Предлагается дифференцированные задания
на карточках, которые можно использовать как на
уроке под руководством учителя, так и во
внеурочное время. Все задания разделены на
варианты по группам в соответствии с уровнем
овладения учениками навыком чтения:
1-я группа – ученики, находящиеся на ступени
овладения звукобуквенными соответствиями;
2-я группа – ученики, находящиеся на ступени
медленного слогового чтения;
3-я группа – ученики, находящиеся на ступени
слогового чтения и становления целостных
приемов восприятия;
4-я группа – ученики, находящиеся на ступени
становления синтетического чтения.
Задания объединены в соответствии с темами
(изучаемые буквы) по учебнику «Русская азбука»
(авт. Горецкий В.Г. и др.) и вводятся на втором –
основном – этапе при изучении первых согласных
звуков и их буквенных обозначений.
Тема. Буква "М”
Группа 1
1. Зачеркни
букву, отличающуюся от остальных.
М М М М Л М М М
2. Прочитай.
ам ом ум ым им ем ма мо му мы ми ме
мам мак мул мыс мен ким сом мир пам вам
нма кмы тми мсе млу вмо мпе
крем мел смак март мак ма-ма мир
Ро-ма Ма-кар мар-ка Мур-ка Ло-ра
Ма-ри-на
Обведи в кружок все буквы м.
В нижней строке подчеркни трёхсложные слова.
Группа 2
Прочитай.
Ро-ма мал.
– А Ла-ра? О-на ма-ла?
– Ма-ла!
Ро-ман и Ла-ра ма-лы.
1. Какие знаки стоят в конце
предложений? Прочитай предложения так, чтобы
было понятно, какой знак ставить.
2. Подчеркни вопросительные
предложения.
Группа 3
Прочитай.
На-сту-пил март.
Та-ма-ра ле-пит из плас-ти-ли-на ма-мон-тён-ка.
Ма-кар на-ри-со-вал ма-як.
Это всё ма-ме. У Си-мы кра-си-вы-е кар-ти-ны Моск-вы, Минс-ка,
Кост-ро-мы.
Посчитай, сколько предложений в тексте.
Подчеркни одной чертой имена, двумя чертами –
названия городов.
Группа 4
Прочитай.
МЯЧ
Миша получил от отца мяч. Он пошёл к
Ване с мячом. Дети играли в мяч в комнате. Мама
сказала: «Идите на двор, здесь попадёте в стекло».
Мальчики не ушли. Миша бросил мяч и попал в окно.
Стекло разбилось. Мама отняла у детей мяч.
1. Прочитай выразительно слова
мамы.
2. Расставь ударения в тексте.
Занятие 11
Тема. Буква "З”
Группа 1
1. Зачеркни
букву, отличающуюся от остальных.
З З З З З З Э З З З
2. Прочитай.
аз оз уз ыз из ез за зо зу зы зи зе заз
зоз зуз
зыз зиз зез зык зал зус зин зен зот нез коз
куз таз риз зыр нза кзо зну зты тзи зсе зла зло
рзу взы зви пзе зми ро-за знак мо-ро-зы звон
та-зик зонт за-кон Зи-на
Обведи в кружок все буквы з. На
нижней строке подчеркни двусложные слова. Какое
слово лишнее?
Группа 2
1. Игра
«Буква потерялась».
-онт о-орник ва-а -олото -има моро-ы
2. Составь слово.
а в з а р т
Подчеркни гласные буквы.
3. Прочитай.
На-сту-пи-ла зи-ма. Зи-на се-ла на
сан-ки.
Придумай продолжение.
Группа 3
Прочитай.
За за-бо-ром зеб-ра. Ей на-ли-ли во-ды.
Да-ли мор-ковь. Зеб-ра бе-рёт е-ду гу-ба-ми. По-том
жу-ёт. Мор-ковь хрус-тит.
Озаглавь текст.
К первому предложению добавь слова, отвечающие
на вопрос какая?.
Группа 4
Прочитай.
ЗВЕРИ В ЛЕСУ
В лесу живут разные звери: волк, медведь,
лиса, заяц, белка.
Медведь ест мясо и ягоды. Он любит и мёд. Зимой он
спит в берлоге.
Лиса очень хитрая. Она ловит зайцев и таскает кур.
Белка живёт на дереве в дупле. Она грызёт орехи.
Заяц – слабый зверёк. Его спасают ноги и слух.
Зимой заяц гложет кору деревьев.
1. Какая часть текста пропущена?
Расскажи.
2. Нарисуй иллюстрацию к тексту.
Тема. Буква "Б”
Группа 1
1. Зачеркни
букву, отличающуюся от остальных.
Б Б Б Б Б В Б Б Б
2. Прочитай.
аб об уб ыб иб ба бо бу бы би бе баб боб буб
быббиб беб бак бол бис бын бут кеб либ роб руб бим
боз паб пиб нба кбу бти бсы бло рбе бва бму бант
краб бокс бланк бинт банан бусы блины ботва
Обведи в кружок все буквы б. На
последней строке в двусложных словах поставь
ударение.
