Цели. Учить писать строчную и
заглавную буквы щ и Щ, правильно
соединять буквы между собой; совершенствовать
навык правописания.
Оборудование. Пропись № 4 (автор
В.А. Илюхина,) изд-во «Просвещение», М., 2003, к
«Русской Азбуке» (авт. В.Г. Горецкий); карточки
с письменными буквами и словами; плакат с
правилом:
«Чу-щу пиши с буквой у»;
иллюстрации с изображениями коромысла, проруби,
щуки, Емели на печке; доска; мел; цветные
карандаши.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы урока
Учитель. Ребята, сегодня у нас не
совсем обычный урок. К нам приехал Емеля на печи.
Он хочет научиться красиво писать букву щ
строчную и Щ заглавную. Поможем ему?
Дети. Да!
III. Вводная беседа
У. А из какой сказки он приехал?
Д. Он приехал из сказки «По
щучьему веленью».
У. Эта сказка народная или
авторская?
Д. Это русская народная сказка.
У. Назовите героев этой сказки.
Д. Емеля, царь, щука,
Марья-царевна.
У. B какое время года происходили
события в этой сказке?
Д. Зимой, лежало много снега.
У. Столетиями создавал народ свои
сказки. В XIX веке народными сказками
заинтересовались писатели. Они ходили по
деревням и селам и записывали песни, сказки, были
от известных сказителей-сказочников: «В
некотором царстве, в некотором государстве
жили-были старик со старухой...»
Этим неторопливым присловьем (присловье –поговорка,
вставляемая в речь ради украшения, увеселения,
шутки) начинаются многие народные сказки. Само
слово «сказка» происходит от глагола
«сказывать». В глухую старину по всей необъятной
России в занесенных снегом избах при тусклом
свете лучины (лучина – тонкая длинная щепка;
зажженной щепкой в старину освещались
крестьянские избы) наши далекие предки
складывали и сказывали свои сказки.
Так вот, сказка о Емеле – одна из них. Веселая и
озорная эта сказка. Лежит себе Емеля на печи да
приговаривает: «По щучьему веленью, по моему
хотенью», – и начинают вещи куролесить: что Емеля
ни пожелает – все у него получается, а причиной
всему – щучье слово.
Так с помощью волшебного присловья простой
крестьянин заставил уважать себя. Вот тебе и
Емеля-дурак!
IV. Чистописание
У. Снегом завалило все дороги,
все пути, можно проехать только на санях или на
волшебной печке.
Напишем снежный узор на индивидуальных
карточках, а один из вас пойдет к доске.
На доске:
V. Графический анализ и
письмо строчной буквы щ
У. Давайте вспомним и назовем
«зимние» слова. Они могут быть словарными, а
могут быть и с орфограммами.
Д. Мороз. Северный ветер.
У. Какие это слова?
Д. Это слова словарные.
У. Какие еще назовем слова?
Д. Снег, метель, пурга, вьюга,
лед...
Учитель записывает на доске эти
слова или готовит их на карточках заранее.
У. Объясните правописание
орфограмм.
Дети объясняют и записывают в
тетрадь: снег, метель, вьюга, северный ветер,
лед.
– В деревне воду носили из проруби.
Брали коромысло, два деревянных ведра и шли за
водой.
На доске:
Прорубь – отверстие, прорубленное во
льду реки, озера.
Коромысло – толстая изогнутая деревянная
планка с крючками или выемками на концах для
ношения ведер на плече. |
– Наш герой отправился за
водой. Зачерпнул воду и... увидел в ведре щуку. Что
было дальше?
Д. Щука заговорила с Емелей
человеческим голосом и попросила отпустить ее, а
за это обещала выполнить все, что он пожелает,
только надо произнести волшебные слова: «По
щучьему веленью, по моему хотенью...» – и сказать
свое желание.
У. А
наше желание – красиво написать строчную букву щ.
Какие знакомые элементы встречаются в этой
букве?
Дети анализируют графический образ
буквы щ.
Д. Элементы, которые мы писали в
буквах и и у. Величина петли у
буквы щ маленькая, на одну треть меньше
петли буквы у.
У. Дайте словесное описание
буквы.
Д. Ставим ручку на верхнюю
линеечку рабочей строки, опускаемся по прямой
наклонной линии вниз, поворот на месте,
«качалочка», крючок до середины, «секрет», по
«секрету» прямая наклонная линия вниз, поворот
на месте, пишу до середины, пишу «секрет», по
«секрету» вниз, поворот на месте, крючок до одной
трети без поворота ручки, наклонная линия вниз,
на одну треть дополнительной строки, петелька,
перехлест на нижней линейке рабочей строки,
крючок до середины.
Проговаривая хором вместе с
учителем, дети прописывают эту букву в воздухе.
Затем хором повторяют алгоритм буквы щ и
записывают ее в прописях под словесный
комментарий учителя два раза. Далее дети
упражняются сами, шепотом проговаривая алгоритм
написания этой буквы.
VI. Игра на внимание
Учитель проговаривает алгоритм
написания буквы щ и показывает
карточку с написанием строчной буквы щ после
того, как дети ее угадают.
У. Отгадайте следующую букву:
ставим ручку на одну треть сверху, идем влево
вверх, задерживаемся на строке, опускаемся по
прямой наклонной вниз, выполняем поворот на
месте, поднимаемся по крючку до середины, две
части соединяем «секретом», по «секрету» прямая
наклонная линия вниз, делаем поворот на месте,
крючок до середины.
Д. Буква а.
У. Играем дальше.
Ставим ручку на верхнюю линеечку рабочей строки,
опускаемся по наклонной линии, поднимаемся по
наклонной линии до середины, бугорком уходим
вправо вверх, коснувшись линеечки, опускаемся на
одну треть, снимаем ручку, ставим на середину и
выписываем «стульчик», поворот на месте, крючок
до середины.
