1
Изограф развивает внимание,
восприятие, воображение. Можно, как вариант, не
только отгадать это слово, но и составить все
возможные слова из букв изографа. (Автор
изографов, предложеных в этой работе, М. Дадро.)
Запиши эти предложения правильно.
Рыжухи, у, был, жеребенок.
Жеребенок, рыж_й, был.
Женя, его, Рыж_ком, звал.
Жеребенок
Мальчик
Рыжуха
Рыжик
2
носовой – ноский
цветник – цветочек
пахнуть – запах
сладкий – вкусный
молоко – молочник
писк – пищать
В каких парах слова не являются
родственниками, почему?
Подбери родственников к любому слову,
у которого нет родственного слова.
Особое внимание детей стоит обратить
на обоснование, почему слова носовой – ноский,
сладкий – вкусный не являются
родственными.
3
Если дат_ мышонку печен_е, он попросит
м_л_ка. Нал_ешь ему м_л_ка – он захочет пит_ через
соломинку. А когда все вып_ет, ему понадобится
салфетка.
(Лаура Джоффе Нумерофф)
Можно ли сказать, что эти предложения
связаны друг с другом по смыслу? Докажи.
Подчеркни слова-указатели, которыми
автор заменил слово мышонок.
Выпиши слова с мягким знаком. На какие
группы можно разделить эти слова?
Если в одной группе будет слово печенье,
а в другой – все остальные, то по какому признаку
разделены на группы эти слова?
4
– борец, борщ, борьба, побороть
– весенний, развеселить, весельчак, веселье
– носовой, нести, носилки, носильщик
На уроке возник спор. Один
второклассник сказал:
– Я думаю, что лишнее слово "нести", так
как в корне -нес- гласный е.
Ему возразили:
– Это чередование гласного в корне, ведь в
корне однокоренных слов может быть чередование
звуков, поэтому здесь нет лишних слов – это
опечатка.
5
Прочитай. Впиши слова.
бор
ветер
клен
с_венок |
Всю ночь кр_чал _____
В таинственном ______
И за окошком _______
Качались на _________
(Т.Белозеров) |
Подумай, что надо сделать, чтобы
правильно выбрать букву и вписать ее?
Есть ли среди этих слов проверочные
слова? Если есть, то подчеркни их.
Кричать, крикливый, крик, тайник,
тайна, окно, окошечко, окна, покачать, раскачал,
качка, совы, сова, ветерок, ветреный.
6
Ученики второго класса придумали
такую игру. Они взяли куклу и стали называть
слова с безударными гласными в корне и подбирать
к ним проверочные слова.
Гл_за – __________
к_са – ___________
сп_на – __________
щ_ка – ___________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________ г_л_ва –
______________________
Как выбрать те буквы, которые надо
вписать?
Чем интересно последнее слово?
Когда ты подобрал проверочное слово,
ты изменил форму слова или подобрал однокоренное
слово?
Подчеркни те проверочные слова,
которые не являются формой этого слова (являются
однокорен-ными).
К каким словам ты подобрал несколько
проверочных слов? Попробуй подобрать еще.
Укажи над каждым словом форму числа:
единственное число – ед. ч.,
множественное число – мн. ч.
7
В живом уголке жили ежи и ужи.
Волки рыщут, пищу ищут.
Выпиши слова с сочетаниями жи, ши,
щу в два столбика: по правилу правописания
гласного после шипящего и где нужны
дополнительные знания.
В каком слове звуков больше, чем букв?
Запиши это слово в форме единственного числа.
8
Прочитай, вставь пропущенные буквы,
укажи род имен существительных. (Если
затрудняешься, то загляни в словарь.)
с_п_ги, сах_р, Саша, с_рока, с_лдат,
сирота, р_бота, п_льто, п_суда, ов_щи, м_тро, неряха
В классе разгорелся спор. По мнению
ребят, слова "Саша", "сирота" и
"неряха" не такие, как остальные слова.
– Я думаю, это существительные в форме
женского рода, – ответила Люда.
– Нет, мужского, – возразил Саша.
– Меня зовут Саша, я же не девочка! – гордо
произнес он. – Хотя есть и девочки по имени Саша,
– подумав, добавил он уже гораздо спокойнее.
