Цели. Обобщить и систематизировать
знания детей о части речи – местоимении;
формировать умение правильно употреблять и
писать личные местоимения с предлогами.
Оборудование. Указатель дорог;
рисунок волшебного клубка; таблица разрядов
местоимений; плакаты: «Тропинка изменений»,
«Озеро предлогов», «Составь пословицы»,
«Словарные слова»; карточки личных местоимений
на магнитной основе, карточки с частями пословиц.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и целей урока
Учитель. Сегодня у нас
урок-путешествие в страну Местоимений. Мы
вспомним все, что знаем о ее жителях. Дорогу нам
будет указывать волшебный клубок. Но любая
дорога скучна и опасна, если рядом с тобой нет
надежного друга. А у вас есть друзья? Какие они?
Дети. Умные, верные, веселые,
находчивые, трудолюбивые, честные, добрые.
III. Закрепление знаний о местоимении
У. Клубок остановился возле
указателя дорог.
На доске:
Существительное
Прилагательное
Местоимение
Числительное
Предлог
|
– Что общего в надписях на
указателе?
Д. Здесь даны названия частей
речи.
У. Что лишнее?
Д. Предлог – служебная часть
речи, которая нужна для связи слов в предложении.
Остальные – самостоятельные части речи.
У. Чем местоимение отличается от
других частей речи?
Д. Местоимение – часть речи,
которая указывает на предметы, признаки и
количество, но не называет их.
У. Посмотрите, нас встречают
жители этой страны. Как их зовут?
На доске:
кто
что
кто-нибудь
некто |
такой
любой
какой-нибудь
|
сколько
несколько
нисколько
сколько-нибудь |
|
Д. Местоимения.
У. Почему их разделили на три
группы?
Д. Местоимения первой группы
указывают на предметы, второй группы – на
признаки, а третьей группы – на количество
предметов.
У. Сколько разрядов местоимений
вы знаете?
Д. Девять.
На доске висит таблица разрядов
местоимений.
У. Какие местоимения стали
нашими хорошими друзьями?
Д. Личные.
У. На какие группы можно
разделить все личные местоимения?
Д. На три группы по лицам и на две
группы по числам.
У. Разделим личные местоимения
на группы.
Один ученик идет к доске, группирует
местоимения по лицам и по числам, заполняет
таблицу.
На доске:
|
1 л. |
2 л. |
3 л. |
Ед. ч. |
|
|
|
Мн. ч. |
|
|
|
|
IV. Словарная работа
У. А теперь мы все остановимся на
станции Словарная.
Что вы можете сказать про эти слова?
На доске:
багаж
вокзал
электровоз |
вагон
тепловоз
до свидания |
|
Д. Это словарные слова. В
них нужно запомнить написание безударных
гласных, а парные согласные можно проверить –
исключение составляет слово вокзал.
У. Что общего в этих словах? Что
лишнее?
Д. Все они – существительные
мужского рода, кроме слова до свидания,
которое является существительным среднего рода.
Они неодушевленные, нарицательные, в начальной
форме. А слово до свидания – в родительном
падеже.
У. К каким словам подходит эта
схема?
На доске:
Д. Электровоз, тепловоз.
Буква о – соединительная гласная.
У. Чтобы дальше продолжить свой
путь, нужно составить с этими словами
предложения или написать маленький рассказ,
используя как можно больше слов.
Дети пишут мини-сочинения, которые
затем проверяются.
V. Обобщение и систематизация
знаний о местоимении
У. Проверьте, правильно ли
сгруппированы личные местоимения.
Дети проверяют самостоятельную
работу, выполненную учеником у доски.
На доске:
|
1 л. |
2 л. |
3 л. |
Ед. ч. |
я |
ты, Вы |
он, она, оно |
Мн. ч. |
мы |
вы |
они |
|
– Наш клубок привел нас на
Тропинку изменений.
На доске:
Тропинка изменений
|
Ед. ч. |
Мн. ч. |
м. р., ж. р., ср. р. |
м. р., ж. р., ср. р. |
И. п.
Р. п.
Д. п.
В. п.
Т. п.
П. п.
|
|
|
|
– Как изменяются личные
местоимения?
Д. По падежам. При склонении
личных местоимений меняются их основы, слова
прячутся под масками. А местоимения третьего
лица изменяются по родам и по числам.
У. Поставьте личные местоимения
в нужном падеже и запишите их в тетрадях.
На доске:
Я (Р. п.) ...
Мы (В. п.) ...
Ты (Д. п.) ...
Он (Т. п.) ...
|
Д. Меня, нас, тебе, им.
У. Продолжим работу. Я буду
диктовать местоимение в косвенном падеже, а вы
запишите его в именительном падеже, то есть
снимаете с местоимения маску.
