ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Подготовительная работа
Учитель. Сегодня мы совершим
путешествие в картину, а помогут нам в этом
волшебники. Что они могут? Волшебники доказали,
что в мире все изменяется. Поиграем? У нас в
гостях волшебник Дели!
Учитель кидает мячик, называет
предмет, а ребенок, получивший мяч, называет
часть предмета.
Лес, машина, ручка, экскаватор, пруд,
дорога, глаза, шкаф
Образцы ответов: ручка – колпачок,
стержень, корпус; лес – деревья, кустарники,
трава, звери, птицы, насекомые и т.д.
У детей на партах картинки с
изображениями различных предметов. По заданному
признаку (живой; ниже стола; живет в лесу; пьет;
съедобный; школьные принадлежности) дети
объединяют их в группы.
– А теперь – задание феи Инверсии.
Она называет вам действия, а вы выполняете
действия наоборот.
Сесть! Встать! Опустить руки! Наклон влево!
А волшебник Великан-Кроха все увеличивает или
уменьшает.
Когда бы вы хотели быть Великаном, а когда –
Крохой?
Выслушиваются примеры детей.
– А волшебник Тянульщик-Стремглав
замедляет или ускоряет события. Какие события вы
бы хотели ускорить или замедлить?
Дети отвечают.
– Приглашаем волшебников
поработать в картине.
III. Работа по картине
1. Определение состава картины
У. Волшебник Дели-Давай подарил
всем по подзорной трубе, в которой виден только
один предмет или объект. Кто и что там видит?
– Какие предметы вы могли бы
связать между собой? Объясните эти взаимосвязи.
Дети. Волк – нора (соединяем
линией). Волк сидит у входа в нору.
2. Характеристика объектов и
действий
Волк – образовано от глагола волочить,
то есть тащить.
Новое слово – хищник, свирепый, вор
(словарь, с. 159).
Волк (какой?) серый, как...
злой, как...
быстрый, как...
выносливый, как...
сильный, как...
свирепый, как...
3. Составление загадок о волке
Серый, как мышь.
Быстрый, как ракета.
Сильный, как борец.
Свирепый, как мороз.
4. Представление объектов
У. Представьте, что мы попали в
лес. Что вы слышите?
Д. Дует ветер, пищит мышка.
У. Какие запахи чувствуете?
Потрогайте волка, дерево. Что вы чувствуете?
Ответы детей.
– К нам познакомиться с картиной
пришел волшебник времени Замри-Отомри.
Какое время года и суток остановилось на картине?
Что было с волками утром?
Что с ним было прошлым летом?
Выслушиваются ответы детей.
IV. Расширение и углубление знаний
учащихся
У. Что же происходит с волками в
зимнем лесу?
Разыгрывается сценка «Сорока и
Волк».
– Ох, и хитры же вы, серые! –
затараторила Сорока. – Друг за другом бегаете,
лапы ставите след в след. Бежит целая стая, а на
снегу след только одного волка. Вот и попробуй
догадайся, сколько вас здесь пробежало!
– Ты лучше помолчи! – прикрикнул на
длиннохвостую вожак стаи старый Волк. – А то всю
нашу добычу распугаешь.
– Посмотрите на них! Собрались один одного
меньше, – не унимается белогрудая.
– Ты разве не знаешь, что, кроме меня и Волчицы,
в стае наши дети? Они родились в этом и в прошлом
году, – старый Волк остановился. Он услышал вой
других волков и насторожился. – Нас
предупреждают об опасности. Надо скорее отсюда
уходить!
– По-моему, все волки воют абсолютно
одинаково. Как из всего этого можно что-нибудь
понять?
– Эх ты, тараторка! Сколько в лесу живешь, а не
знаешь, что мы воем по-разному. Это тебе наш вой
кажется одинаковым, а на самом деле мы сообщаем
друг другу и о найденной добыче, и о приближении
опасности.
– Ни за что бы не подумала, ни за что бы не
подумала!
Выступающие уходят.
V. Физкультминутка
У. Зимой волки собираются в стаи,
в которых может быть 6–10 волков. В стае царит
железная дисциплина – вожаку все безоговорочно
подчиняются. Его жест, взгляд, движения – закон
для всей стаи. Мы – волчья стая.
Учитель выбирает одного ученика.
– Ты будешь вожаком. Все следят за
каждым твоим шагом, жестом, движением, не
произнося ни слова, и все повторяют.
VI. Составление рассказов от имени
разных объектов
Я – ЁЛОЧКА
Я маленькая елочка. Выросла я из
маленького семечка, которое упало невдалеке от
норы волков. Пока я была маленькой, очень боялась
погибнуть, так как по мне ходили. Самое тяжелое –
звери – медведь и волк. Я часто наблюдала за
волками, живущими в норе. Волки сильные,
выносливые. У них прекрасный слух, тонкое зрение,
удивительное чутье. Летом они живут парами,
растят появившихся весной волчат, которые
рождаются беспомощными, слепыми. Пока
мама-волчица кормит молоком, она никуда не
уходит, еду добывает волк. В стае царит железная
дисциплина – вожаку все безоговорочно
подчиняются. Его жест, взгляд, движения – закон
для всей стаи. Волки очень выносливы – могут не
есть по многу дней, при этом не теряют силы. Мне
нравится, как волки дружат между собой и
заботятся друг о друге.
Я – ВОЛЧОНОК
Я маленький волчонок. Совсем недавно я
появился на свет вместе со своими братьями. Для
меня этот лес – большая неизвестная страна. Все
для меня новое и интересное вокруг: пушистая
елка, листва, трава, солнышко, туман. Пройдет
время, и я стану красивым, взрослым и очень
храбрым волком, как мой папа. А пока я маленький,
буду учиться у мамы волчьим правилам и манерам.
Ура! Только что папа вернулся с охоты, и нас ждет
вкусный завтрак.
Я – ВОЛК
Я большой серый волк. У меня есть семья:
волчица и трое маленьких волчат. Мы живем в норе,
которую вырыли под старым деревом. Нора наша
теплая и уютная.
Я должен заботиться о детях и волчице, поэтому
каждый день охочусь, чтобы они были сыты. Ранним
утром выхожу на охоту. Одному трудно добыть
большого зверя. Для этого мне и моим соседям
нужно собраться в стаю.
На лесной полянке я увидел следы суслика. Они
привели меня к его норке. Тут-то я его и
подкараулил. Вмиг он был у меня в зубах. Я схватил
его и понес к норе.
Моя семья ждала меня с нетерпением. Я накормил их
и снова отправился на охоту. Может, в этот раз
повезет больше...
Я – МАЛЕНЬКАЯ ЁЛОЧКА
...Недалеко от меня есть волчье логово.
Там живет мать-волчица со своею семьей. Вдруг
из-за кустов появился папа-волк, который несет
свою добычу детям. Так жаль бедного зверушку,
ведь он еще такой маленький. Мне стало страшно, и
я подумала: как хорошо, что я просто елочка.
Учитель предлагает детям составить
рассказы «Я – мама-волчица» и «Я –
волк-добытчик».
VII. Работа над пословицами
Волк коню не товарищ. (Разных по
своей природе, характеру или общественному
положению людей ничто не может объединить.)
Волков бояться – в лес не ходить. (Если
страшиться предстоящих трудностей, опасностей,
то нечего и браться за дело.)
Волка ноги кормят. (Чтобы
прокормиться, надо искать, добывать, а не сидеть
на одном месте.)
VIII. Итог урока
У. Каково ваше настроение и
почему?
Ответы детей. |