I. Игры для закрепления понятия имя существительное
Игра "Найди имя существительное"
Цель. Закрепление понятия "имя существительное",
умения отличать его от сходных с ним глагольных форм.
Содержание игры. В игре принимают участие 3
команды по 4 человека. На доске записаны в 3 столбика по 4 пары
предложений со сходными по форме существительными и глаголами. Задача
каждого игрока – рассмотреть одну пару предложений и определить, какое
из сходных слов является существительным. Существительное
подчеркивается, а сверху надписывается буква c. Класс оценивает
работу команд.
Материал для игры:
Рой пчел кружится над липой.
Рой яму поглубже.
Вода перестала течь.
В лодке открылась течь.
Не плачь из-за пустяков.
Послышался плач ребенка.
Медведь в лесу, не зная правил,
Однажды мотоциклом правил.
Игра "Запиши одним словом"
Цель. Закрепление понятия "имя существительное",
развитие умения обобщать.
Содержание игры. В игре участвует весь класс.
Учитель называет группы слов, предлагает заменить каждую группу одним
словом и записать это слово в тетради. Выигрывает тот, кто правильно
запишет все 10 слов.
Материал для игры:
1) тополь, клен, береза, ель;
2) волк, лиса, заяц, медведь;
3) сорока, воробей, ворона, аист;
4) брусника, черника, земляника;
5) футболист, хоккеист, волейболист;
6) шкаф, парта, стол, стул;
7) молоко, хлеб, сахар, мясо;
8) костюм, пальто, кофта, платье;
9) ботинки, сапоги, валенки, туфли;
10) кукла, мяч, юла, барабан.
Игра "Образуй имя существительное"
Цель. Закрепление понятия "имя существительное".
Содержание игры. В игре принимают участие 3
команды по 5 человек. На доске записаны в 3 столбика прилагательные по 5
в каждом. Задача команд: образовать от каждого прилагательного имя
существительное и записать его справа от прилагательного. Каждый игрок
образует и записывает одно существительное. Побеждает команда, которая
правильно и быстрее других выполнит задание.
Материал для игры:
храбрый – смелый – веселый –
сильный – добрый – ленивый –
гордый – болтливый – умный –
мудрый – богатый – бедный –
грубый – хвастливый – крепкий –
Игра "Кто больше?"
Цель. Закрепление понятия "имя существительное";
повторение состава слова.
Содержание игры. В игре участвует весь класс.
Задача игроков: за отведенное время (3–5 мин) записать как можно больше
существительных, состоящих из одного корня (бак, бык, бок, вар, винт,
воз, гусь, гвоздь, гром и т.д.). По сигналу учителя дети начинают и
заканчивают запись, после чего выясняется, кто записал наибольшее число
слов.
II. Игры для закрепления навыка определения рода имен
существительных
Игра "Подбери пару"
Цель. Формирование понятия о роде имен
существительных, расширение и активизация словаря учащихся.
Содержание игры. В игре принимают участие 3
команды по 5 человек. На доске записаны в 3 столбика существительные
мужского рода, обозначающие людей и животных. Каждый игрок должен
подобрать к одному существительному мужского рода парное существительное
женского рода и записать его справа. Класс оценивает работу команд.
Материал для игры:
отец – мужчина – бык –
дедушка – дядя – козел –
сын – ткач – баран –
брат – сосед – кот –
внук – мальчик – волк –
Игра "Угадай слово"
Цель. Формирование понятия о роде имен
существительных, умения узнавать род по окончанию.
Содержание игры. Играют 3 команды по 3 человека.
На доске записаны в 3 столбика существительные мужского рода, женского
рода и среднего рода, в которых пропущены все буквы, кроме начальной и
конечной. Каждый игрок должен угадать, какого рода это слово, вставить
пропущенные буквы и сверху указать одной буквой род. Класс оценивает
работу команд.
Материал для игры:
п _ _ _ а
м _ _ _ о
б _ _ _ н |
в _ _ _ к
б _ _ _ а
в _ _ _ о |
б _ _ _ т
з _ _ _ о
м _ _ _ а |
Возможные ответы:
1) палка, полка; масло, место; барон, батон и др.;
2) венок, возок; булка, банка; ведро, весло;
3) букет, билет; зерно, звено; мышка, миска.
Игра "Кто больше?"
Цель. Закрепление понятия о роде имен
существительных, развитие наблюдательности учащихся.
Содержание игры. В игре участвует весь класс.
Задача учащихся: записать как можно больше существительных женского
рода, мужского рода и среднего ро-да – названий предметов, которые
находятся в классе. Игру можно повторить, предложив детям подобрать по
большой сюжетной картине и записать как можно больше существительных,
распределив их в 3 столбика.
III. Игры для закрепления умения определения числа
имен существительных
Игра "Эстафета"
Цель. Закрепление умения изменять существительные
по числам, правописания слов с разделительным ь.
Содержание игры. Играет весь класс по вариантам.
Каждый вариант получает карточку с существительными в единственном
числе. Задача учащихся записать справа данное существительное во
множественном числе. Каждый ученик записывает одно слово и передает
карточку сидящему сзади. Последний ученик в варианте возвращает карточку
учителю. Учитель проверяет работу и определяет победителей.
