| Оборудование. Учебник «К тайнам
 нашего языка», 1-й класс; Методические
 рекомендации. I. Введение в тему урокаУчитель. На прошлом уроке мы
 сделали важный вывод: нет речи без слов, а значит,
 главный работник в речи – это слово. Вы узнали,
 что речь каждого человека начинается с его
 первого слова. Кому удалось узнать у взрослых те
 слова, которые вы сказали первыми? Назовите их. Выслушиваются короткие ответы детей.
  – Вот видите, какие разные слова
 были у вас первыми! Воспоминания о том, как вы
 начали говорить, мы послушаем не на уроке, а в
 свободное время, потому что сейчас нам предстоит
 большой разговор о словах. Начнем его. Прочитайте предложение, которое записано на
 доске.
 На доске: 
 
 | Они получили ее в подарок. | – Все ли вам в нем понятно? Дети. Нет. Кто получил подарок? Что
 за подарок? У. Но все-таки есть слова,
 значение которых вам ясно? Д. Получили, подарок. У. А значение каких слов требует
 уточнения? Д. Они, ее. У. Вот мы еще раз убедились: в
 языке есть разные слова. На с. 12 учебника
 вверху прочитайте вопрос, на который мы будем
 искать ответ. Д. «Какие бывают слова?» II. Знакомство с новым материаломУ. Рассмотрите картинку на той
 же странице. Кто на ней изображен? Д. Мальчик и девочка. У. Как их можно назвать одним
 словом? Д. Дети, ребята. У. Давайте о них узнаем. А для
 этого прочитаем подпись под картинкой. Класс хором читает. – Что мы узнали? Какую книгу читают
 ребята?  Ответы детей. – Подсчитайте, сколько слов в записи
 под картинкой. Д. Одиннадцать. У. Укажите их количество рядом в
 скобках. Дети выполняют задание. – Слова в этой записи разные.
 Попробуем распределить их на группы. А поможет
 нам выполнить работу таблица на странице 13. У учителя на доске начерчена таблица,
 аналогичная данной в учебнике. Нужные слова
 будут вписаны в таблицу. 1. Знакомство со словами-названиями У. Прочитайте хором первую строчку
 таблицы. Д. «Слова называют...» У. Кого же и что могут называть
 слова? Что подсказывает заголовок над первым
 столбиком? Читаем дальше. Д. Людей, животных. У. На какой вопрос отвечают
 такие слова?  Д. На вопрос кто? У. Поищите их в записи под
 картинкой. Д. Ребят, медведя. У. Измените слова так, чтобы они
 отвечали на вопрос кто? Д. Ребята, медведь. У. Запишем их в первый столбик.
 Но сначала подготовимся. Учитель вписывает слово «ребята» в
 нужное место таблицы и организует подготовку к
 списыванию. Коллективно находятся и маленькими
 магнитами отмечаются «опасные места», после чего
 слово орфографически прочитывается вслух,
 повторяется, закрывается и под самодиктовку
 шепотом вписывается в учебник. Учитель
 напоминает об аккуратности записи в книгу,
 просит постараться запомнить написание слова.Слово «медведь» заняло место в таблице на доске,
 но дети его ради экономии времени в учебник не
 вписывают.
 – Найдем слова для второго
 столбика. Что они должны называть? На какой
 вопрос будут отвечать? Д. На вопрос что? У. Какие это слова? Д. Книги, сказки. У. Поместим их в таблицу. Учитель на доске размещает два слова,
 но детям предлагает записать лишь одно – книги.
 Поскольку слово простое, оно сразу прочитывается
 орфографически, повторяется и записывается.
 Таблица заполняется до конца. – Вот мы и разделили подпись под
 картинкой на слова, распределили их по группам.
 Что объединяет все эти слова? Найдите в таблице и
 хором прочитайте ответ на вопрос. Д. «Все это слова-названия». У. Какую же работу выполняют
 такие слова? Дети отвечают. – Повторим, что они могут называть. Дети хором читают. 2. Знакомство со
 словами-указателями и словами-помощниками У. Подсчитайте, сколько слов в
 нашей таблице. Д. Семь. У. А сколько всего было слов в
 подписи под картинкой? Д. Одиннадцать. У. Какие-то слова потерялись.
