Цели. Вызвать у детей желание
поделиться своими мыслями, показать на примере
народных и авторских песен способы описания
радостных и грустных минут в жизни героев.
Оборудование. Пластмассовые и
металлические солдатики, бумажный солдатик на
веревочке, которая приводит его в движение;
балалайка; магнитофон, кассеты с песнями; гитара.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы урока
Учитель. Ребята, сегодня у нас
необычный урок. Мы будем писать сочинение о
музыке. Качество работ будет зависеть от ваших
интересных ответов, активности, внимательности,
старания. В конце урока мы запишем свое
сочинение.*
III. Словарная работа
У. Для того чтобы сочинение
получилось грамотным и интересным, мы проведем
словарную работу.
На доске:
колыбель, извозчик,
повозка, кучер, крестьяне, горожанин,
рессора, кафтан, портки, подметка,
воск, юмор, бардовская песня, Булат Окуджава,
Жанна Бичевская |
– Прочитайте слова,
написанные на доске.
Дети шепотом читают слова.
– Вспомните значения слов.
Предварительная работа проводилась
на предыдущих уроках русского языка и чтения.
Колыбель – кроватка, в которой
укачивают ребенка;
извозчик – кучер наемной повозки;
кучер – работник, который правит
лошадьми;
крестьянин – человек,
занимающийся обработкой земли;
горожанин – житель города;
кафтан – русская старинная
мужская долгополая верхняя одежда;
портки – то же, что и штаны;
подметка – подошва, обычно в
половину ступни;
повозка – перевозочное средство,
в которое запрягается животное;
юмор – беззлобно-насмешливое
отношение к чему-нибудь;
воск – вещество, вырабатываемое
пчелами и служащее им материалом для постройки
сот;
бард – певец-поэт.
Ученики объясняют значения слов.
– Найдите слова с непроверяемой
безударной гласной, прочитайте по слогам и
постарайтесь запомнить их правильное написание.
– Как образовались слова: извозчик,
повозка, подметка?
Дети отвечают.
– Найдите слова, в которых есть
парный согласный звук. Попробуйте найти
проверочные слова. Запомните правильное
написание этих слов.
Какие еще орфограммы вы увидели? Как вы можете их
объяснить? Что надо запомнить?
Кто такие Булат Окуджава и Жанна Бичевская?
Дети. Исполнители бардовских
песен.
Дети еще раз шепотом по слогам
проговаривают слова, записанные на доске.
IV. Физкультминутка
V. Подготовка к написанию сочинения
У. Когда-то моя дочка была
маленькой. Она плакала, а я успокаивала ее и часто
пела песни. Такие песни имеют очень древнюю
историю и называются колыбельными – от слова
«колыбель».
Слова их очень просты, чаще всего народные. В
песнях мама ласково обращается к ребенку, а чтобы
он не плакал, обещает ему что-нибудь подарить:
пряник, игрушки, новые валенки – или зовет на
помощь кота, чтобы он, мягкий и ласковый, своим
мурлыканьем успокоил ребенка.
Давайте и мы послушаем одну колыбельную песню.
Дети слушают колыбельную песню
«Валенки».
Валенки
(русская народная песня)
Валенки, валенки,
Купим сыну валенки.
Бай, баю, бай-баиньки.
Наденем на ноженьки,
Пустим по дороженьке.
Бай, баю, бай-баиньки.
Будет наш сынок ходить,
Новы валенки носить.
Бай, баю, бай-баиньки.
– Какой характер у этой песни?
Д. Ласковый, теплый, нежный,
добрый.
У. Почему мы говорим, что у песни
именно такой характер? Как певица передает
характер песни?
Д. Нежным голосом, ласковым
обращением, напевностью, неторопливостью пения.
У. Почему песня поется без
музыкального сопровождения?
Д. Она поется перед сном, дома у
колыбели.
У. Понравилась ли вам песня? Что
особенно понравилось?
Выслушиваются ответы детей.
– Перейдем к следующему
музыкальному произведению. Но сначала немного
узнаем о его главном герое – извозчике Ереме.
Рассказывают заранее подготовленные
ученики.
Ученик 1. В начале прошлого
века на Руси было много крестьян. Больше, чем
горожан. Жили они в деревне, занимались
хозяйством. Жили бедно, уезжали в город на
заработки.
Ученик 2. Молодой парень
Ерема устроился в городе извозчиком – перевозил
граждан в повозке, в которую впряжена лошадь.
Ученик 3. То ли пассажиров
было мало, то ли время вечернее – выдалась у
Еремы свободная минутка. И отчего-то сделалось
ему так грустно, так тоскливо одному, без семьи,
без невесты, что на глаза навернулись слезы.
Дети слушают русскую народную песню
«Страдания извозчика Еремы» в исполнении Жанны
Бичевской.
Страдания извозчика Еремы
А-а, как
на речке
Был он на Фонтанке,
Стоял извозчик,
Стал быть, молодой.
А он был в розовой,
Стал быть, рубашке
И всетюлевых, стал быть, штанах.
А набекрень была его фуражка,
А-а в кармане черствы пирожки.
Да вдруг изво-извозчичку взгрустнулось,
Да залился он горькою слезой.
А слеза, стал быть, горюча,
По-покатилась прямо на кафтан.
С кафтана слеза,
Стал быть, скатилась
И-и упала прямо на портки.
А с портков слеза,
Стал быть, скатилась
И упала в валяный сапог,
Через подметку она просочилась
И-и упала прямо на песок.
