Звуки [ж], [з], [з’] и буквы Ж ж, З з. Роль фонемы в образовании слов
29.08.2012, 10:20
Планируемые результаты обучения:
предметные -
познакомить учащихся с новыми звуками [ж], [з], [з’] и буквами Ж ж, З з;
учить выделять эти звуки в речи, находить буквы в словах, читать слова с новыми буквами;
способствовать формированию навыков правильного и осознанного чтения и письма;
метапредметные – личностные УУД
пробуждать и развивать интерес к учебному материалу;
регулятивные УУД
создавать условия для овладения учащимися умения принимать и сохранять учебную задачу;
учить понимать и удерживать ориентиры действия в учебном материале, выделенные учителем;
формировать первоначальные умения выполнять учебные действия в
устной речи и адекватно оценивать результат своих действий, в случае
необходимости корректировать их;
познавательные УУД
продолжить работу по освоению учащимися активных форм
познавательной деятельности (классификация, выделение «лишнего»,
подведение языкового факта под понятие, анализ, синтез, сравнение);
продолжить работу по формированию первичных навыков работы с
информацией (ориентирование в заданиях и на страницах учебника, работа с
форзацем);
коммуникативные УУД
развивать устную и письменную речь, фонематический слух.
Ход урока.
Этап урока
Задачи этапа
Содержание учебного материала
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Орг.мом.
Проверка обучающихся, их настроя на работу
Слайд 1.
Проверяет готовность учащихся к уроку
Проверяют свою готовность к уроку
Подготовка к изучению нового материала
Формируемые УУД:регулятивные (целеполагание, саморегуляция), познавательные (общеучебные
– осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной
форме, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, логические – выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов, анализ объектов с целью выделения признаков, синтез).
Обобщение и актуализация знаний и умений, необходимых для изучения нового материала.
Подготовка речевого аппарата.
Подведение детей к формулированию темы и постановке целей урока.
1.Анализ изученных букв. Слайд 2.
-Назовите хором буквы, которые вы видите на экране.
А л р У О Ы и э м Н й г д Б в
-Что вы можете сказать об этих буквах?
= обозначают гласные и согласные звуки;
их можно разделить на две группы (буквы, которые обозначают
гласные звуки и согласные звуки; большие и маленькие буквы); буква ы написана неправильно, в русском языке нет слов, которые начинаются на букву ы; буква г – лишняя, все печатные, а г письменная.
- Разделите эти буквы на две группы: обозначающие гласные и согласные звуки (появляются на слайде). - А теперь составьте слова из букв второй группы.
= мы не можем это сделать, потому что здесь нет гласных.
- А как можно выполнить это задание?
= если мы возьмем еще буквы из первой группы.
2.Устное составление слов из данных букв. 3.Дыхательная гимнастика.
- Проведем дыхательную гимнастику. Встаньте, положите руку на брюшной пресс, вдохните через нос.
Произнесите звук [о] долго на одном выдохе.
о
Вдохните, коротко на одном выдохе произнесите звук каждой буквы.
иииии
4.Актуализация знаний.
- Мы подготовили свой речевой аппарат к работе и сейчас будем
читать слова, записанные на экране. Первая буква в этих словах
"спряталась”. Прочитайте шепотом первый столбик, попробуйте догадаться,
что это за буквы.
…уравль …ираф
(Аналогично проводится работа со вторым столбиком).
..убр
..ебра 5.Формулирование темы и целей урока.
- Кто догадался, о каких новых звуках и буквах мы сегодня
будем говорить на уроке? Чему мы должны на уроке научиться?
= познакомиться с… (буквами Ж,З)
учиться различать…(звуки, которые обозначают буквы Ж,З)
учиться читать… (слова с буквами Ж,З)
Организует диалог с обучающимися.
Проводит параллель с ранее изученным материалом.
Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.
Делят буквы на группы.
Обосновывают свой выбор.
Составляют слова.
Выполняют дыхательные упражнения.
Определяют пропущенные буквы в словах.
Формулируют тему и цели урока.
Освоение нового материала
Формируемые УУД: познавательные (общеучебные – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, логические – анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие, синтез, классификация), коммуникативные (выражение своих мыслей, владение монологической и диалогической формами речи), регулятивные (оценка, коррекция, саморегуляция).
Знакомство с буквами Ж ж, З з.
Развитие фонематического слуха.
