Цели. Повторить основные правила
курса русского языка начальной школы, звуковой
состав слов, части речи.
Оборудование. Карточки с
заданиями, конверты с заданиями,
"сердцевинки" и "лепестки" цветов,
листочки для работы детей, костюмы для
инсценировки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
II. Вступительная часть
Ведущий. Наш родной язык – русский.
По мнению Михаила Васильевича Ломоносова, нашему
языку присущи "великолепие испанского,
живость французского, крепость немецкого,
нежность итальянского". Александр Сергеевич
Пушкин считал, что "язык славяно-русский имеет
неоспоримое превосходство перед всеми
европейскими". Знать свой язык обязан каждый
человек!
Давайте посмотрим, какими знатоками родного
языка вы являетесь и как им владеете.
Мы знаем свой язык с рождения, зачем же нам
изучать его?
Два ученика разыгрывают сценку
"Поговорили...".
Встретил я как-то одного приятеля.
Давно с ним не виделся!
– Как живешь?
– Нормально.
– А с учебой как?
– Нормально.
– Ты, говорят, болел... Теперь-то все в порядке?
– Нормально.
– Хорошо, значит?
– Ну я же говорю – нормально.
– Странно ты говоришь...
– Почему? Нормально.
– Ты считаешь – нормально?
– Нормально.
– Да-а, странно... А ведь когда-то был вполне
нормальный человек!
Важно не только говорить по-русски, но и владеть
своим языком!
III. Представление команд
Глаголики
"Глаголить"
– значит говорить.
По-русски говорить умеем,
По-русски пишем без труда.
Мы русским языком владеем!
Умники и умницы
"Нет ошибкам!" – наш девиз.
Мы грамотны – и это лучший приз!
Знатоки
Русский язык для нас не загадка,
Не будем играть с ошибками в прятки.
Мы правила знаем и их применяем!
IV. Конкурсная часть
Конкурс "Разминка"
Каждая команда получает карточку с
заданиями. За правильно выполненное задание – 1
балл. Максимально можно заработать 6 баллов.
Карточка 1
Найдите "лишнее" слово: строка,
земля, гряда, походка.
Дополните: группа, аллея, Анна.
Найдите "лишнее" слово: поезд,
подоконник, пересадка, сельский.
Что общего в словах: печка, свечка,
сочный, елочный.
Прочитайте: [й’ож]. Верна ли эта
звуковая запись слова?
Дополните: дочь, мышь, рожь. |
Ведущий. Возьмите карточку
2. Прочитайте текст и ответьте на вопрос.
Карточка 2
Три месяца находился узник в сыром и
мрачном помещении. В пищу ему давали только хлеб
сухой и воду. Когда его освободили, в его темнице,
в углу, оказалось много костей.
Откуда взялись кости? |
Дети. Допущена ошибка в
написании существительного с предлогом: с ухой,
а не сухой.
Конкурс "Помогите!"
Ведущий. У двери нашего класса я
нашла пакет, а в нем записка:
К вам, ребята, мы спешили,
Познакомиться решили.
Но вчера упали с кочки
И распались на кусочки.
Помогите! Помогите!
Из кусочков нас сложите.
В конверте "сердцевинки" цветов:
звук, слово, части речи – и лепестки: звонкий,
глухой, твердый, мягкий, согласный, окончание,
приставка, корень, суффикс, прилагательное,
основа, предлог, глагол, существительное, глагол,
предлог.
Каждая команда собирает свой цветок.
Конкурс "Тарабарский язык"
Ведущий. Благодаря тому что все
слова в русском языке относятся к какой-нибудь
части речи, появляются такие веселые стихи.
На доске:
Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве:
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове.
(Л.Кэрролл)
|
– Определите части речи во
втором предложении.
Дети записывают на листочках
предложение, сверху надписывают части речи.
Конкурс "Слово делится на части"
Ведущий
– Ах! Какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей.
"Соберите" слова. Осторожно,
возможны ловушки!
Карточка 3
пере, нос, нас, и, ть
по, па, ход, к, а
угол, оч, ек, ик
|
Конкурс "Родственники"
Ведущий. Вы знаете, что в нашем
языке есть слова-родственники. Сценка, которую мы
сейчас посмотрим, так и называется –
"Родственники".
– Вы кто такие?
– Я – гусь, это – гусыня, а это наши гусята.
– А ты кто?
– А я ваша тетя – гусеница.
Ведущий. Слова гусь, гусята,
гусыня, гусеница – родственные?
Дети. Нет.
Ведущий. Интересно, что слово
гусеница раньше произносили "усеница",
происходило оно от "ус", так как гусеница
была волосатой. Теперь корень – гусениц. Наш
язык меняется, развивается. А эти слова
родственные?
На доске:
Вода, водитель, водяной.
Лес, лестница, лесничий.
Левый, лев, налево.
|
Конкурс "Угадай слово"
Корень мой находится в цене,
В описи найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке вы встречали,
Вся же в дневнике я и в журнале.
Конкурс "Угадай пословицу"
Ведущий. Каждое слово имеет свой
смысл, значение. А некоторые слова могут быть
противоположны по смыслу: легкий – тяжелый,
веселый – грустный. Перед вами
пословицы-перевертыши. Кто сможет прочитать их?
Подчеркнутые слова не изменены.
На доске:
Новый враг хуже старых двух.
Плохая слава дешевле бедности. Всё
плохо, что плохо начинается.
|
За каждую правильно
составленную пословицу дается 1 балл.
Ведущий. Как вы их понимаете?
Дети объясняют.
Конкурс "Исправьте ошибки"
Команды получают карточки с
текстами, в которых надо найти и исправить
ошибки. За каждую найденную ошибку засчитывается
один балл.
Карточка 4
Зимние каникулы я правел у дяди сережи
Однажды ночю лес занисло пушыстым снегом. Мы
расчистили трапинку к старошке, а потом катались
налыжах. Заденешь ветку – политит тебе в лицо
мяхкий снежок. |
Конкурс "Крылатые
выражения"
Ведущий. Ярким и точным называем мы
наш язык, одно из средств языка – крылатые
выражения.
Объясните,
когда так говорят:
Ежата – детки хоть куда!
И что же тут дивиться?
Ведь мама держит их всегда
В ежовых ... . (рукавицах).
Как это принято у змей,
Кусают за ногу гадюки.
А потому при встрече с ней
Берите, дети, ноги ... (в руки)!
За обедом в разговоре
Лез в бутылку, с нами споря.
А потом сказал:
– Друзья,
Не в своей ... (тарелке) я!
Дети заканчивают четверостишия и
объясняют смысл выражений.
V. Итог конкурса
Ведущий. Молодцы! Вы настоящие
знатоки русского языка. Итоги нашего конкурса
подведет жюри.
Награждение победителей. |