Материал для игры:
звено
полоз
крыло
сук
стул
ком |
перо
полено
друг
прут
клок
кол |
прут
брат
клин
ком
лист
колос |
сук
клок
стул
клин
крыло
сын |
брат
друг
колос
перо
прут
звено |
лист
полено
ком
полоз
кол
сук |
Игра "Поединок знатоков"
Цель. Закрепление умения изменять существительные
по числам.
Содержание игры. Соревнуются два ученика. Один из
них получает карточку с существительными в единственном числе, другой –
с существительными во множественном числе. Поединок ведется устно.
Первый читает существительное в единственном числе, а второй изменяет
число и называет это же существительное во множественном числе. Затем
второй читает существительные во множественном числе, а первый игрок
должен произнести их в единственном числе. Класс оценивает работу
игроков.
Материал для игры:
1) утенок, кот, мышонок, тополь, щенок, улей, рог,
пень, зеркало, сосед;
2) цыплята, стулья, края, поленья, сны, поросята,
перья, жеребята, дни, звенья.
IV. Игры для закрепления знания падежей имен
существительных
Игра "Кто быстрее?"
Цель. Закрепление знания падежей.
Содержание игры. В игре принимает участие весь
класс. На доске дается текст стихотворения:
Дорожка
Дорожка домой
Мне мила с детских лет.
Дорожки знакомой
Красивее нет.
И если б зашел я
Не знаю куда,
Дорожку домой
Отыскал бы всегда.
На этой дорожке
И в трудные дни
Я пел бы без устали
Песни свои.
Учитель предлагает детям определить падежи слова
дорожка и указать, каких падежей не хватает в этом стихотворении.
Побеждает тот, кто первым правильно укажет недостающие падежи.
Игра "Эстафета"
Цель. Закрепление знания падежей.
Содержание игры. В игре участвует весь класс,
разбитый на 3 команды (по рядам). Каждый ряд получает карточку со
словосочетаниями по числу учащихся. Каждый ученик должен письменно
определить падеж одного существительного и передать карточку соседу или
сидящему сзади. Последний в ряду возвращает карточку учителю.
Материал для игры:
Растет на дереве, сидит за партой, поднялся в воздух,
встретил брата, подарил товарищу, шли по дороге, поставил на стол,
закрыл кран, зашел к другу, вышел за город, горжусь Родиной, мечтаю о
походе, жил за рекой, любовался природой.
Игра "Сосчитай правильно"
Цель. Закрепление знания родительного падежа
существительных, навыков правильного образования сочетаний числительных
с существительными.
Содержание игры. На доске записаны названия
предметов: яблоко, место, озеро, носок, солдат, простыня, килограмм,
оладьи, цапля, туфля, щенок, гусенок, полотенце, блюдце, лимон.
Соревнуются три команды по 5 человек. Задача каждого игрока – правильно
сосчитать один из названных предметов от
1 до 8: одно яблоко, два яблока, три яблока и т.д.
Побеждает команда, допустившая меньшее число ошибок.
V. Буква ь после шипящих на конце существительных
Игра "Кто больше?
Цель. Закрепление навыка правописания ь на
конце существительных после шипящих.
Содержание игры. Играет весь класс. Задача
учащихся: подобрать и записать за три минуты как можно больше
существительных мужского рода – названий животных с шипящим на конце
(вариант 1). По сигналу учителя дети начинают и заканчивают работу.
Побеждает тот, кто правильно записал больше существительных мужского
рода с шипящим на конце (еж, уж, стриж, чиж, грач, ерш, лещ, сыч и др.).
Вариант 2. Кто больше подберет и запишет
существительных мужского рода с шипящим на конце, обозначающих людей
(сторож, врач, силач, ткач, скрипач, трубач и др.).
Вариант 3. Кто больше подберет существительных
мужского рода с шипящим на конце, обозначающих неживые предметы (плащ,
чертеж, камыш, калач, гараж, шалаш, плач, смерч и др.).
Вариант 4. Кто больше подберет существительных
женского рода с шипящей на конце (ночь, дочь, печь, рожь, помощь, тушь,
дрожь, вещь, тишь и др.).
Игра "Поймай свое слово"
Цель. Закрепление навыка правописания ь на
конце существительных после шипящих.
Содержание игры. В игре участвует весь класс в
составе двух команд: команды девочек и команды мальчиков. Учитель
диктует слова вперемешку: существительные мужского и женского рода с
шипящими на конце. Девочки записывают существительные женского рода, а
мальчики – существительные мужского рода. Побеждает команда, допустившая
меньше ошибок.
Материал для игры:
плащ, стриж, ночь, тишь, лещ, помощь, грач, гараж,
рожь, печь, ткач, трубач, речь, чиж, мышь, вещь, шалаш, тушь, дрожь.
Игра "Четвертое – лишнее"
Содержание игры. Играют 4 человека. Учитель
читает каждому 4 слова с шипящим на конце. Игрок должен найти лишнее
слово и объяснить причину.
1) мышь, тишь, ерш, тушь;
2) плащ, плющ, помощь, лещ;
3) луч, дочь, меч, грач;
4) рожь, чиж, нож, стриж.
|