Цели. Познакомить с новой частью
речи – наречием; формировать умение отыскивать
наречие среди других частей речи и в тексте;
развивать умение правильно употреблять наречия
в устной и письменной речи; познакомить со
способами образования наречий.
Учебные материалы. Учебник «Русский
язык. 4 класс» (авт. С. Иванов); карточки со
словами и мониторами; репродукция картины
В. Васнецова «После побоища Игоря
Святославовича с половцами»; этимологический
словарь.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Подготовка учащихся к работе
Учитель. Сегодня на уроке мы будем
говорить о частях речи. Давайте выясним, как
хорошо вы их знаете. Работать будем
дифференцированно.
Первая группа: каждый работает самостоятельно.
Вам надо распределить данные слова в столбики по
определенному признаку. Какому?
Дети. Части речи.
У. Cлова, которые вы не сможете
отнести ни к одной известной вам части речи,
запишите отдельно.
Один ученик работает у доски.
Карточка 1
иду, путник, морская, сбоку, вверх,
брести, зелень, нам, нарочно, по-русски, я, всюду,
прибрежный, сегодня, хорошо, вдруг, врозь, справа |
– Вторая группа: работаете по
двое. Вам необходимо распределить слова в две
группы на изменяемые и неизменяемые.
Карточка 2
светлый, счастье, морская, сбоку,
вверх, Москва, зелень, нам, нарочно, по-русски, я,
всюду, прибрежный, сегодня, хорошо, вдруг, врозь,
справа |
– Третья группа (слабые
учащиеся): работаете вместе со мной. Прочитайте
слова на карточках, определите части речи.
Карточка 3
зелень, зеленеть, зеленый, всюду,
стройка, строить, по-русски, строительный, мне, по,
хорошо, справа |
Все группы выполняют
полученные задания.
– Проверим работу второй группы.
Какие слова, по-вашему, невозможно изменить?
Эти же слова должны выписать и
учащиеся первой группы.
– Эти слова относятся к пока новой
для вас части речи. Она называется наречие.
Давайте их еще раз прочтем.
Д. Сбоку, вверх, нарочно, по-русски,
всюду, сегодня, хорошо, вдруг, врозь, справа.
III. Сообщение темы и задач урока
У. Итак, сможете ли вы
сформулировать тему урока?
Д. «Наречие».
У. Каковы задачи урока?
Д. Научиться выделять наречия
среди других частей речи, ставить к ним вопросы,
составлять предложения с наречиями.
IV. Знакомство с новым материалом
У. Девизом нашей работы я
предлагаю взять пословицу: «Дружно – не грузно, а
врозь – хоть брось». Как вы ее понимаете?
Дети отвечают.
– Что вы заметили в пословице?
Д. Здесь есть наречия.
У. На какие вопросы отвечают эти
наречия? На какие еще вопросы может отвечать эта
часть речи? Давайте сравним наши выводы с
правилом в учебнике.
Дети читают правило.
– Чтобы хорошо запомнить вопросы
наречий, выполним упражнение 1 из учебника. Наша
задача – распределить наречия на группы в
зависимости от вопроса.
где? впереди, напротив, внизу, сбоку
куда? направо, вниз
откуда? издалека, изнутри
когда? завтра, назавтра
как? весело, вдруг, вприсядку,
интересно
– Составьте словосочетания с
наречиями.
Работа проводится устно в форме игры
«Ручеек».
– Как вы думаете, какая часть речи
появилась в языке раньше всех?
Д. Существительное.
У. А вот наречия появились гораздо
позже. Поэтому и пришлось им «переманивать» в
свои ряды слова, относящиеся к другим частям
речи. Давайте понаблюдаем, как могут
образовываться наречия. Какие наречия могли
образоваться от данных слов?
На доске:
Bepx – ...
Догонять – ... |
Сильный – ...
Двое – ... |
|
– К какой части речи
относится каждое из этих слов? Какой вывод мы
можем сделать?
Д. Наречия образуются из разных
частей речи.
У. Что обозначает эта часть речи?
Д. Признак действия.
У. Правильно. Ведь недаром еще
древние римляне называли ее «приглагольем». На
самом деле наречий в нашем языке великое
множество. В конвертах, лежащих на ваших
столах, лишь малая их часть.
На партах – конверты с 20 карточками, на
которых написаны различные наречия.
– Среди них есть синонимы. Ваша
задача – найти их. Но сначала вспомним, какие
слова называются синонимами.
Дети отвечают, затем находят среди
наречий синонимы.
Д. Кругом – вокруг – рядом.
– Верно – правильно.
– Нежно – ласково.
У. Как мы можем назвать пару слов слева –
справа?
Д. Антонимы.
У. Найдите другие пары антонимов
среди наречий.
Д. Вслух – про себя. Пешком –
верхом.
– Аккуратно – кое-как. Навзничь – ничком.
У. Что обозначает наречие ничком?
Дети читают объяснение слова в
этимологическом словаре: «Ничком имеет тот
же корень, что и в слове никнуть, – склоняться
лицом вниз».
– Как вы думаете, каково тогда
значение слова навзничь, если оно является
его антонимом?
Д. Откинувшись на спину, лицом
вверх.
На доске – репродукция картины
В. Васнецова «После побоища Игоря
Святославовича с половцами».
У. Составьте предложения по
картине, используя последнюю пару наречий.
Дети записывают предложение на доске:
Богатырь лежал навзничь и тяжело
дышал. |
– Что помогло русскому
народу одержать победу над врагом? (Дети
отвечают.) Недаром сложено столько пословиц,
прославлявших силу и волю русского народа, его
любовь к своей Родине. Вспомните крылатые
выражения.
На стенах в классе на цветных листах
записаны пословицы о воинах, народе, Родине. Дети,
поворачиваясь в разные стороны, читают пословицы
и записывают только те из них, в которых есть
наречия.
– Какие пословицы вы выписали?
Д. За правое дело сражайся смело.
– Если по-русски скроен – и один в поле воин.
– Честь солдата береги свято.
V. Итог урока
У. Я думаю, что мы, работая с полной
отдачей и помогая друг другу, узнали много нового
и интересного. Ведь недаром говорят: «Дружно – не
грузно, а врозь – хоть брось».
Что вам больше всего понравилось и запомнилось
на уроке? Ответы я прошу вас послать мне «в
электронном виде», используя как можно больше
наречий.
Детям раздают листочки с изображением
монитора, где они пишут продолжения предложений:
«Я узнал... Я научился... Я вспомнил...» |