Тип:
урок нового материала.
Вид:
комбинированный урок.
Технология:
на проблемной основе.
Цели:
1.
Формирование представления о способах обозначения на письме мягких и твердых
согласных.
2.
Развитие логического мышления и орфографической зоркости.
3.
Воспитание ответственного отношения к пернатым друзьям.
Задачи:
1.
Систематизировать знания о способах обозначения на письме мягких и твердых
согласных.
2.
Упражнять в обнаружении в словах на слух мягких и твердых согласных звуков.
Оборудование урока: планшеты с изображением букв С, Л, Ц — из пластилина, О,
Н, А — из пластмассы, таблица по каллиграфии, магнитофон, картинки из пособия
«Картинки из жизни диких животных», «лента букв» и разрезная азбука.
ХОД
УРОКА
I.
Организационный момент
1.
Готовность детей к уроку.
2.
Приветствие и объявление темы урока.
II.
Мотивация урока
Учитель:
Расскажу
я вам, ребята, одну историю, которая произошла в городе Фонетика. Живут в этом
городе звуки. Городок у них уютный, нарядный. И вот звуки, домики которых
стоят на улице Солнца (какие это звуки? Произнесите их. Они в названии улицы),
захотели украсить улицу своими портретами. Заказали они их художнику. Через некоторое
время заказ был готов. Вот что получилось: (Изображения С, Л, Ц — из
пластилина, О, Н, А — из пластмассы или другого твердого материала, учащиеся
их рассматривают, трогают).
Некоторые
из этих звуков были очень недовольны работой художника. Чтобы объяснить художнику,
в чем его ошибка, нам придется потрудиться и самим разобраться. В конце урока я
попрошу вас ответить на мой вопрос:
«Какие
из звуков и почему были недовольны работой художника? Чем их не устроили
портреты?
III.
А мы начнем урок.
Минутка
чистописания
IV.
Словарная работа
Выпишите
сначала названия диких птиц, потом — домашних.
Ворона,
сорока, петух, курица, воробей, соловей, индюк, гусь, утка, скворец.
Подчеркните
повторяющиеся гласные буквы в названиях диких птиц.
—
Что вы знаете о повадках диких птиц? Чем интересна каждая из них?
V.
Работа над новым материалом
1)
Найдите среди слов на наборном полотне пары слов, отличающихся только одним
звуком (слова написаны на отдельных карточках и переставляются): мал, кит,
рад, кот, мял, ряд, бил, был. Прочитаем вместе эти пары: мал — мял, ряд — рад,
кит — кот, бил — был.
♦ Какие буквы отличаются в этих
парах? А какие звуки? (а — я, и — ы, и — о)
(Необходимо
добиться, чтобы дети услышали разное звучание м и м', к и к', р и р\ б и б').
♦ Как обозначена мягкость
согласных звуков на письме? (буквами я, и).
♦ Важно ли узнавать мягкие
согласные, а значит, правильно выбирать и писать гласную для обозначения
мягкости согласного звука?
2)
а)
Подчеркни в словах мягкие согласные: пень, сито, ягода, малина.
б)
Подчеркни в словах твердые согласные: лист, гуси, поле, рис.
в)
Подчеркни мягкие согласные. Обведи кружком гласные, которые обозначают их мягкость:
село,
репа, поле, мята, река.
VI.
Физкультминутка (можно под веселую, ритмичную музыку)
Поработали
ребятки,
А
сейчас — все на зарядку!
Тихо
встаньте, улыбнитесь,
Все
в зверюшек превратитесь.
Сколько
в класс пришло зверей,
Не
узнать моих детей!
Кто
зайчишка, кто лисичка,
Кто
медведь, кто кот, кто птичка?
Веселее
в пляс пускайтесь,
Все
танцуйте, не стесняйтесь!
—
За работу нам пора.
Сядьте
тихо, детвора.
По
Т. Козловой
VII.
Закрепление
Учитель:
Необходимо запомнить, что есть согласные звуки, которые могут быть и твердыми
и мягкими.
Это
согласные звуки: Б, В, Г, Д, 3, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, X.
Б,
В, Г, Д, 3, К\ Л, М, Н\ П', Р\ С, Т', Ф', X'.
Все
согласные, стоящие перед мягким знаком и буквами И, Ю, Е, Е, Я, называют
мягкими. Согласные, которые стоят перед остальными гласными буквами, называют
твердыми. Но есть
всегда
твердые согласные: Ц, Ш, Ж.
всегда
мягкие согласные: Ч, Щ, Й.
На
своих карточках в словах подчеркните одной чертой согласные, которые обозначают
твердые согласные звуки, а двумя — те, которые обозначают мягкие согласные
звуки. Контрольный лист для самостоятельной проверки на столе у учителя.
Примеры
карточек:
цапля,
жук, щука,
машина,
чулок, задка,
Шмель,
ключ, вещи,
журавль,
цепь, сойка.
VIII.
Обобщение
Учитель
напоминает вопрос.
Выслушиваются
ответы ребят («недовольными» могли оказаться буквы Ц — всегда обозначает твердый
согласный звук, а «портрет» мягкий, С в слове Солнце — твердый звук).
Вывод:
необходимо знать и различать мягкие и твердые согласные звуки, чтобы правильно
записывать слова, в которых они встречаются.
IX.
Домашнее задание |