Цели. Закрепить знания учащихся о
букве Ж и звуке [ж], который обозначается
этой буквой; повторить орфографическое правило
написания сочетания жи; развивать
познавательные интересы путем привлечения
дополнительного научно-познавательного
материала.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Учитель. Сегодняшнее занятие
посвящено одной букве. Прежде чем его начать,
послушайте музыкальное произведение. Музыку
написал замечательный русский композитор Михаил
Иванович Глинка.
Дети слушают запись романса
«Жаворонок».
– Почему мы слушали именно это
произведение?
Дети. Оно о жаворонке, а слово это
начинается на звук [ж], который обозначается
буквой Ж.
У. Именно об этой букве мы будем
говорить.
Выходит ученик. На груди прикреплена
карточка с буквой Ж.
Ученик 1. Здравствуйте, ребята!
Кто я? Что вы знаете обо мне? Расскажите.
Д. Буква Ж обозначает
звонкий согласный, всегда твердый звук [ж].
Ученик 1. Многие согласные
дружат со всеми гласными, например (читает с
доски): на, но, ну, ны, ни. А буква ж
не со всеми гласными дружит. С какой из этих
гласных она не дружит?
Д. С гласной буквой ы.
Ученик 1. Какую гласную нужно
писать, когда после звука [ж] слышится ы?
Д. В слоге жи пишется
гласная и. Например: ежи, лыжи...
Вывешивается карточка: жи.
У. Я загадаю загадку, в отгадке к
которой есть звук [ж]:
Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянутся растения.
Его и песни, и полет
Вошли в стихотворения.
Д. Жаворонок.
На доске рисунок «Жаворонок».
Подготовленный ученик рассказывает о жаворонке.
Ученик 2. В России гнездится 13
видов жаворонков. Кормятся жаворонки на земле,
склевывая насекомых, подбирая упавшие семена. В
ямках на земле помещаются их гнезда, выстланные
перьями и сухой травой.
Лучшие птицы – полевой, лесной и степной
жаворонки.
Поющий жаворонок поднимается в небо до высоты
100–150 м. Песня его светлая, серебристая,
непрерывно переливается на всевозможные лады.
Всем эта песня радостна, всем мила.
Звучит запись песни жаворонка.
У. В России о наступлении весны
издавна узнавали по первым песням жаворонка.
Ученик 3.
На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поет, на солнышке сверкая:
«Весна идет к нам молодая,
Я здесь пою приход весны...»
(В. Жуковский)
Проводится игра «Печатник». Выходят
дети с карточками букв, входящих в слово жаворонок.
Дети называют слова, которые можно составить из
этих букв. Ученики, у которых карточки букв,
перестраиваются, составляя эти слова: жар,
ворона, кожа, кран, нож, кора, корова, рожок, корж,
ров, нора, корона, крона...
Ученик 4. Мы расскажем вам
стихотворение, а вы послушайте и скажите, в каких
словах встретится звук [ж].
Декламируя, дети рисуют на доске.
Точка, точка, запятая –
Вышла рожица смешная.
Ручки, ножки, огуречик –
Появился человечек.
Что увидят эти точки,
Что построят эти ручки,
Далеко ли эти ножки
Уведут его,
Как он будет жить на свете –
Мы за это не в ответе:
Мы его нарисовали,
Только и всего!
Ученик 5.
Что вы, что вы! Это важно,
Чтобы вырос он отважным,
Чтобы мог найти дорогу,
Рассчитать разбег.
Это трудно, это сложно,
Но иначе невозможно:
Только так из человечка
Выйдет... (Человек.)
У. Назовите слова, в которых
встретился звук [ж].
Д. Рожица, важно, отважный,
сложно, невозможно.
У. Каким хотят ребята видеть
человека?
Д. Отважным.
У. Как понимаете это слово?
Д. Отважный – это смелый,
храбрый, бесстрашный.
У. Каким должен быть человек. Об
этом можно говорить много. Попробуйте назвать
положительные качества, в названиях которых есть
звук [ж].
Д. Вежливый, не жадный,
жизнерадостный, дружелюбный.
У. Что значит дружелюбный?
Дети отвечают.
– В каких еще словах есть звук [ж]?
Д. Дружить, дружба.
У. Дружба – замечательное
слово, замечательное дело.
Ученики исполняют песню «Солнышко
смеется».
Дружат ветер и волна,
Дружат звезды и луна,
Дружит лес и дружит луг,
И река им тоже друг.
Солнышко смеется,
Ярко светит детям.
В каждой песне солнце,
В каждом сердце песня.
Дружат в море корабли.
Дружат дети всей земли.
Ты мой брат, и я твой брат,
Подружиться каждый рад.
– Вежливые люди знают много
«волшебных» слов. В каком из них пишется буква ж?
Д. В слове «пожалуйста».
У. Слово пожалуйста
произошло от слова пожалую, то есть «сделаю
что-либо для тебя, одарю, окажу внимание». Важно
ли это слово в нашей жизни?
Д. Да.
У. Прочитайте слова.
На доске карточки: жук, арбуз, ножницы,
носки, астры.
– Из первых букв слов составьте еще
одно слово.
