Цели. Активизировать знания
учащихся о предложении; развивать умение
анализировать слова; развивать орфографическую
зоркость.
Оборудование. Учебник «Русский
язык. 2 класс» (2005 г., авт. А.В. Полякова);
индивидуальные доски; словари для записи
словарных слов (у каждого ученика).
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Работа по теме урока
На доске – запись (закрыта):
девочка |
улица |
гуляет |
собака |
|
Учитель (открывая запись).
Ребята, запишите это предложение.
Учитель наблюдает за реакцией детей.
Кто-то начинает писать, но останавливается. Дети
поднимают руки.
– Чем вы хотите поделиться?
Дима. Это не предложение.
Предложение начинается с заглавной буквы, и в
конце должна стоять точка.
Учитель записывает первое слово с
заглавной буквы, в конце предложения ставит
точку.
Саша. Дима, но это не предложение.
Ведь слова в предложении должны быть связаны по
смыслу.
Лена. Саша, я согласна с тобой. На
доске записаны отдельные слова. Но если мы их
изменим, то можем составить предложение.
У. Давайте составим предложение
из этих слов.
Коля. А предлоги использовать
нужно?
Учитель молчит – ждет, когда дети
сами ответят на вопрос Коли.
Катя. Коля, а ты можешь без
предлогов составить предложение?
Пауза.
Коля. Конечно, могу. Например ...
У. (прерывает ученика). Скажи
мне на ушко. Замечательно. Сейчас мы выполним это
в тетради.
Дети работают самостоятельно в
тетрадях. Учитель наблюдает за работой и раздает
индивидуальные доски ученикам с разными
вариантами предложений. Далее идет проверка.
Дети показывают индивидуальные доски и читают
составленные ими предложения.
Ира. Девочка гуляет по улице с
собакой.
Миша. Девочка со своей собакой
гуляет на улице.
Саша. Собака Джесси гуляет с
девочкой по улице.
Коля. Девочка гуляет.
Учитель. Интересно.
Маша. Коля, но ты не все слова
употребил в этом предложении.
Коля. Маша, но не было задания
использовать все слова.
Маша (пауза). Ты прав.
Дима. Елена Владимировна, значит,
можно было не изменять слова и все равно получить
предложение?
Коля. Конечно.
Д. А Саша еще добавил
существительное – кличку собаки: Собака
Джесси гуляет с девочкой по улице.
У. Кто из вас составил
предложения, используя дополнительные слова?
Дети молча смотрят друг на друга.
– А кто, наоборот, не использовал
все слова?
Дети зачитывают свои варианты,
учитель записывает их на доске.
На доске:
Собака!
Девочка гуляет с собакой.
На улице.
Девочка гуляет на улице. |
– Что вы можете сказать об
этих записях?
Д. Получились предложения.
– Я не знаю, у Леши это предложение: На
улице? Непонятно.
У. Что же непонятно?
Д. Что происходит на улице?
– Или кто на улице?
Леша. На улице девочка и собака.
У. Такой вариант вас устроит?
Д. Да.
У. У нас в этом предложении
появился предмет речи. Кому бы вы еще хотели
задать вопрос?
Максим. Мне кажется, что «Собака!»
– это не предложение.
Игорь. Максим, ты просто забыл, что
бывают предложения из одного слова.
У. Света, это твоя запись. Ты
согласна с Максимом?
Света. Максим, представь: я вышла на
улицу и увидела собаку. Собак я люблю! Я и
закричала: «Собака!» В моем предложении я говорю
о собаке.
У. Мы развеяли твои сомнения?
Максим. Да.
Здесь учитель может обратить
внимание учеников на интонацию, на цель
высказывания. В данном случае у нас тоже есть
предмет речи. О ком идет речь? О собаке. Если
возникнет вопрос: «А может быть предложение: Гуляет?
– то рассмотрите с детьми и этот случай: «Здесь
понятно, какое действие совершается, но не
известно – кем. Да, может быть такое
предложение (оно неопределенно-личное), с ними мы
познакомимся в старших классах, а сейчас я вам
предлагаю рассмотреть Колино предложение...»
У. Давайте с вами вернемся к
предложению Коли. Запишите его у себя в тетради.
Дети записывают: «Девочка гуляет».
– Есть ли здесь предмет речи?
Петя. Да. Можно спросить: «О ком
говорится в предложении?»
У. А еще можно узнать, что об этом
говорится? Андрей, прочитай свое предложение.
Андрей. Девочка гуляет с собакой.
У. Чем оно отличается от
предложения, которое составил Коля?
Андрей. У меня более полное
предложение.
У. У тебя совсем другое
предложение. Почему я так говорю?
Д. Девочка может гулять одна, может
с подругой или с мамой...
Андрей. Я знаю – я уточнил, с кем
гуляет девочка.
У. А это предложение... (показывает
запись на индивидуальной доске).
Ира. Девочка гуляет по улице с
собакой.
– У меня тоже новое предложение. Я
еще уточнила, где они гуляют.
У. Что вы еще хотите сказать?
Вова. Предложения Коли, Иры и
Андрея похожи.
Настя. Главными остались слова: Девочка
гуляет.
У. Что значит – главными?
Д. Это главные члены
предложения.
– Это основа предложения.
