Пятница, 22.11.2024, 06:15                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
ЧТЕНИЕ [139]
ПИСЬМО [38]
РУССКИЙ ЯЗЫК [109]
МАТЕМАТИКА [62]
ИСТОРИЯ РОССИИ [32]
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР [87]
ЭКОНОМИКА [14]
ИЗО [35]
ЭСТЕТИКА [41]
ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ [19]
КЛАССНЫЙ ЧАС [22]
ШКОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ [156]
ОБЖ [45]

Статистика

Онлайн всего: 13
Гостей: 13
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА » РУССКИЙ ЯЗЫК

Большая буква в именах. Тайны имен
27.02.2012, 22:02

Цели. Закрепить умение писать имена с большой буквы; пробудить интерес к истории происхождения своего имени; вызвать эмоциональное стремление к поисковой, исследовательской работе по истории происхождения имен друзей, родителей, близких.

Оборудование. Таблички с названиями залов; рисунки сказочных героев; карточки с именами и текстами.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Учитель. Сегодня мы отправимся в путешествие по Стране Больших букв. Вспомните, когда вы впервые познакомились с большой буквой и что о ней узнали?

Дети отвечают.

– Тема нашего урока: «Большая буква в именах». Наше путешествие будет проходить в историческом музее, название которого зашифровано в буквах и значках, записанных на доске. Расшифруйте название музея.

На доске:

КАКВАСЗОВУТ?

III. Чистописание

У. Какие слова входят в состав названия Исторического музея?

Дети. Как, вас, зовут?

У. Что нужно сделать со словами, чтобы из них получилось предложение?

Д. Обозначить на письме начало и конец предложения. Для этого надо начать писать предложение с большой буквы, а в конце поставить точку.

Ученики записывают предложение в тетрадях.

IV. Работа по теме урока

У. Прочитайте название зала, в который мы попадем в первую очередь.

На доске:

Почему нас так зовут?

– Подумайте и ответьте: кто может вам задать такой вопрос? Сейчас я прочитаю отрывки из сказок, а вы назовите имена упоминаемых в них персонажей.

По ходу правильных ответов учитель прикрепляет на доску рисунки с изображениями сказочных персонажей.

1. В чашечке тюльпана на зеленом листике сидела девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в один дюйм. Ее так и прозвали... (Дюймовочка.)

2. Девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как шарик, говорит старикам: «Я из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Зовут меня...» (Снегурочка.)

3. Как зовут доброго доктора, который лечил зверей, птиц и насекомых в сказке К.И. Чуковского? (Айболит.)

4. Как зовут малышей-коротышек из сказки Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей?» (Незнайка, Тюбик, Знайка, Пулька...)

– Как мы запишем имена героев сказки?

Д. С заглавной буквы.

Дети записывают имена в тетрадях.

У. Почему их так зовут?

Ответы детей.

– Посмотрите, какие выразительные имена авторы сказок дали своим персонажам – не нужно долго разгадывать, что они означают. Снегурочке дали такое имя, потому что она сделана из снега; Дюймовочке – за ее маленький рост (дюйм равен 2,5 см); Знайке – за его любознательность; Айболиту – за то, что он лечит тех, у кого что-то болит. А теперь отправимся в другой зал.

На доске:

Так было

– Какие же имена были раньше?

Дети отвечают.

– Древние русские имена разнообразны. Часто они содержали в себе характеристики людей. Имя давалось человеку как примета, по которой его можно было выделить из состава семьи или родственников. Так, когда-то человеку давалось числовое имя: родился первый ребенок в семье, его называли Перва или Первой, второй – Второй, Вторак, третий – Третьяк.

Давалось имя и по внешнему виду: Черныш, Чернавка – по цвету волос или кожи; Мал – за малый рост. Имя могло отражать черту характера и поведения человека: Добр, Храбр, Смеяна, Умник; время его рождения в году: Зим, Вешняк, Мороз; профессию: Шуба, Ложка, Пушка. Давались имена, связанные с животным и растительным миром: Волк, Кот, Трава.

Был и другой период в истории русских имен, когда их выбирали по церковным календарям. В этом случае имя давалось в соответствии с именем святого, которое приходилось на день рождения или крещения ребенка по календарю.