Создание положительных эмоций, снятие напряжения при проведении динамической паузы.
Развитие фонематического слуха.
1.Сравнительный анализ первых звуков в словах.
- Еще раз прочитайте хором первый столбик, послушайте первые звуки в словах. Что можете сказать об этих звуках?
= жираф – первый звук [ж] – воздух проходит с преградами,
значит, он согласный, произносим твердо; журавль – первый звук тоже [ж],
согласный, твердый.
(Аналогично проводится работа со вторым столбиком).
= зубр - первый звук [з] – воздух проходит с преградами,
значит, согласный, твердый; зебра – первый звук [з’] – согласный,
мягкий.
2. Выделение лишнего слова и лишнего предмета.
- Дайте общее название (= животные).
- Какое слово лишнее? (= зебра – начинается на мягкий согласный, зубр – состоит из одного слога).
- Какой предмет лишний? (= журавль – птица).
3.Воспроизведение зрительного образа букв Жж,Зз.
-Кто уже знает и может показать, как пишутся буквы Ж ж, З з?
- Сравните с записью на экране. Оцените работу товарища.
4.Работа с алфавитом. Определение места букв Ж, З в алфавите.
- Откройте последний разворот Азбуки и найдите эти буквы.
Прочитайте правильные названия букв, которые на письме обозначают звуки
[ж], [з], [з’]. Какая буква в алфавите стоит перед буквой Ж? После буквы З?
- Почему букв по две? Какие слова мы пишем с заглавной буквы?
- Прочитайте первые три строчки алфавита хором. Кто знает наизусть, называйте по памяти.
5.Работа с форзацем.
- Откройте форзац. Найдите буквы Ж и З. Прочитайте слово, в котором есть буква Ж. (= жук: «Ж – ж»)
- Прочитайте слово под буквой З. (= звезды)
- Всегда ли буквы Ж и З стоят в начале слова?
- Приведите примеры слов с буквой Ж (З), когда она находится не в начале слова.
6. Перечисление названий предметов со звуком [ж].
- Откройте Азбуку на странице 49. Внимательно рассмотрите
рисунки. Назовите те предметы, в названии которых мы слышим звук [ж].
= желуди, жираф, лыжи, жук, жонглер, журавль, ежик, лужа, жаба.
7. Выполнение физических упражнений, осложненное языковым заданием. Жаворонок, кожура, машина, ложечка, шуруп, халва, жизнь, цапля, ежонок, лужица. 8.Перечисление названий предметов со звуками [з], [з’]. = земляника; змея, заяц, зонт, замок, забор, звезды. 9.Деление предметов на одушевленные, неодушевленные. 10.Выполнение физических упражнений, осложненное языковым заданием. Стрекоза, земля, коза, азбука, обезьяна, зеркало, слон, бизон, зяблик, звонок, лось, кузнечик.
Формулирует задание при переходе к новому виду деятельности.
Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.
Обозначает цветом твердые и мягкие согласные звуки под вписанными буквами (на слайде).
Перечисляет слова, в названии которых есть звук [ж] или нет.
Перечисляет слова, в названии которых есть звуки [з], [з’].
Анализируют слова.
Выполняют сравнительный анализ первых звуков в каждой паре слов.
Выделяют лишнее слово и предмет.
Обосновывают свой выбор. Воспроизводят образ новых букв на
доске (один учащийся), остальные сравнивают с образцом и сигнализируют
знаками «±» при проверке.
Определяют место букв Ж, З в алфавите, называют предыдущие и последующие буквы.
Приводят примеры слов с буквами Ж,З не в начале слова.
Называют предметы, пользуясь иллюстрациями в Азбуке, в названии которых слышится звук [ж].
Выполняют наклоны вправо или влево.
Называют предметы, пользуясь иллюстрациями в Азбуке, в
названии которых слышатся звуки [з] (девочки), [з’] (мальчики).
Классифицируют предметы на неодушевленные и одушевленные.
Выполняют притопывания и хлопки.
Первичное закрепление во внешней речи
Формируемые УУД: познавательные (общеучебные – структурирование знаний,осознанное
и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор
эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; логические – анализ объектов с целью выделения признаков, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов; постановка и решение проблемы – самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера), регулятивные (планирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция), коммуникативные
(планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,
разрешение конфликтов, управление поведением партнера, выражение своих
мыслей).
Развитие фонематического слуха.
Формирование навыка правильного и осознанного чтения.