А на песке слеза,
Стал быть, лежала,
По-пока дворник,
Да, стал быть, не подмел.
А невеста у него, стал быть, Ерем.
У. Грустная или веселая эта
песня?
Д. Грустная.
У. Как певице удается передать
характер песни?
Д. Она исполняет ее напевно,
неторопливо, в голосе слышна грусть.
У. Какой музыкальный инструмент
звучит в этой песне?
Д. Балалайка.
У. Балалайка – народный
инструмент. Она подчеркивает народный характер
песни, ее простоту.
Учитель показывает инструмент.
– Хоть песня и о грустном, но в ней
слышится народный юмор. О чем здесь поется с
юмором?
Д. О слезе: покатилась на кафтан,
портки, подметки и просочилась на песок.
У. Русскому народу всегда было
свойственно чувство юмора. Это отражается в
частушках, небылицах, пословицах. Перейдем к
третьему произведению.
Мальчики любят играть в солдатиков. Сейчас их
можно купить в любом магазине игрушек. А раньше
солдатиков делали из дерева, лепили из воска,
вырезали из бумаги, отливали из олова. В какой
сказке рассказывается о солдатике из олова?
Д. В сказке Ханса Кристиана
Андерсена «Стойкий оловянный солдатик».
У. Вот у меня есть бумажный
солдатик, он висит на ниточке. Он тоже может идти
в бой, но не в настоящий, а в игрушечный.
Учитель показывает солдатиков.
– Представьте, что я прикоснулась к
солдатику волшебной палочкой, и он ожил.
Как вы думаете: он будет храбрым солдатом?
Если бы вдруг пришла беда, стал бы он воевать или
спрятался бы где-нибудь?
Дети отвечают.
– Вот о таком солдатике мы сейчас
послушаем песню Булата Окуджавы «Бумажный
солдат». А исполнит нам ее наша ученица.
Ученица под гитару исполняет песню.
Один
солдат на свете жил,
Красивый и отважный,
Но он игрушкой детской был:
Ведь был солдат бумажный.
Он переделать мир хотел,
Чтоб был счастливым каждый,
А сам на ниточке висел:
Ведь был солдат бумажный.
Он был бы рад – в огонь и дым
За вас погибнуть дважды,
Но потешались вы над ним:
Ведь был солдат бумажный.
Не доверяли вы ему
Своих секретов важных.
А почему? А потому,
Ведь был солдат бумажный.
А он, судьбу свою кляня,
Не тихой жизни жаждал
И все просил: «Огня! Огня!» –
Забыв, что он бумажный.
В огонь? Ну что ж, иди! – Идешь?
И он шагнул однажды.
И там сгорел он ни за грош:
Ведь был солдат бумажный.
– Грустная или веселая эта песня?
Почему?
Выслушиваются ответы детей.
– Почему солдатик сгорел?
Д. Не рассчитал свои силы, забыл,
что он бумажный.
У. Какие картины вам
представились, когда вы слушали песню?
Дети отвечают.
– Прослушаем еще одну песенку. Это
песня-шутка. Называется она «Сколько
полагается». Сочинил ее детский писатель Михаил
Яснов.
Дети слушают песню.
Сколько полагается
(песня-шутка)
– Был цыпленок весел.
– Почему?
– Потому что весил
нагулявшись по дворам
ровно двадцать грамм!
– О-го!
– Был козленок весел.
– Почему?
– Потому что весил,
Наскакавшись по полям,
двадцать килограмм!
– Да? Да!
– Был китенок весел.
– Почему?
– Потому что весил,
Нанырявшись по морям,
двести килограмм!
– О-о-о!
Цыпленок скачет по двору,
Китенок скачет по морю,
Козленок скачет по полю
И радостно лягается.
– Почему?
– Потому что весело,
чрезвычайно весело
Весить ровно столько!
– Сколько?
– Сколько полагается!
– О ком эта песня?
Д. О маме, о папе, о сыне.
У. Песня построена в форме
диалога – разговора нескольких лиц. Кто задает
вопросы? Какие?
Дети отвечают.
– У детей бывает такой возраст,
когда взрослые называют их «почемучками». Очень
часто родители устают от этих «почему» и говорят
ребенку: «Отстань!» А что вы будете отвечать
своим детям, если они будут задавать вам по сто
вопросов в день?
Дети отвечают.
– Какой характер у этой песни?
Д. Веселый, добрый. Создается
ощущение, что песню поет дружная семья.
У. Песню поют совсем разные люди:
мужчина, женщина, ребенок. Но почему мы
воспринимаем их как членов одной семьи?
Дети отвечают.
– Мы с вами прослушали четыре песни.
Все они разные по настроению, содержанию. Вы
должны выбрать для себя песню, которая
понравилась больше других, и написать небольшое
сочинение из четырех-пяти предложений. Кто
желает, может обратиться к плану на доске.
На доске:
Какая песня тебе понравилась
больше других? Почему?
Грустная она или веселая?
Как удается певице (певцу) передать
характер песни?
Какая картина возникла в твоих мыслях,
когда ты прослушал песню?
Опиши ее.
В этом тебе помогут фрагменты
предложений:
Особенно мне понравилась...
(Почему?)
Слушая музыку (песню)...,
я представлял(а) себе...
|
Дети повторно прослушивают
все четыре песни.
VI. Самостоятельная работа
Дети пишут небольшое сочинение (5–8
минут).
VII. Итог урока
По желанию дети читают свои
сочинения. |