 Сумеете их найти? Под диктовку детей учитель
 выписывает на доску: у, они, ее, это. – Догадайтесь, почему мы не
 записали их в нашу таблицу. Д. Они ничего не называют и
 потому не относятся к словам-названиям. У. Да, в языке есть не только
 слова-названия. Давайте откроем тайну других
 слов.  Но сначала вспомните: вы когда-нибудь
 видели, как милиционер регулирует движение? Он
 сообщает водителям, куда следует ехать, или
 только указывает направление? Д. Нет, он только указывает
 направление. У. Вот и среди слов есть такие,
 которые ничего не сообщают, а только указывают
 на кого-то или на что-то. А как называют такие
 слова, вы узнаете, если откроете учебник на
 странице 14 и прочитаете заголовок в верхней
 красной рамке. Д. «Слова-указатели». У. Какие слова из написанных на
 доске вы отнесли бы к словам-указателям? Д. Они, ее, это. У. Найдем в этих словах «опасные
 места» и подготовимся к записи. Дети вписывают слова в учебник под
 коллективную самодиктовку. – Какое слово у нас осталось? Д. Слово у. У. Попробуйте убрать его и
 прочитать предложение без него. Можно ли это
 сделать? Д. Нет. У. Это слово-помощник. Такие
 слова помогают другим словам в предложении
 соединяться друг с другом. Запишите
 слово-помощник у во вторую таблицу на
 странице 14. III. ОбобщениеНа доске открывается таблица,
 аналогичная той, которая представлена перед
 заданием 18 на с. 15. У. Давайте вернемся к главному
 вопросу нашего урока. Напомните его. Д. «Какие бывают слова?» У. Быстро и точно ответить на
 вопрос нам помогут сведения в рамке на
 странице 15. Сначала прочитаем первую строчку. Д. «В речи есть...» У. А теперь перечислим названия
 трех главных групп слов – они выделены жирным
 шрифтом. Дети хором читают только названия
 групп. – Каждую из этих групп слов можно
 обозначить условным значком – первой буквой
 названия. Посмотрите подсказку на карточках и в
 голубой рамке в учебнике. Для какой группы слов
 подойдет первая буква? Вторая? Третья? Красиво
 впишите их в таблицу на странице 15. Учитель пишет на доске. – Как вы дома расшифруете запись,
 которая у вас получилась? А что скажете о
 словах-названиях – кого или что они могут
 называть? IV. Первичное освоение новых знанийУ. Переверните страницу
 учебника и посмотрите на картинку. Давайте поиграем. Я буду задавать короткие
 вопросы, а вы, глядя на картинку, отвечайте мне на
 каждый вопрос одним словом-названием.
 Приготовились!
 Кто?
 Д. Щенок. Щенки. У. Кого называли слова? Д. Животных.  У. Какой? Д. Рыжий. Озорной...  У. Что вы назвали с помощью этих
 слов? Д. Признаки. У. Сколько? Д. Два. У. Что назвали? Д. Количество. У. Что делают? Д. Бегают. Играют. У. Что названо этими словами? Д. Действия. У. А теперь прочитайте три слова,
 записанных ниже на странице. Д. Веселых, щенка, траве. У. Авторы задумали предложение,
 но оставили его нам закончить. Догадайтесь, какие
 слова надо добавить, и устно составьте
 предложение. Д. Два веселых щенка играют на
 траве. – Два веселых щенка бегают по траве.
 У. Подсчитайте, сколько всего
 слов в предложении. Д. Шесть. У. Сколько среди них
 слов-названий? Д. Пять. У. А какое еще есть слово? Д. Слово-помощник.  V. Подведение итогов урока У. На какой вопрос урока мы с
 вами ответили? Дети отвечают. – Дома прочитайте взрослым вслух
 сведения из рамки на странице 15, а потом
 объясните, что показано в верхней таблице на той
 же странице. |