Д. Получилось слово Жанна.
У. Как вы будете писать это
слово? Почему?
Д. С заглавной буквы, так как это
имя.
У. Чтобы при чтении слова, в
написании которых есть буква Ж, красиво
звучали, мы научились правильно произносить звук
[ж].
А теперь мы познакомимся с жуком, название
которого начинается со звука ж. Послушаем
рассказ об этом жуке.
Учитель прикрепляет рисунок с
изображением жужелицы.
Ученик 6. Почти все жужелицы, а их
в мире 25 тысяч видов, – хищные быстроногие
полезные жуки. Они уничтожают гусениц, слизней,
майских жуков. Жужелицы живут от Гренландии до
тропических стран.
На
доске рисунок «Жаба».
У. Что это за животное?
Д. Жаба.
У. Посмотрите инсценировку
сказки Юдина «Жадная Жаба».
Дети показывают сказку.
Автор. Жили-были важный Жук,
осторожный Уж и жадная Жаба. Однажды важный Жук
говорит Ужу:
Жук. Надо бы нам крышу покрасить.
Уж. Покрасить можно. Только какой
краской?
Жук. Желтой.
Уж. Но у нас нет желтой краски.
Жук. Ну, тогда оранжевой.
Уж. И оранжевой тоже нет.
Жук. Пойдем попросим у жадной Жабы,
у нее целая бочка оранжевой краски.
Автор. А жадная Жаба в это время ела
джем из жбана. Увидела, что к ней идут Жук и Уж,
быстренько спрятала джем и ждет.
Жук и Уж (хором).
Здравствуй, Жаба! Ты не дашь нам оранжевой краски
крышу покрасить?
Жаба. Не дам! Жалко краску.
Автор. Ушли Жук и Уж ни с чем, а Жаба
опять за джем принялась. Тут прилетел Шмель и
жужжит:
Шмель. Дай немнож-жечко дж-жема,
Ж-жаба.
Жаба. Нет у меня никакого джема!
Шмель. Ах ты, ж-жадина! Сейчас как
укушу!
Автор. Жаба с перепугу – прыг в
бочку с оранжевой краской! Вылезла вся оранжевая
и плачет оранжевыми слезами:
Жаба. Пожалейте меня, несчастную-ю!
Автор. Но никому не было жалко
оранжевую Жабу.
У. Ведут ли себя так животные,
как эта жаба из сказки? Общаются ли так между
собой?
Д. Нет.
У. А кто может так поступать?
Д. Люди.
У. А какие жабы в
действительности? Послушайте рассказ.
Ученик 7. Жаба – близкий
родственник лягушки. Кожа у жаб сухая, пупырчатая
и может быть покрыта едкими выделениями, поэтому
после прикосновения к жабе руки лучше вымыть,
чтобы едкие вещества не попали в рот или в глаза.
А вот сказки о том, что от этого появляются
бородавки, – полная чепуха. Едкие выделения –
единственная защита этих полезных и симпатичных
животных.
«Жаба – настоящее благословение для места, где
она поселилась, – сказал Альфред Брэм. Она очень
хорошо истребляет слизней, вредящих посевам».
Ученик 8.
Это кто там лентой черной
К ручейку скользит проворно?
Сквозь кусты пробрался ловко,
А на маленькой головке
(Все об этом знать должны)
Пятна желтые видны. (Уж.)
Открывается таблица «Уж».
Ученик 9. Уж – неядовитая змея.
Отличительный признак: на голове у ужа два желтых
пятна. Ужи прекрасно плавают. Ныряют мгновенно:
только что плыл – и нет его. Могут пробыть под
водой полчаса. Добычу заглатывают живьем, а
любимая пища обыкновенных ужей – лягушки.
У. Каких вы еще знаете животных,
в написании названий которых есть ж?
Д. Ежи, стрижи, журавли...
Открывается таблица «Журавль».
Ученик 10. Журавли считаются
самыми долгоживущими птицами. Известны случаи,
когда эти птицы доживали до 82 лет. Самый красивый
из всех журавлей Земли – венценосный. Назван он
так за пучок тончайших золотистых перьев, веером
раскинутых на его затылке, как корона. Сама птица
– черная с белыми концами крыльев, а щеки у нее
розовым сияют. Эти журавли нередко устраивают
гнезда на низких деревьях.
Все прочие журавли гнездятся на земле и на
деревья никогда не садятся. Журавли всеядны:
поедают ягоды, молодую траву, улиток, жуков,
лягушек.
На территории России гнездятся такие виды:
японский журавль, стерх (или белый журавль), серый
журавль, журавль-красавка.
А всего на Земле обитает 15 видов журавлей.
У. Буква Ж очень рада
была тому, что вы о ней много знаете. Но одна, без
друзей, она не могла бы образовать ни одного
слова. Живет она со своими друзьями в
необыкновенной семье. Как называется эта
семья?
Д. Азбука.
Исполняется песня «Азбука».
– А какой подарок вы можете
подарить букве Ж и всей семье букв? Чем
порадовать?
Д. Хорошим чтением!
У. Кто хочет сделать этот
подарок?
У всех детей карточки с текстом.
Желающие читают их. |