЕЧАТЬ
РАЗМЫШЛЯТЬ
ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ
– Девизом нашего урока будут слова:
Знаем. Хотим узнать. Узнали! (ПОВТОРЯЕМ ХОРОМ)
С чего мы начинаем урок русского языка
Откройте тетради, отступите от предыдущей работы 2 строки, запишите сегодняшнее число 3 октября, Классная работа.
Сегодня минутка чистописания будет посвящена словарным словам.
А для того, чтобы узнать написание каких слов нам нужно запомнить разгадаем кроссворд.(крепит карточки на доске)
Вопрос 1:
Произведение живописи в красках?
Какая безударная гласная, которую нужно запомнить есть в этом слове?
Запишите слово картина, (Я на доске) поставьте карандашом ударение, подчеркните ошибкоопасное место.
Вопрос 2:
Каким словом можно заменить слово дети?
Какая безударная гласная, которую нужно запомнить есть в этом слове?
Запишите слово, ребята, поставьте карандашом ударение, подчеркните ошибкоопасное место.
Вопрос 3:
Продолжите поговорку: Трещит, как…
Какая безударная гласная, которую нужно запомнить есть в этом слове?
Запишите слово сорока, поставьте карандашом ударение, подчеркните ошибкоопасное место.
Вопрос 4:
Столица нашей Родины
Какая безударная гласная, которую нужно запомнить есть в этом слове?
Какое еще ошибкоопасное место есть в этом слове
Запишите слово Москва,
поставьте карандашом ударение, подчеркните ошибкоопасное место.
Вопрос 5:
Плотная, очень твердая бумага называется ...
Какая безударная гласная, которую нужно запомнить есть в этом слове?
Запишите слово картон, поставьте карандашом ударение, подчеркните ошибкоопасное место.
По вертикали у меня получилось слово ТЕКСТ. Почему я выделила его другим цветом.
Давайте вспомним все, что мы узнали о тексте?
Для чего нам нужен заголовок перед текстом
Как вы думаете помогут нам эти знания при озаглавливании текстов?
Какая будет тема урока?
|
Дети садятся
С минутки чистописания
Дети делают записи в тетради
Картина
В первом слоге А
Ребята.
В первом слоге Е
Сорока
В первом слоге О
Москва
В первом слоге О
М (это географическое название)
Картон
В первом слоге А
Потому, что на последних уроках мы учимся работать с текстом.
Заголовок помогает понять о ком или о чем будет говориться в тексте.
Ответы детей
Озаглавливание текстов.
|
IV. Открытие нового знания (5 мин.).
V. Развитие коммуникативно-речевых умений
(17 мин.).
|
Давайте вспомним, как нужно действовать, чтобы озаглавить текст:
ПОНЯТЬ
НАЙТИ
СОЕДИНИТЬ
КРАТКО И ТОЧНО
ФИЗМИНУТКА - Буратино
Сейчас в группах вы будете работать над озагалавливанием текста.
Давайте вспомним правила работы в группе. (на слайде)
ЧИТАЮТ ДЕТИ ПО ОДНОМУ
Сегодня роли в группе я распределила сама.
Возьмите лист № 1 и ознакомьтесь со своими ролями в группе.
Возьмите лист № 2 с инструкцией и планом ответа.
Чтобы удобнее было работать для каждого члена группы есть текст.
Приступайте к работе.
Работа в группах (10 мин)
Защита результатов.
Если мы соглашаемся с мнением группы, что мы делаем?
Листы ответов вывешиваются на доску.
Оценивание работы группы (одной).
– Что вам нужно было сделать?
– Удалось ли вам справиться с заданием?
– Вы сделали всё правильно или были недочёты?
– Вы работали все вместе или кто-то остался в сторонке?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
|
Прочитать и понять, о чём говорится в тексте
Найти самое главное слово или слова, передающие тему или основную мысль текста.
Соединить эти слова и составить краткое сочетание или предложение.
Отразить содержание кратко и точно.
Дети открывают конверты, знакомятся.
Ответ по плану:
Аплодируем.
|
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке
(5 мин.).
Цели:
– зафиксировать новое содержание урока;
– организовать рефлексию собственной учебной деятельности.
|
– Какая тема урока была?
Что может быть заглавием текста?
Расскажите по схеме чему научились на уроке.
Сегодня на уроке:
Я научился…
Мне было интересно…
Мне было трудно…
Мне понравилось…
Поднимите руку, кто оценивает свою сегодняшнюю работу на 5.
Поднимите руку, кому в группе работалось легко и комфортно.
А кому не очень? Почему?
Как вы думаете, мы уже все узнали о тексте?
На следующих уроках, мы с вами продолжим работу по теме "Текст"
Запишите домашнее задание: стр.31, упр. 36.
Урок окончен.
Мы благодарим гостей, которые сегодня к нам пришли.
|
– Озаглавливание текстов.
– Заглавием может быть главная мысль или тема текста.
Несколько человек рассказывают по схеме.
Дети поднимают руку.
Нет.
|
|
|
|
|
1. - спикер – читает для всех текст, выступает перед классом с готовым решением группы.
2. - почемучка - задает уточняющие вопросы.
3. - секретарь – заполняет карту ответа группы.
4. - организатор спрашивает всех участников про их мнение.
5– наблюдатель - следит за временем.
В саду Петя нашел маленького щенка. Щенок замерз и поэтому жалобно
скулил. Мальчику стало жаль щеночка. Он закутал его шарфом и принес
домой. Петя налил щенку молока. Мама мальчика ткнула щенка мордочкой в
блюдечко, и тот начал лакать молоко. Щенок остался жить у Пети, и
мальчик окружил его любовью и заботой. Вскоре щенок подрос и стал верным
другом Пети.
День был пасмурный и дождливый. Миша бродил по улицам города. На душе у
него было тоскливо. Вдруг мальчик увидел старушку, которая не могла
перейти дорогу. Миша помог бабушке перейти на противоположную сторону
улицы. Старушка поблагодарила его за хороший поступок и улыбнулась. На
душе у Миши стало радостно и светло, несмотря на ненастный день. С тех
пор Миша понял, что добрые дела приносят радость.
Скачет белочка по веткам, несёт три орешка. У старого дуба она
остановилась. Здесь, в дупле дерева, её домик. Прыгнула белочка в дупло и
спрятала орешки. Много забот у белочки осенью.
Через ручей положена доска. Встретились на доске два козлика. Ни один
не хотел уступать другому дороги. Началась драка. Дрались, дрались, да и
упали оба в воду.
Задание: озаглавить текст.
Инструкция
Что нужно было сделать
|
Что сделали
|
Что получилось (записать)
|
ПОНЯТЬ
|
Для того, чтобы понять текст мы …
|
|
НАЙТИ
|
Нашли главное слово (слова)…
|
|
СОЕДИНИТЬ
|
Соединили их…
|
|
КРАТКО И ТОЧНО
|
У нас получился заголовок…
|
|
|
Оцените работу своей группы
(дружно, быстро, четко, не дружно, ссорились, довольны своей работой, не довольны, все ли работали в группе)
|
Наша группа работала…
|
|
Какую отметку вы ставите своей группе?
|
|
|