Цель. Сформировать понятие о двух формах
речи – устной и письменной.
Оборудование. Карточки с терминами;
магнитофон; аудиозапись «Птичьи голоса»;
рисунки, иллюстрирующие термины «устная» и
«письменная речь».
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы урока
Учитель. Ребята, хотите поиграть? Тогда во
время моего чтения постарайтесь представить
картину происходящего.
Учитель читает стихотворение Виктора Лунина
«Капли и цапли»:
Капают, капают
На болото капли,
Бегают, бегают
По болоту цапли.
Капли хватают –
Никак не поймают.
Никак не поймают,
Отчего – не знают.
Стукнет капля по воде –
Глядь, и нет ее нигде,
Лишь болото да вода.
– Капли, капли! Вы куда?
Горько плачут цапли:
– Утонули капли!
– Понравилось ли вам стихотворение?
Дети. Да.
У. Вокруг нас постоянно раздаются
какие-нибудь звуки. Одни раздражают нас, другие
ласкают наш слух, а многие звуки мы порой совсем
не замечаем. И все эти звуки, если постараться,
можно передать. Предлагаю вам сейчас отправиться
в путешествие в самый прекрасный мир – мир
звуков.
III. Работа по теме урока
У. Давайте изобразим все, что происходит
на болоте. Девочки будут изображать звук
падающих капель дождя стуком пальчиков по парте.
Мальчики топотом ножек – как бегают цапли, а
хлопками ручек – как они ловят капли.
Идет инсценирование стихотворения.
– Представьте, что за нашими действиями
кто-нибудь наблюдал через стекло окон. Смог бы
этот человек понять, о чем идет речь?
Д. Нет. Он не слышал словесную
формулировку.
У. Ребята, тс-с-с... Прислушайтесь...
Учитель читает стихотворение:
С утра, спозаранку
Я слышу во сне,
Как с улицы звуки
Стучатся ко мне:
Шаги почтальона,
Шуршанье газет,
И ветра, и веток
Привет и ответ,
Подков лошадиных
Размеренный звон,
Скрипучих повозок
Кряхтенье и стон,
И голос молочницы
Издалека,
И грохот бидонов,
И плеск молока.
Я слышу мычание
Сонных коров –
Как будто дыханье
Далеких лугов.
Когда прогоняют
Овец под окном –
Мне слышится эхо
В овраге лесном...
Но звуки все громче –
Лай, щебет, возня,
И солнце сквозь ставни
Находит меня
И шепчет:
«Глаза поскорее протри!
Довольно подслушивать.
Встань и смотри!»
– Что вы услышали? Какие звуки нарушили сон
автора?
Дети отвечают.
– Давайте попытаемся передать все эти звуки
во время чтения стихотворения «Утренние звуки».
Идет инсценирование стихотворения.
– Какие утренние звуки с улицы стучатся к
вам? Изобразите их, а мы попытаемся определить их
хозяина.
Дети изображают звуки.
– Кто испытывал затруднения во время игры?
Почему?
Дети отвечают.
Ясность мысли всегда связана с четкой
словесной формулировкой. А сейчас на некоторое
время мысленно перенесемся в июльский день. Вы в
лесу. Вокруг вас мир ярких красок. И вдруг...
Звучит аудиозапись «Птичьи голоса».
– Понравилась ли вам прогулка в летнем лесу?
В чем прелесть этого момента? Какие картины вы
мысленно себе нарисовали? Как вы думаете, так ли
беспечна и радостна жизнь наших пернатых друзей?
Какую роль играют птицы в природе? Нуждаются ли
птицы в помощи людей? Какую роль играют для птиц
издаваемые ими звуки? Удалось ли вам определить,
о чем пели птицы?
Дети отвечают на поставленные вопросы.
– Постарайтесь представить героя
стихотворения Саши Черного «Воробей» и
изобразить его действия.
Воробей, мой воробышка!
Серый, юркий, словно мышка.
Глазки – бисер,
Лапки – врозь,
Лапки – боком,
Лапки – вкось...
Прыгай, прыгай, я не трону –
Видишь, хлеба накрошил...
Фурх! Удрал... какой нахал!