– Вот видишь, тогда не только в форме мужского
рода, – не унималась Люда. – Смотри: она, моя –
Саша, она, моя – сирота, она, моя – неряха.
– Все-таки это женский род, – сделала вывод
Люда.
– Странно, иногда мама мне говорит: "Ну
какой ты неряха, сынок!" – удивленно произнес
Петя...
Как ты думаешь, кто из них прав в своих
рассуждениях? А на твой взгляд, как определить
род этих существительных?
А ты знаешь другие такие интересные
слова? Запиши их.
Вопросы, на которые отвечает ребенок,
выполняя то или иное задание, побуждают его
рассуждать. Они одновременно направлены как на
вспоминание и воспроизведение материала, так и
на анализ, классификацию, сравнение и обобщение...
В одном задании содержится сразу несколько
разных подпунктов, что позволяет не только
решать несколько задач (орфографических,
лексических, синтаксических...), но и рассмотреть
языковой материал, используемый в задании с
разных точек зрения. Важно помнить, что задания,
которые не требуют при их выполнении от детей
усилий воли, не помогут ребенку продвинуться
вперед в своем развитии.
9
Коричневый, но не шокола_,
Б_ л_шой, но не под_емный кран,
Любит ме_, но не пч_ла,
Спит всю зиму, но не еж_.
Рыжа, но не м_рко _ка,
Длиннохвостая, но не к_рова,
Пуш_стая, но не ко_ка,
Хитрая, но не Баба-Яга.
Попробуй придумать свою загадку про
зайца. Используй как можно больше
прилагательных.
Подумай, какой заяц, с кем можно
сравнить эти признаки.
Выбери или запиши его характерные
признаки: робкий, длинноухий, серый, пушистый,
маленький, трусливый, любит морковку или капусту,
прыгает...
О чем можно придумать загадку, если
известно, что этот предмет круглый, гла_кий, на
вкус сла_кий, з_леный?
10
Кит по грязи смело шлепал –
Папа сына кре_ко шлепал.
Кит обои отодрал –
Папа сына отодрал.
Кит песок в кастрюли всыпал –
Папа сыну сильно всыпал.
Двойку в школе получил –
Вновь от папы получил.
Как-то муха в суп попала,
И опять ему попало.
В суп сама она вл_тела!
Так за что же мне вл_тело?
(В.Лунин)
Что ты заметил? Подчеркни двумя
чертами глаголы.
Подчеркни те слова, которые
использованы в переносном смысле.
Какие действия выполнял папа? Как их
можно назвать одним словом?
Прав ли папа? Правильно ли он
воспитывает своего ребенка?
В работе со словами с непроверяемыми
безударными гласными важно уделять внимание не
только лексическому значению, но и зрительному
образу слова, ассоциативному ряду. Рисунок
позволяет акцентировать внимание ребенка на
"опасных местах".
11
В нашем клаcсе веселые и
находчивые ребята. Девочки и мальчики
сочинили такую игру: называют слово и с ним
придумывают имя, фамилию и отчество.
Например:
Овощ Овощевич Овощев
Огурец Огурцович Огурцов
Помидор _____________________
Морковна__________________
_____________________Огородов
Придумай свое предложение, используя
эти слова. Подчеркни слова, обозначающие
одушевленные предметы – желтым, а
неодушевленные – синим.
Проверь, правильно ли написано
предложение?
Мальчик Огуречик и девочка Морковка
учятся в школе овощей.
Подчеркни слова, обозначающие
предметы, одним цветом, а слова-действия –
другим.
Есть ли здесь еще какие-ни-будь слова
из других грамматических групп?
12
Ответ: автомобиль.
Ответ: троллейбус.
Ответ: автобус.
Ответ: трамвай.
На какие группы можно разделить эти
слова?
Определи, по какому принципу выбывают
слова "Игра на убывание".
– автобус, троллейбус, трамвай,
автомобиль
– автобус, троллейбус, трамвай
– троллейбус, автобус
13
Но одним цыпленкин вася
Отличился, говорят:
Почему-то пишет Вася
Вместе все слова подряд.
Вместе "поляполетполе",
Вместе "любитлюбаград",
Вместе "папарад".
(Л.Барбас)
|