На доске:

Коль ты родился в день Ефима,
То назван именем таким.

(М. Владимиров)

– Сегодня день святого...
Ребенок, родившийся в этот день, был бы назван...
Но вот уже более 100 лет родители свободно выбирают своим детям имена независимо от календаря.
Теперь переходим в другой зал.

На доске:

Ты и твое имя

Между живущих людей безымянным никто не бывает вовсе: в минуту рождения каждый – и низкий, и знатный – имя свое от родителей в сладостный дар получает...

(Гомер)

– У каждого из вас есть имя. Запишите его в тетради. Как вы напишете имя, с какой буквы? Почему?

Дети отвечают. Имена оказались записаны по-разному: у некоторых – полное, у некоторых – сокращенное. Это стало поводом для беседы.

– Какое имя ты записал?

Д. Саша.

У. Кто так тебя зовет?

Д. Мама, папа, друзья.

У. Это полное имя или сокращенное?

Д. Сокращенное.

У. Когда ты будешь взрослым, как тебя будут называть?

Д. Александр.

У. Ребята, почти каждый из вас записал свое сокращенное имя. А теперь произнесите и запишите свое полное имя.

Дети выполняют задание.

– Однако не все имена могут иметь сокращенную или полную форму. Например, имя Нина употребляется только в одной форме, полной, хотя на первый взгляд она кажется короткой. У нас в классе у некоторых ребят тоже есть такие имена, например Андрей, Руслан.

Предлагаю вам игру «Не ошибись». Я называю полное имя – вы произносите его сокращенное звучание, и наоборот:

Василий – Вася
Оля – Ольга
Николай – Коля
Юра – Юрий
Виктор – Витя
Валя – Валентина
Татьяна – Таня
Вова – Владимир
Светлана – Света
Лена – Елена

– А теперь скажите, как вас ласково называют бабушки и мамы? А как ласково вы называете братика или сестричку?

Дети отвечают.

– Прослушайте стихотворение Корнея Ивановича Чуковского и скажите: сколько всего в нем упомянуто девочек?

Дети, отвечая, приходят к выводу о том, что речь в стихотворении шла о четырех девочках. Учитель раздает детям карточки с прочитанным текстом.

– Прочитайте ласковые формы других имен по примеру названных в стихотворении Чуковского:

 

Наталья, Наточка,
Наташенька, Наталенька,
Натуленька, Натусенька.

 

Екатерина, Катенька,
Катюша, Катерина,
Касенька.

 

Любовь, Любонька,
Любаня, Любаша,
Любушка, Любочка.

 

Марьюшка, Марусенька,
Машенька и Манечка
Побежали в лавочку
и купили пряничка.

– Что сделало имя ласковым?

Д. Суффикс.

У. Назовите суффиксы, встретившиеся в именах этого текста. Что общего в словах каждой строчки?

Д. Корень.

У. Что такое корень? Назовите корень в именах девочек из стихотворения.

Дети отвечают и выделяют корни и знакомые суффиксы в тексте.

– Запишите в тетрадях два имени своих друзей, родственников, а рядом – ласкательные формы этих имен. Как вы их запишете? В именах выделите суффикс и корень.

Дети выполняют задание.

– Ласковая форма имени выражает доброжелательное отношение говорящего. Однако нередко можно услышать в нашей речи неполные или ласкательные имена, а лишь пренебрежительную их форму: Васька, Ванька, Вовка, Танька. Использование таких форм имен обижает людей, унижает их достоинство. Мне бы не хотелось слышать у нас в классе подобное обращение друг к другу.

Прочитайте название следующего зала.

На доске:

Что значит твое имя?

– Задумывались ли вы над тем, что значит ваше имя? Многие имена пришли к нам из других языков. Посмотрите: у каждого из вас на парте в конверте лежит карточка, на которой не только записано ваше имя, но и указано, откуда оно пришло в наш язык и что обозначает. Прочитайте каждый о своем имени.

Дети по очереди читают тексты.

Индивидуальные карточки

Александр (греч.): алексо – защищать, андрос – муж: мужественный борец, защитник людей.

 

Андрей (греч.): андрейос – мужественный, храбрый.