Съел все зерна,
Съел все крошки –
И спасибо не сказал.
– Почему воробей не сказал спасибо?
Д. Он не умеет говорить.
У. Предлагаю игру «Закончи предложения».
На доске:
Воробей чирикает.
Ворона ... .
Сорока ... .
Утка ... .
Гусь ... .
Человек ... .
|
– Что такое речь?
Д. То, что произносит человек.
На доске появляется карточка со словом речь.
– Для чего речь нужна человеку, если можно
общаться при помощи мимики, жестов,
звукоподражания?
Выслушиваются рассуждения детей.
– Речь имеет общественно-историческую
природу. Люди всегда жили и живут коллективно, в
обществе. Общественная жизнь и коллективный труд
людей вызывают необходимость постоянно
общаться, устанавливать контакт друг с другом,
воздействовать друг на друга. Это общение
осуществляется при помощи речи. Благодаря речи
люди обмениваются мыслями и знаниями,
рассказывают о своих чувствах, переживаниях,
намерениях.
Что произносит человек, открывая рот?
Д. Звуки.
У. Во что складываются эти звуки?
Д. В слова.
У. Общаясь друг с другом, люди
употребляют слова, пользуются правилами того или
иного языка. Многие мысли и действия невозможно
выразить без слов.
На доске появляется карточка со словом слово.
– Писатель Шибаев пишет:
Слова, слова,
слова...
Всему название дано –
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету.
И все, что может видеть глаз, –
Над нами и под нами
И все, что в памяти у нас,
Означено словами.
– Что образуют слова, связанные по смыслу?
Д. Предложения.
На доске появляется карточка со словом предложение.
У. В далекие-далекие времена люди не умели
писать и читать. Но умели сочинять прекрасные
песни, сказки, различные другие истории. И
некоторые из них сохранились до наших дней. Как
им это удалось?
Д. Люди пересказывали их.
У. В старину всю информацию люди
передавали из уст в уста. От бабушек и дедушек к
детям, от детей – внукам, и так от поколения к
поколению.
Во время урока для высказывания и
доказательств своих суждений мы использовали
работу губ, языка, гортани.
Вся информация шла из уст в уста. Мы использовали
устную речь.
На доске появляется карточка со словами устная
речь.
– Шло время. Люди стали пытаться различными
знаками обозначать устную речь на письме. Так в
жизни человека возникла другая форма речи.
На доске появляется карточка со словами письменная
речь.
– Что необходимо для письменной речи?
Д. Знать буквы и уметь записывать слова.
У. Вот мы и построили схему.
На доске:
– Что вы можете рассказать по этой схеме?
Д. Речь бывает устная и письменная. Она
состоит из предложений, которые образованы с
помощью слов.
У. Почему к карточкам слово и предложение
стрелки подходят с двух сторон?
Д. И устная, и письменная речь состоит из
слов и предложений.
IV. Закрепление пройденного материала
У. О какой речи напоминают эти загадки?
Поле белое, овцы черные.
Д. Бумага и буквы. Это письменная речь.
У. Белый камешек растаял,
На доске следы оставил.
Д. Мел.
– Это письменная речь.
У. Без языка живет.
Не ест и не пьет,
А говорит и поет...
Д. Радио. Это устная речь.
У. Лист бумаги по утрам
На квартиру носят к нам.
На одном таком листе
Много разных новостей.
Д. Газета. Это письменная речь.
У. Какой речью пользуются люди,
изображенные на рисунках?
На доске – четыре иллюстрации:
1. Два товарища беседуют.
2. Ученик пишет на доске.
3. Ученица отвечает у доски.
4. Женщина читает письмо.
|
– Приведите примеры других ситуаций
использования устной и письменной речи.
Дети отвечают.
V. Итог урока
У. Для чего нам нужна речь?
Ответы детей.
– Ребята, на нашей огромной планете Земля
только нам, людям, дан великий дар – умение
говорить, общаться друг с другом при помощи
слова. И мне очень бы хотелось, чтобы вы его
использовали только для блага окружающих.
Старайтесь быть интересными собеседниками,
слушателями, активными читателями. |