Группа 2
1. Игра
«Буква потерялась». оры елка зера кора
2. Составь из слогов слова.
бул ва бел ры боб ба бук ка ки бан ра
ран
Подчеркни согласные буквы.
3. Составь предложение. Бориса
у барабан
Группа 3
1. Прочитай.
У нас в реке живут бобры. Бобры добры, бобры добры,
Мудры плотин строители.
Бобры – речные жители.
Подчеркни двусложные слова.
Группа 4
Прочитай.
ЗАПАСЫ БЕЛКИ
В лесу росла высокая ель. В дупле ели было
гнездо белки. Всю осень белка готовила запасы на
зиму. Лиса собирала грибы и ягоды. Она нанизывала
их на иголки ели и сушила. Потом убирала всё в
гнездо.
Много орехов собрала сова в дупло. Из шишек белка
ела ядра, а скорлупки бросала на землю. Всю зиму
белка была сыта.
1. Найди в тексте лишние слова. 2.
Подготовь выразительное чтение
всего текста.
Занятие 13
Тема. Буква "Д”
Группа 1
1. Зачеркни
букву, отличающуюся от остальных.
Д Д Д Д Л Д Д Д
2. Прочитай.
ад од уд ыд ид ед да до ду ды ди де дад дуд дод
дыд дид дед дон дат муд быд зуд нда кдо дту дсе рды
вди дра пдо дпе мда дму дзы зди дбе бдо бди два
дети дуб долина двор диск дата Лида Дима
Обведи в кружок все буквы д.
Подчеркни трёхсложные слова.
Группа 2
Прочитай.
Лида и Дима дома были одни. Они играли. Дима бил в барабан.
– Бумбум! Бумбум!
Лида била в бубны.
– Диндон! Диндон!
Дима и Лида были рады.
Подчеркни восклицательные предложения. В
остальных предложениях подчеркни согласные
буквы.
Группа 3
Как мы ездили в ________
Мама говорит: – Вот я и не знаю, где мы.
И стала спрашивать у одного дяди, как нам
дальше ехать. Дядя маме рассказал. И мама сказала,
что мы сейчас поедем смотреть диких зверей. А я
спросил:
– А они нас не заедят?
Все кругом засмеялись, и одна тётя незнакомая
сказала:
– Они в клетках сидят, в железных. Они не
могут выскочить. Там есть маленькие лошадки.
Попроси маму, она тебя покатает на лошадке.
1. Продолжи заголовок текста. Куда
ездили мальчик с мамой? 2.
Как правильно называются маленькие
лошадки? Нарисуй их.
Занятие 14
Тема. Буква "Я”
Группа 1
1. Зачеркни
букву, отличающуюся от остальных.
Я Я Я Я Я Р Я Я Я Я
2. Прочитай.
я яма ягода яблоко мал – мял рад – ряд мял – мяли ряд – ряды
дядя няня поляна ребята гуляли
Таня Ваня Валя Вася Катя Надя Коля Ляля
Обведи в кружок все буквы я.
Поставь ударение в трёхсложных словах.
Группа 2
Прочитай.
На поляне
Ребята гуляли в лесу. Они пришли на поляну.
На поляне красные ягоды. Таня и Катя собирали
ягоды. Коля набрал ягоды в банку. Дети ели
ягоды и яблоки.
– Ой, как вкусно!
1. Найди предложение, в котором есть
ошибка. Зачеркни лишнее слово. 2.
В каждом предложении подчеркни
гласные буквы.
Группа 3
Прочитай.
Старая кукла
Аня и Катя
приехали на дачу. Они первым делом бросились
разбирать старые игрушки, про которые давно
забыли. И нашли куклу. Кукла была старая,
несчастная, некрасивая, разбитая.
– Ну её, эта кукла плохая! – сказала Аня и
стала её засовывать ото всех подальше.
– Почему плохая? – спросила Катя. – Я ей
приклею волосы – раз. Привяжу бант – два. И
надену новое платье.
– Нука, дай её мне, – сказала Аня. И стала с
куклой играть.
1. Перескажи текст, как запомнил. 2. Нарисуй свою любимую игрушку.
Тема. Буква "Г”
Группа 1
1. Зачеркни
букву, отличающуюся от остальных.
Г Г П Г Г Г Г Г
2. Прочитай.
аг ог уг ыг яг иг ег га го гу гы гя ги ге гаг
гок гел гус гын гяд гит куг рог руг мег быг пяг виг зуг зог
нго кгу гта гси гсе сгы лгя гри вгу гзя
уг-ли газ гра-нит га-зе-та гриб
га-зон гал-ка гнев
Обведи в кружок все буквы г. На
последней строке в двусложных словах подчеркни
гласные буквы.
3. Из данных слов составь
предложение.