 

Артем (греч.): артемиус – посвященный Артемиде (богине луны, охоты), артемис – здоровый, невредимый.

 

Валентин (лат.): валентис – сильный, крепкий, здоровый.

 

Дмитрий (греч.) – посвященный Деметре (богине земледелия и плодородия).

 

Екатерина (греч.) – чистая.

 

Наталья (древнерус.) – родная.

 

Сергей (лат.) – высокий, крепкий, здоровый.

У. Запишите в тетрадях свое имя, а рядом – его сокращенные и ласкательные формы.

Дети выполняют задание.

– Когда-нибудь вы все станете родителями и вам придется выбрать имя для своего ребенка. К этому надо отнестись осторожно и обдуманно, чтобы не получилось, как в стихотворении Самуила Яковлевича Маршака «В защиту детей».

Стихотворение читает заранее подготовленный ученик.

Если только ты умен,
Не давай ребятам
Столь затейливых имен,
Как Протон и Атом.
Удружить хотела мать
Дочке белокурой,
Вот и вздумала назвать
Дочку Диктатурой.
Хоть семья ее звала
Сокращенно Дита,
На родителей была
Девушка сердита.
Для другой искал отец
Имя похитрее,
И назвал он наконец
Дочь свою Идея.
Звали мама и сестра
Девочку Идейкой,
А ребята со двора
Стали звать Индейкой.
А один оригинал,
Начинен газетой,
Сына Спутником назвал,
Дочь назвал Ракетой.
Пусть поймут отец и мать,
Что с прозваньем этим
Век придется вековать
Неразлучно детям.

– Прочитайте название следующего зала.

На доске:

Тезки

– Вы знакомы с этим словом? Что оно обозначает?

Д. Тезки – люди, у которых одинаковые имена.

У. Послушайте стихотворение Зои Александровой «Восемь Тань».

Стихотворение читает заранее подготовленный ученик.

В первом классе восемь Тань –
Это прямо наказанье!
Ведь у них, куда ни глянь,
Всюду Таня, Таня, Таня!
Если скажут: «Таня, встань!» –
Встанут сразу восемь Тань.
А ведь можно очень просто
Разобраться в новичках...

– Как вы думаете, каким образом можно разобраться в этом?

Д. По фамилии.

У. О фамилиях мы поговорим на другом уроке. А сейчас назовите в нашем классе тезок.

Дети отвечают.

V. Итог урока

У. Для чего же нужно имя?

Выслушиваются ответы детей.

– Человек проносит имя через всю свою жизнь. Его можно лишить всех благ, богатств, званий, прав, но нельзя лишить имени. Доброго, ласкового, уважаемого человека всегда называют по имени. Людей, создавших себе доброе имя, издавна называют знатными, славными, знаменитыми. Именами (фамилиями) уважаемых, знаменитых, заслуженных людей названы города, улицы, парки.

Что же такое имя? Давайте запишем определение в тетрадях.

Дети списывают с доски.

На доске:

Имя – отличительное название, обозначение человека, которое дается ему при рождении.

– Что интересного вы узнали об именах? Чем вам запомнился урок? Объясните пословицы: «С именем – Иван, без имени – болван». «Без имени ребенок – чертенок».

Что значит выражение «гордиться своим именем»?

Дети отвечают на вопросы.

– В заключение нашего урока я хочу прочитать небольшое стихотворение «Есть четыре начальных слова...».

Есть четыре начальных слова и каждый народ
Их вручает ребенку навечно беречь и любить:
Слово ЖИЗНЬ – потому что и он, будет время, умрет,
Слово СМЕРТЬ – потому что обязан он правильно жить,
Слово РОДИНА – потому что ее продавать на базаре нельзя,
И еще ему ИМЯ с рождением мама дает –
Пусть его беспорочно по жизни несет…
Вот наследство, которое всем нам дается, друзья,
И отчета от нас будет требовать вечно народ.

Категория: РУССКИЙ ЯЗЫК | Добавил: admin | Теги: открытый урок, конспекты уроков в начальной школе, методическая страничка, учителю начальных кл, поурочные планы уроков, начальные классы, иду на урок
Просмотров: 1669 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru