Цели. Расширить знания
учащихся о безударной гласной в корне слова;
учить не только "смотреть", но и
"видеть", сравнивать, группировать;
развивать память, логическое мышление, связную
речь учащихся; воспитывать любовь и бережное
отношение к окружающему миру.
Оборудование. "Письмо из
страны Словографии"; записка от Винни-Пуха;
стихотворение Яшина "Голоса весны"; отрывки
из детских сочинений.
Ход урока
I. Вступление. Создание
проблемной ситуации
Учитель. Вы знаете, ребята,
сегодня с утра еще один гость приходил: веселый
такой, он всегда любит сочинять и петь песни:
"Кто ходит в гости по утрам, тот поступает
мудро..." Вы, наверное, догадались, кто это?
Дети. Это Винни-Пух.
У. Он передал мне большой
конверт и записку для вас. И так спешил, что успел
только сказать: "Я уверен, вы во всем
разберетесь". Ну что ж, давайте разбираться.
Как вы думаете, что может быть в конверте?
Известно, что послание из страны Слово-графии от
Графики и Фонетики.
Дети отвечают.
Учитель достает из конверта
лист, на котором написано: В в, [в], [в’].
– Что вы заметили? Что
можете рассказать о звуке и букве?
Учащиеся дают характеристику
звуку [в] и букве в, находят элементы сходства в
написании с другими буквами.
– Почему именно эту букву
мы сегодня характеризуем?
Д. С этой буквы начинаются
слова: весна, весело и даже Винни-Пух.
– Напишите заглавную и
строчную буквы в тетради.
Дети выполняют задание.
– Запишите Винни-Пух. Что
вы можете сказать об зтом слове?
Дети рассказывают все, что
знают об имени существительном.
II. Развитие речи. Работа
над предложением и словом
У. Назовите весенние слова,
в которых есть звук [в].
Д. Весна, ветер, веснушки,
весело, веснянка, сев, половодье...
У. Запишите слово ветер. Что
бы вы могли рассказать о нем?
Дети дают характеристику
слова как имени существительного, делают
звуко-буквенный анализ.
– Какие задания мы могли бы
еще выполнить?
Д. Разобрать по составу,
подобрать однокоренные слова.
У. Слову скучно одному.
Познакомьте его с другими словами и составьте
предложение.
Дети составляют предложения.
Дует холодный ветер. Ветер был
сегодня теплый. Вчера был очень сильный ветер.
Ветер подул в окно.
– Запишите предложение:
Ветер подул в окно.
Дети выполняют задание.
У. Выделите основу
предложения, разберите предложение по частям
речи, по типу высказывания, назовите орфограммы.
Дети выполняют задание.
– А теперь придумайте
продолжение рассказа, который начинается так.
НЛО
Ветер подул в окно, и оно
распахнулось. Хозяйка быстро прикрыла ставни.
Ветер дул в щели, и от этого качались занавески.
И вдруг послышался звон
разбитого стекла и в комнату влетела летающая
тарелка. Оттуда показались два маленьких зеленых
человечка с горящими глазами.
Дети придумывают продолжение
рассказа.
...Мальчик, находившийся в
комнате, замер от страха. Человечки быстро
схватили кошку, которая забилась в угол (она им
была нужна для эксперимента), и уже поднимались
на свой корабль. И тут мальчик все понял. Он
схватил свою любимую кошку и не дал ее похитить. А
летающая тарелка скрылась в темноте.
III. Выработка
орфографической зоркости
У. Вернемся к весне. Мы с
вами на уроках чтения и естествознания очень
много говорили об этом времени года. Прочитайте
предложение, записанное на доске.
На доске. Веснушки-проталинки слились в весну.
– Кто вспомнит автора и
произведение?
Д. Николай Сладков,
"Веснушки".
У. Как вы понимаете смысл
предложения? Что заметили в нем? Объясните,
докажите.
Дети отвечают.
– Сейчас я зачитаю отрывок
из сочинения. Послушайте его. "В лесу я увидел
первую проталинку и почувствовал запах весны".
Как вы считаете, у весны есть свои запахи?
Д. Есть.
У. Какие?
Д. Запах смолы, мокрого
асфальта, свежести, ветра...
У. Оказывается, у весны есть
еще и много голосов. Отдохнем и послушаем отрывок
из стихотворения Яшина "Голоса весны".
Учитель читает стихотворение.
– Что вас поразило, удивило
в этом стихотворении?
Д. Удивило то, что у весны
действительно очень много голосов.
– Меня поразило то, что
весна вроде бы как дирижер в хоре.
– Мне очень понравилось,
как автор сказал: "И дирижеру смотрит в
рот..."
У. Ребята, мы так увлеклись,
что забыли о записке, которую нам оставил
Винни-Пух.
Учитель вывешивает на доске
записку.
– Что вы заметили?
Д. Очень много ошибок.
У. Исправьте их.
Дети выполняют задание.
На доске.
– Ученые заметили, что
многие слова мы можем узнать, если записаны одни
только согласные этих слов. Давайте попробуем
разгадать такие слова.
На доске.
– Что это за слова?
Д. Ветер, ворона, воробей,
девочка, медведь.
У. Запишите эти слова в
тетради.
Дети выполняют задание.
– Какая тут общая
орфограмма?
Д. Безударные гласные в
корне – непроверяемые.
У. Что еще можно сказать об
этих словах? Как их можно сгруппировать?
Дети предлагают варианты.
– А теперь приведите
примеры своих словарных слов.
Дети приводят примеры.
Учитель записывает их на доске. В конце он
приписывает слово тянул.
– Что вы заметили?
Д. Слово тянул лишнее.
У. Почему?
Д. В этом слове проверяемая
безударная гласная в корне.
У. Что еще вы можете сказать
об этом слове?
Дети дают характеристику
глагола.
IV. Итог урока
У. Какое открытие вы для
себя сегодня сделали? Что больше всего
понравилось?
Д. Больше узнали о
безударных гласных, особенно о словарных словах.
– Понравилось исправлять
орфограммы в записке от Винни-Пуха.
– Понравилось составлять
рассказ.
У. Вот об этом и расскажите
сегодня дома своим родителям.
V. Домашнее задание
У. А на следующем уроке мы
будем рассматривать изменение имен
прилагательных по родам и числам. И мне хотелось
бы, чтобы вы принесли интересные примеры
прилагательных, задание для Всезнайкина
придумали, анаграммы составили. Это будет еще
один шаг к познанию секретов русского языка. |