1.Звуковой анализ слов. Самостоятельная работа.
- Рассмотрите иллюстрацию в Азбуке. Назовите слова, которые подходят к схемам. (= дуб, лыжи, жираф, звезда)
-Договоритесь между собой, какой звук вы будете обозначать в схемах - [ж] или [з].
Ловушка: в слове дуб нет этих звуков.
Взаимопроверка 2.Поиск слов среди набора букв и составление предложений. Работа в парах.
- В течение одной минуты найдите и обведите слова, которые начинаются на букву Ж и З.
вздузпсзимакзфсжукивйзвоноквзождкждатьсзкы
- Составьте предложение с любыми двумя из этих слов.
= Жуки прячутся на зиму в коре деревьев. Папа ждет важного звонка.
3.Чтение и анализ слов.
- Откройте страницу 50. Найдите слова вверху страницы. Прочитайте их шепотом. Хором.
зуб – зоб – зол – зал – звал – завал, жир – жар – жало – жаба – жалоба.
- Что заметили?
= в первой строчке все слова начинаются на букву ж, во второй – на букву з; меняется одна буква или добавляется одна буква - меняется смысл слова.
- Задание на скорость: кто быстрее всех подчеркнет буквы, которыми следующее слово отличается от предыдущего. Проверка
- Назовите лишнее слово в каждом ряду.
= завал – два слога, жир – есть буква и, в остальных а, жаба – обозначает одушевленный предмет.
- Назовите слова с мягкими согласными (= таких слов нет).
- Назовите слово, обозначающее действие предмета (= звал).
- Что такое зоб? (= передняя часть груди у всех птиц)
- Поставьте в форму множественного числа: зуб, жаба, жар, завал.
- Назовите слово, обозначающее состояние человека (= зол).
- Подберите антоним (=добр).
Организует:
· самостоятельную работу по вариантам;
· взаимопроверку;
· работу в парах;
· беседу по уточнению лексического значения слов.
Договариваются в парах о выполнении самост. работы.
Определяют место звуков [з], [ж] в словах.
Осуществляют взаимопроверку.
Работают по карточкам в парах. Составляют предложения с найденными словами. Читают и анализируют слова.
Подчеркивают букву, которой одно слово отличается от другого.
Осуществляют самооценку.
Определяют лишнее слово. Объясняют свой выбор. Подбирают антоним к слову зол.
Называют форму множественного числа слов зуб, жаба, жар, завал.
Применение знаний в новой ситуации
Формируемые УУД: личностные (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация), регулятивные (планирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция), коммуникативные
(планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,
разрешение конфликтов, управление поведением партнера, выражение своих
мыслей, владение монологической и диалогической формами речи), познавательные (общеучебные - осознанное
и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор
эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; логические – анализ объектов с целью выделения признаков, синтез; постановка и решение проблемы – самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера).
Формирование навыка правильного и осознанного письма.
Развитие умения высказывать свою точку зрения.
Восстановление
пропущенных букв в пословицах, объяснение их смысла. Работа в группах
(по одной одинаковой пословице на каждый ряд). Тому тя..ело, кто помнит ..ло. ..лой человек не про..ивёт в добре век. Доброго чтут, а ..лого не ..алуют.
- А вы совершаете добрые поступки? Какие?
Организует групповую работу.
Контролирует выполнение работы.
Побуждает к высказыванию своего мнения.
Уточняет смысл пословиц.
Работают в группах по карточкам.
Вставляют пропущенные буквы в пословицах.
Объясняют смысл пословиц.
Осуществляют самооценку.
Подведение итогов
Формируемые УУД: личностные (самоопределение,смыслообразование, нравственно-этическая ориентация), регулятивные (коррекция, оценка, саморегуляция), коммуникативные (выражение своих мыслей, владение монологической и диалогической формами речи), познавательные (общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; логические – синтез; знаково-символические - моделирование).
Соотнесение поставленных целей с достигнутым результатом.
Рефлексия.
Вернуться к целям урока Каких целей достигли, каких – нет? В соответствии с этим – над чем нужно еще поработать? Повторение изученных букв: называние букв, характеристика звуков, которые обозначают буквы Ж, З.
Оценивание деятельности на уроке. Нарисовать смайлик. Поднять, у кого веселый, грустный.
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности на уроке.
Называют основные позиции нового материала и оценивают их усвоение.