Д. Буква к.
Учитель на доске выставляет карточки
с написанием строчных букв щ, а, к.
У. Игра продолжается, будьте
внимательны!
Ставим ручку на верхнюю линеечку рабочей строки,
опускаемся по прямой наклонной линии вниз,
выполняем поворот на месте, поднимаемся по
крючку до середины, пишем «секрет», по «секрету»
длинная наклонная линия вниз, петелька,
перехлест на нижней линеечке рабочей строки,
крючок до середины.
Д. Буква у.
На доске появляется буква у.
У. Ребята, попробуйте составить
слово из этих букв и прочитайте название рыбы,
которую поймал Емеля.
Д. Щука.
Учитель раздает детям карточки, на
которых красиво написано слово щука.
У. Где соединяются буквы в этом
слове?
Д. В этом слове буквы
соединяются на середине строки.
Дети отмечают «гнездышки»,
«шалашики», соединения, обязательно показывают
одну третью. Проводится орфографический анализ
этого слова.
Обращается особое внимание на правило: «Чу-щу пиши
с буквой у».
У. Ребята, придумайте еще
несколько слов с этим сочетанием.
Д. Ищу, щупать –
распознавать, обследовать что-нибудь путем
прикосновения руками.
– Щуплый – слабосильный, худой,
невзрачный.
– Щуренок – маленькая щука.
У. Щука – хищная
пресноводная рыба с плоской вытянутой головой и
удлиненным телом.
Учитель показывает иллюстрацию с
изображением щуки. Далее в тетрадях дети пишут
слово щука, шепотом его проговаривая.
Один ученик выполняет эту работу у доски под
руководством учителя.
VII. Физкультминутка
У. Кто из вас был на рыбалке? Как
вы забрасываете удочку?
Дети показывают руками.
– А когда рыба клюет, какие действия
вы производите?
Ребята
показывают, как вытаскивать рыбу, приговаривая:
Щуку я тащу, тащу,
Щуку я не упущу.
Вот она какая,
Славная, большая!
Дети разводят в стороны руки,
показывая, какая большая рыба.
Щука плавает кругами,
Щука щелкает зубами.
Ну и зубы – как пила!
Где такие ты взяла?
VIII. Графический анализ и письмо
заглавной буквы Щ
У. А теперь придумайте
предложения про щуку. Вспомните, какая это рыба.
Д. Щука – хищная рыба.
Проводится орфографический разбор,
анализ образца написания заглавной буквы Щ.
Дети под руководством учителя хором разбирают
образец написания буквы Щ заглавной (по
аналогии с заглавной Ц).
У. В средней трети
дополнительной строки выписываем петельку,
опускаемся вниз по наклонной линии, выполняем
поворот на месте, поднимаемся по крючку на
один-два миллиметра выше верхней линеечки
рабочей строки, пишем «секрет», по «секрету»
прямая наклонная линия вниз, поворот на месте,
крючок до одной трети без поворота ручки,
опускаемся вниз по наклонной линии до одной
трети в дополнительной строке, петелька (по
принципу петельки буквы д), перехлест на нижней
линеечке рабочей строки, крючок до середины.
Дети
пишут в тетрадях заглавную букву Щ,
проговаривая написание шепотом, а один ученик
пишет у доски под руководством учителя.
IХ. Комментированное письмо слов и
предложений
Дети по очереди выходят к доске и,
проговаривая каждое слово, записывают
предложение: «Щука – хищная рыба».
У. С какой буквы мы написали
начало предложения?
Д. Начало предложения мы
написали с заглавной буквы.
У. Почему?
Д. Начало предложения всегда
пишется с заглавной буквы.
У. В каких еще случаях пишутся
заглавные буквы?
Д. Заглавные буквы пишутся в
именах и фамилиях людей, названиях городов,
деревень, рек.
У. Прочитайте фамилии людей,
написанные в прописях.
Д. Щукин, Щеглов, Щипанов, Щапов,
Щербаков.
У. Кто может ответить, что
объединяет эти фамилии?
Д. Во всех этих фамилиях
заглавная буква Щ. Все фамилии мужские, к ним
можно подставить слово он.
У. Давайте заменим мужские
фамилии на женские, используя слово она.
Д. Щукина, Щеглова, Щипанова,
Щапова, Щербакова.
У. Запишем несколько фамилий в
тетрадь и подчеркнем в них букву Щ.
Работа идет с комментированием и
проговариванием алгоритма написания.
Х. Итог урока
У. Чему
вы сегодня учились на уроке?
Д. Мы учились писать букву щ
строчную и Щ заглавную.
– Писать слова и предложения с этой буквой.
У. С написанием каких букв схоже
написание буквы щ?
Д. Написание буквы щ
схоже с написанием строчных букв ц и у.
У. Какие значки можно поставить
на этой букве?
Д. «Шалашики» ( . ) – просвет в
нижней части буквы;
(–) – соединение элементов на верхней
рабочей строке;
(х) – соединение элементов или изменение
направления на одну треть внизу или сверху от
высоты рабочей строки.
У. Сколько «секретиков» вы
спрятали?
Д. Спрятали два «секретика».
У. Сколько параллельных линий в
написании буквы щ?
Д. Восемь.
У. Как пишем линии? О чем помним?
Д. При подъеме по «секретику»
нужно перенести внимание на уже написанную
прямую наклонную слева и стараться не отдаляться
от нее.
У. Кто вам помогал, рассказывая
сказку?
Д. Нам помогал Емеля, который
учился вместе с нами.
У. Все вы, ребята, сегодня хорошо
работали на уроке, старались писать красиво
буквы и слова.
Учитель оценивает лучшие работы. |