– Я вспомнил, что мы подчеркиваем
слово, которое отвечает на вопрос что? или кто?,
одной чертой, а слово, которое отвечает на вопрос что
делает?, – двумя чертами.
У. Предлагаю вам записать эти
предложения в тетради. И подчеркнуть основу
предложений. Как вы будете подчеркивать? Никита,
расскажи нам.
Никита. Слово, которое отвечает на
вопрос кто?, надо подчеркнуть одной чертой (свое
объяснение он сопровождает схемой, которую
чертит на доске), а слово, которое отвечает на
вопрос что делает? – двумя чертами.
На доске:
У. Вы хотите что-нибудь
добавить к записи?
Д. Нет.
Дети выполняют задание.
III. Домашнее задание
У. Прочитайте в учебнике на с. 6 и
8 правила. Всё ли мы с вами на этом уроке вспомнили
о предложении?
Дети читают.
С. 6. Слова, которые
указывают, о ком или о чем говорится в
предложении и что говорится, называются главными
членами предложения. Они составляют основу
предложения.
С. 8. Подлежащее и сказуемое –
это главные члены предложения. |
Д. Да, всё. Мы даже
сказали, как надо подчеркнуть главные члены
предложения.
– Нет, Оля, мы не сказали, как
называются главные члены предложения, – это
записано на с. 8.
– О ком говорится – это подлежащее.
В наших предложениях говорится о девочке и
собаке.
– И девочка, и собака отвечают на
вопрос кто?
У. Я думаю так же, как Оля.
Д. Елена Владимировна, но эти
слова отвечают на разные вопросы?!
У. Не понимаю.
Игорь. Гуляет кто? – девочка.
Гуляет с кем? – с собакой.
– Да, если бы был вопрос кто?, то
было бы: Девочка гуляет с собака.
У. Оля, может, мы с тобой ошиблись?
Оля. Да. Подлежащее – девочка, я
так и подчеркнула – одной чертой. А сказуемое – гуляет.
У. Раз мы выяснили, что такое
главные члены предложения, то сможем найти, что
общего в двух заданиях.
Прочитайте задания к упражнениям 8
и 9.
Дети читают.
№ 8
1. Спиши.
Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетели журавли.
(Е. Трутнева)
2. Найди главные члены предложения в
первом предложении. На какие вопросы они
отвечают?
Ответы детей. Слово паутинки – это
главный член предложения, подлежащее. Слово пролетают –
это главный член предложения, сказуемое.
3. ...Подчеркни во втором предложении
главные члены: подлежащее – одной чертой,
сказуемое – двумя. |
№ 9
1. Прочитай.
Меж редеющих верхушек
Показалась синева.
Зашумела у опушек
Ярко-желтая листва.
(А. Твардовский)
2. Спиши. Подчеркни главные члены в
каждом предложении: подлежащее – одной чертой,
сказуемое – двумя. |
У. Что вы заметили?
Д. Задания одинаковые: везде
надо списать и подчеркнуть главные члены
предложения.
– Но в упражнении 8 подробнее
написано, как выполнять задание.
– Я заметила, что в упражнении 8
надо подчеркнуть главные члены предложения
только во втором предложении, а в упражнении 9
– в каждом предложении.
У. Выберите себе домашнее
задание – упражнение 8 или 9.
Дети записывают задание в дневник.
IV. Продолжение работы по теме урока по
учебнику
У. Прочитайте первое задание к
упражнению 6 и выполните его.
1. Прочитай строчки из песенки
«В лесу родилась елочка»:
Трусишка зайка серенький
Под елочкой скакал.
Порою волк, сердитый волк,
Рысцою пробегал.
(Р. Кудашева)
2. О ком говорится в первом
предложении? Что говорится о зайке? Выпиши
главные члены предложения по вопросам: кто? ...
что делал? ...
3. Так же разбери второе предложение. |
У. Все ли слова вам
понятны?
Д. Что значит – рысцою пробегал?
– Это очень быстро бежать.
– Это часто перебирать ногами.
У. Назовите в первом предложении
главные члены.
Д. Зайка скакал.
У. А сейчас предлагаю вам
поработать в парах. Откройте словарь для справок
на с. 140. Найдите в первом столбике
однокоренное слово к одному из этих слов и
запишите его в ваш словарик.
Дети выполняют задание.
У. Какое слово вы выписали?
Д. Слово заяц.
– Это слово словарное, надо
запомнить.
– Опасное место – буква я,
проверить ее мы не можем.
У. Запишите в тетрадях еще
однокоренные слова к этому слову.
Дети работают самостоятельно, а
затем зачитывают варианты. Учитель их записывает
на доске.
На доске:
заяц,
зайка,
зайчишка,
зайчонок,
заячья (избушка),
зайчик |
У. Что вы заметили?
Д. Только в словах заяц и заячья
после буквы а пишется я.
– В слове заячья есть еще
орфограмма – разделительный мягкий знак.
Если останется время, то можно
предложить задание: найти в строчках песенки
слова, в которых написание расходится с
произношением. Дети продолжат работу в парах.
Подчеркнуть слова можно в учебниках, затем
организовать проверку.
V. Итог урока
У. Что каждый из вас добавил в
свой сундучок знаний? Чем вы хотели бы поделиться
со своими друзьями?
Дети рассказывают, что для каждого
было главным на уроке, что он открыл сегодня для
себя нового, что его удивило, чей вопрос
показался интереснее. |