на, играли, дети, лугу
Группа 2
Прочитай.
У гно-ми-ка в ле-су на по-ля-не до-мик. О-ко-ло
до-ми-ка рас-тут ге-ор-ги-ны, гвоз-ди-ки, ро-зы,
гла-дио-лусы, пио-ны, не-за-буд-ки. В ле-су мно-го
ма-ли-ны, го-лу-би-ки, зем-ля-ни-ки и грибов.
1. В первом предложении над словами
поставь ударение.
2. Подчеркни названия цветов синим
карандашом, а названия ягод – красным.
Группа 3
Прочитай.
Наша Галя
У меня жила
сорока по кличке Галя. Ох, и озорница была! Больше
всего она любила кататься. Сядет моему
семилетнему сынишке на шею или на плечо. Стук
клювом по затылку: «Беги!» Сын и бежит, а Галя
подгоняет: «Быстрее, быстрее!» Очень мы Галю
избаловали. Она даже на ночь в клетку
отказывалась идти. Спала на спинке кровати у меня
в ногах. Однажды около нашего дома расселась
сорочья стая. Сидят, стрекочут. Видно, Галю
вызывают. Как услышала их Галя, так с веранды – к
ним. Те ещё пуще застрекотали. Приветствуют.
Потом взлетела сорочья стая. И Галя с ними. Больше
мы её не видели. За Галю я не беспокоился – не
пропадёт. А в доме стало пусто без Галиной
болтовни. И порядка стало меньше. На столе –
винты и гвозди, булавки и монетки. Некому утащить.
Долго ещё мы находили разную мелочь в укромных
местах.
(Н. Коростелёв)
1. Каких птиц ты знаешь?
2. На какие группы можно их
разделить?
Занятие 16
Тема. Буква "Ч”
Группа 1
1. Зачеркни букву, отличающуюся от
остальных.
Ч Ч Ч Ч Ч У Ч Ч Ч Ч Ч
2. Прочитай.
ач оч уч ыч ич ча чо чу чи че
чак чон чуд чит леч ряч меч буч пич
счу члы чга чко рче вчи чпу мчи
часы матч пачка почта очки
четверг чемпион
3. Обведи в кружок все буквы ч.
4. Со словами последней строки
составь предложения.
Группа 2
Прочитай.
На-сту-пил ве-чер. Ма-ма при-го-то-ви-ла
вкус-ны-е пон-чи-ки, че-бу-ре-ки и мо-лоч-ко с
чер-нич-ным по-вид-лом. Све-та и па-па встре-ча-ют
де-ду-лю и ба-бу-лю. Се-год-ня у нас ча-е-пи-ти-е!
1. Озаглавь текст.
2. Сколько предложений в тексте?
Подчеркни восклицательное предложение.
Группа 3
Прочитай.
Кролик
Это крольчиха.
У неё два крольчонка. Они такие же, как и мать.
Только маленькие. Уши длинные. Хвостики короткие.
Глазки круглые. Так же, как мать, траву едят. Все в
мать удались. Жуёт крольчонок травинку. Вся
мордочка так ходуном и ходит. Носик из стороны в
сторону ворочается. А травинка в рот залезает и
залезает. Кончилась травинка. Крольчонок другую
откусит и снова жуёт. Принесука я им морковку. Да
капустный лист. Да корочку хлебца. Пускай жуют. (Е.
Чарушин)
Обведи в кружок все буквы ь. В
именах подчеркни мягкие согласные буквы.
Группа 2
Прочитай.
___________________________
Маль-чи-ки и де-воч-ки и-дут на ка-ток.
Кузь-ма по-мог Оль-ге встать.
На-сту-пи-ла зима. (1)
Оль-га у-па-ла. У Оль-ги но-вые конь-ки.
На льду скольз-ко.
Поставь предложения по порядку, чтобы
получился рассказ. Порядок предложений отметь
цифрами. Придумай название рассказу.
Группа 3
Прочитай.
Осьминог
В океане живёт чудоюдо, у которого
прямо из головы растёт восемь ног! Называется оно
осьминогом. Залезет осьминог в нору, ноги наружу
выставит и ощупывает всё, что мимо плывёт.
Поэтому и называют его ноги щупальцами. Они
сплошь покрыты присосками. Если уж присосётся
осьминог к чемунибудь, ни за что не оторвёшь.
Раньше люди думали, что осьминоги нападали на
корабли и людей. На самом же деле осьминог пуглив.
Стоит только одному из подводных врагов подплыть
поближе, как осьминог «выстреливает» в него
чернилами. И пока удивлённый враг соображает
в чернильной воде, что же случилось, осьминог
успевает удрать подальше! Он может раскрашивать
себя в любой цвет и узор. На песке он жёлтый, а
на газете – полосатый, в белую и чёрную полоску.
1. Расскажи, что ты запомнил
об осьминоге.
2. Каких ещё морских
обитателей ты знаешь? Нарисуй их.