Цели. Познакомить учащихся с
приемами конструирования загадки; закреплять
знания об имени прилагательном; развивать навыки
безошибочного письма, орфографическую зоркость;
воспитывать потребность в совместной работе,
самостоятельность.
Оборудование. Учебник "Русский
язык. 2-й класс (1–4)", часть 2 (авт.
Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова); плакат
"Весна"; чайник; рисунки с изображениями
овощей, василька.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы урока
Учитель.
Я превращаю почки
В зеленые листочки,
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна.
Зовут меня...
Дети. Весна.
У. Да, дети, это Весна. Она пришла
к нам на урок со своими заданиями. Вы знаете, что
Весна любит трудолюбивых, дружных, веселых людей,
потому что сама такая. Вы готовы с ней
подружиться? Тогда давайте покажем дружную
работу и вспомним все, что вы знаете об имени
прилагательном.
III. Проверка домашнего задания
У. Я читаю предложения из
упражнения № 67, а вы хором называете слова,
которые вставили.
Мед ... (сладкий), а перец ... (горький).
Река ... (широкая), а ручей ... (узкий).
Озеро ... (маленькое), а море ... (большое).
Тигры ... (дикие), а котята ... (домашние).
– К какой части речи относятся
слова, которые вы вставили?
Д. Это имена прилагательные.
У. Какие по смыслу слова
вставлены в каждое предложение?
Д. Антонимы.
У. Что такое антонимы?
Д. Слова, противоположные по
смыслу.
IV. Словарная работа
У. Приходит Весна и всюду
начинает наводить порядок. А люди ей в этом
помогают. Вспомните, что делают люди в деревне
ранней весной?
Д. Вспахивают землю, удобряют ее,
делают грядки, сажают растения.
У. Правильно! Как только порядок
наведен, начинается посев семян. Чтобы получить
хорошие всходы, надо правильно посеять семена.
Весна предлагает вам отгадать загадки и узнать,
какие растения она посадила и где. Отгадки
запишите в тетрадь.
Два ученика выполняют задание на
индивидуальных досках.
У. Сто одежек и все без застежек.
Д. Капуста.
У. Красная девица сидит в
темнице, а коса на улице.
Д. Морковь.
У. Ни окошек, ни дверей – полна
горница людей.
Д. Огурец.
У. Он круглый и красный,
Как глаз светофора.
Среди овощей
Нет сочней...
Д. Помидора.
У. А еще посмотрите на эти
картинки и запишите словами то, что вы видите.
Учитель показывает рисунки, на
которых изображены картофель, редиска.
– Проверим слова, записанные вами.
Открываются записи на
индивидуальных досках:
Капуста, морковь, огурец,
помидор, картофель, редиска. |
– Где Весна все это
посадила?
Д. В огороде.
У. Продолжим работать с
загадками.
V. Закрепление пройденного
материала
У. Откройте учебник на с. 29,
упражнение № 57. Прочитайте и отгадайте
загадку.
Д. Стоит Алена – платок зеленый,
Тонкий стан, белый сарафан.
У. Какие слова помогли узнать
березку?
Д. Зеленый, тонкий, белый.
У. Что они называют?
Д. Признаки предметов.
У. Спишите загадку и запишите
отгадку.
Дети выполняют задание.
– Откройте учебник на с. 30,
упражнение № 60. Перед вами еще одна загадка.
Прочитайте ее.
Д. Красная, сладкая,
продолговатая, сочная, полезная.
У. Что это?
Д. Морковь.
У. Какие слова помогли отгадать
загадку?
Д. Прилагательные.
У. Что называет каждое слово
загадки?
Д. Признак.
У. На какие признаки указывают
эти слова и на какие вопросы отвечают?
Д. Они указывают на цвет, вкус,
форму. Отвечают на вопрос какая?
У. Спишите загадку и запишите
отгадку.
Дети выполняют задание.
– Прочитайте следующее задание
упражнения.
Д. Придумайте загадку про
огурец. Назовите в ней признаки огурца: его цвет,
форму, вкус.
У. Чтобы справиться с этим
заданием, надо подготовиться. Мы вернемся к нему
в конце урока.
VI. Физкультминутка
VII. Творческая работа
У. Вы очень хорошо отгадывали
загадки в начале урока. А сможете ли вы загадать
загадку?
Дети загадывают загадки, известные
им.
– Молодцы! А теперь отгадайте еще
одну загадку:
Из пшеницы, из овса
Смотрят синие глаза.
Д. Василек.
У. Почему вы решили, что это
василек? В чем секрет этой загадки?
Дети высказывают свое мнение.
– Верно, сам предмет, который
загадывается, не называется. Говорится о похожем
предмете, у которого есть те же признаки.
Действительно, васильки похожи на синие глаза.
Отмечается и второй признак васильков – место,
где они обычно растут.
Посмотрите
на этот предмет.
Учитель показывает чайник.
– Что это?
Д. Чайник.
У. На что он похож? Или на кого?
Д. Он похож на паровоз, на слона.
– Он напоминает слона в берете, пузатого слона.
У. Назовите внешние признаки
чайника.
Д. Он круглый, с носиком, есть
ручка, крышка.
У. Для чего нужен чайник?
Д. Кипятить воду, чаем поить.
У. Где обычно находится чайник?
Д. На столе, на огне, на плите.
У. А теперь попробуем составить
загадку о слоне и назовем ее "Слон в берете".
Слон в берете... где находится?
Д. На огне сидит.
У. Что делает?
Д. Воду кипятит.
У. Кто
по-другому составит? Пробуем.
Д. Слон в берете на столе стоит,
Чаем нас поит.
– На плите пузатый слон
Хочет сделать нам поклон.
В нем бурлит водица.
Как бы нам напиться?
У. А теперь вернемся к заданию
упражнения № 60. Составьте загадку про огурец.
Запишите ее.
Дети выполняют задание. Работы
обсуждаются.
VIII. Итог урока
У. Вы справились со всеми
загадками, предложенными Весной, показали ей,
какие вы трудолюбивые, старательные.
Какая часть речи вам помогала в этом?
Д. Имя прилагательное.
У. Что вы о нем знаете?
Дети отвечают на вопрос.
– Чему вы учились на уроке?
Д. Составлять загадки, используя
имена прилагательные.
У. Молодцы! Вы хорошо работали.
IХ. Домашнее задание
У. За хорошую работу на уроке
Весна дарит вам картинки с изображениями
солнышка. Все они красивые, разные. Такие же
разнообразные загадки, связанные с Весной,
природой, вы составите и напишете на этих
картинках. |