Учитель диктует: у меня, за ним, к
ним, у тебя, с вами, у нас, к ней, с ним, о ней, с
тобой, к нему, на него, о вас, у них.
Дети записывают: я, он, они, ты, вы, мы,
она, он, она, ты, он, он, вы, они.
– Составьте пословицы из
частей, записанных на карточках.
На доске:
Скажи мне, кто твой друг,
С кем поведешься,
На друга надейся –
Не хвали себя сам, |
от того и наберешься.
пусть тебя другие похвалят.
и я скажу, кто ты.
сам не плошай. |
|
Дети выполняют задание.
– Какой темой объединены пословицы?
Д. Темой дружбы.
У. Выпишите те пословицы, в
которых есть личные местоимения. Подчеркните их.
Дети выполняют задание.
– Объясните смысл пословиц.
Дети отвечают.
VI. Физкультминутка
У. Отдохнем – ведь в трудной
дороге нам всегда помогут друг и веселая песня.
Дети танцуют и поют песню о дружбе на
слова М.Пляцковского, музыку В.Шаинского «Мир
похож на цветной луг».
VII. Отработка умений употреблять
местоимения с предлогами
У. Перед нами разлилось огромное
озеро Предлогов.
На доске:
озеро Предлогов
предлог у, к, с,
около, возле, за, под, перед, об |
местоимение + Н + 3 л. |
|
– Что вы можете сказать о
написании предлогов с местоимениями по
подсказке, данной на левом островке?
Д. Местоимения с предлогами
пишутся отдельно. Местоимения третьего лица
после предлогов имеют в начале н.
У. Спишите. Поставьте
местоимения в нужном падеже.
На доске:
Подошел к (она),
посмотрел на (они),
позвонил (она), |
возвратился с (он),
поздравляю (он),
отвечал (они). |
|
– Сравните написание
местоимений. Сделайте вывод.
– Местоимения 3-го лица после
предлогов имеют в своем начале н, без
предлогов –
не имеют.
У. Запишите следующие
местоимения с предлогами.
На доске:
Перед... мной, с... мной, к... мне,
об... мне. |
Дети выполняют задание.
У. Какую букву вы добавили к
предлогу?
Д. Букву о.
Учитель открывает на доске запись
текста и изображение Незнайки рядом с ним.
На доске:
Он обиделся на их.
Мы с ими давно дружили.
Они ждали него.
Я горжусь ним.
|
– Невозможно без улыбки
смотреть на Незнайкины ошибки. Чего не знает наш
Незнайка? Ну-ка, быстро отвечай-ка!
Дети объясняют, в чем состоят
Незнайкины ошибки и как нужно было написать
правильно.
– Запишите последнее предложение
правильно. Дайте характеристику предложению.
Д. Предложение по цели
высказывания повествовательное. По интонации
невосклицательное. По наличию второстепенных
членов распространенное.
У. Разберите его по членам
предложения и частям речи.
На доске:
– Наш клубочек остановился
на Тропинке наблюдений и поиска закономерностей.
Найдите лишнее.
На доске:
Д. Мы – местоимение
множественного числа, 1-го лица.
– Они – множественное число или ты –
местоимение 2-го лица.
У. Путешествие подходит к концу.
Мы смогли проделать такой долгий путь по стране
Местоимений благодаря тому, что рядом с нами были
верные друзья. Скажем несколько слов о своих
друзьях.
Напишем мини-сочинение на тему «Мой друг». В этом
вам помогут вопросы, записанные на доске.
На доске:
Как его зовут? Какой он?
Как вы любите вместе проводить время? |
– В тексте используйте
местоимения.
Дети пишут мини-сочинения о своих
друзьях, затем зачитываются 2–3 работы. Ошибки
исправляются.
VIII. Задания на смекалку
Задания задаются в том случае, если
на уроке осталось время.
а) Какие два местоимения мешают
автотранспорту? (Я, МЫ) б
) Первый слог – личное местоимение,
второй – звук, который издает лягушка. А вместе
они – овощ.
(ТЫКВА) в
) Какие местоимения самые чистые? (ВЫМЫТЫ) г
) Личное местоимение 3 л., м. р. (ОН) д
) Назовите часть речи, которая
употребляется вместо имени существительного,
прилагательного. (МЕСТОИМЕНИЕ) е
) Личное местоимение 1 л., мн. ч., Д. п. (НАМ) ж
) Личное местоимение 3 л, ед. ч., Р. п. (ЕГО)
IХ. Итог урока
У. Поднимите руку те, кому
понравилось в стране Местоимений. Что вам
понравилось? Когда было трудно?
Выслушиваются ответы детей;
выставляются оценки.
Х. Домашнее задание
У. Напишите мини-сочинение о
своем четвероногом друге. В тексте используйте
местоимения. |