Предлагается дифференцированные задания
на карточках, которые можно использовать как на
уроке под руководством учителя, так и во
внеурочное время. Все задания разделены на
варианты по группам в соответствии с уровнем
овладения учениками навыком чтения:
1-я группа – ученики, находящиеся на ступени
овладения звукобуквенными соответствиями;
2-я группа – ученики, находящиеся на ступени
медленного слогового чтения;
3-я группа – ученики, находящиеся на ступени
слогового чтения и становления целостных
приемов восприятия;
4-я группа – ученики, находящиеся на ступени
становления синтетического чтения.
Задания объединены в соответствии с темами
(изучаемые буквы) по учебнику «Русская азбука»
(авт. Горецкий В.Г. и др.) и вводятся на втором –
основном – этапе при изучении первых согласных
звуков и их буквенных обозначений. С 13-го занятия
используются задания для трех групп, так как
первую группу можно объединить со второй.
Занятие 1
Тема. Буква "Н”
Группа 1
1. Обведи в
кружок все буквы н.
П Н К Т Ш Н П Т Н Т К Ш М Н
2. Зачеркни букву, отличающуюся от остальных.
Н Н Н Н Т Н Н Н
3. Прочитай.
на но ну ны ни ан он ун ын ин нан нон нун нын нин он она оно они
Ни-на Ин-на Нон-на Ан-на
Почему последние слова написаны с большой
буквы?
Группа 2
1. Игра «Буква
потерялась».
-и-а, И--а, оси-а, о-и
Прочитай слова, вставляя пропущенную букву.
2. Игра «Превращение слов».
лёд слог сок сыр ра-ма лу-па сал-ки се-ло
Замени одну букву в словах буквой н. Какие слова
получились?
3. Прочитай. Подчеркни зелёным цветом букву,
которая обозначает мягкий звук [н’].
У Ни-ны и А-ни ня-ня.
Группа
3
Прочитай и расставь ударения.
У На-ты шар. Он си-ний, как не-бо, как мо-ре, как
ре-ка. На-та ра-да.
Группа 4
Прочитай.
Носорог нашёл наволочку. Нюхал. Надкусил –
невкусно. Напялил на носорожью ножищу. Не налезает.
Нахлобучил на нос. Надевал набекрень, наискосок,
наклонял налево, направо. Никак!
– Нет! Нам, носорогам, непонятный наряд не
нужен! – насупился носорог.
1. Отметь трудные для чтения слова.
2. Найди слова в слове носорог.
Занятие 2
Тема. Буква "С”
Группа 1
1. Обведи в
кружок все буквы С.
О Ю С Б О С Ю Р С Э С Э О С
2. Зачеркни букву, отличающуюся от остальных.
С С С С С С С С Э
3. Прочитай.
ас ос ус ыс ис са со су сы си сас сос сус сыс
сис
сун сын син нас нос нус ныс нис сни сну сны сно
о-сы о-са ус у-сы се-но са-ни
Ко-сы о-сы сук сок ко-ни ки-но
о-ку-ни ко-кон сы-нок
У Ни-ны ко-са. У А-ни ко-са.
1. Найди двусложные слова.
2. Начерти схемы предложений. Сравни их.
Группа 3
Прочитай.
У А-ни куд-ри. В куд-рях бант.
Куд-ри ры-жи-е. На солн-це куд-ри блес-тят.
Как кра-си-во!
1. Подчеркни восклицательное предложение.
2. Сколько всего предложений в тексте?
3. Нарисуй, какими ты себе представляешь кудри.
Группа 4
Прочитай.
Это село Коньки. Оно вот чем славно. Жил здесь
мастер. Делал крыши резные. На крыше конёк. Для
красы. Все коньки разные. Все хороши. И старый дом
украсит. Приладит конька – и порядок.
1. Отметь главное слово в тексте.
2. Нарисуй наиболее существенную деталь, о
которой говорится в тексте.
Занятие 4
Тема. Буква "Т”
Группа 1
1. Зачеркни
букву, отличающуюся от остальных.
Т Г Т Т Т Т Т Т Т
2. Прочитай.
ат от ут ыт ит та то ту ты ти тат тот тут тыт
тит тон нту сти тка тно нты тут тот тон
ни-ти но-та но-ты На-та Ан-тон На-тан
Обведи в кружок все буквы т.
Поставь ударение в словах на последней строке.
Группа 2
1. Игра «Буква потерялась».
Ка-ок с-ук аис- ко- кус -ы ни-ки кана- кис-и
2. Игра «Слоговое лото».
Составь слова из слогов.
ка ан та нит тик нат ты ток на ти ки ко ка
кус кис та но ни ты тон
Группа 3
Прочитай.
Ко-тя-та
У на-шей кош-ки Мур-ки ко-тя-та. Ко-тя-та
пи-ща-ли. Мы да-ли им мо-ло-ка. Ко-тя-та по-е-ли, а
по-том ус-ну-ли. Мы на-зва-ли ко-тят: Пу-шок и
Мур-зик.
1. Сколько предложений в тексте?
2. Составь схему первого предложения.
3. Как бы ты назвал котят?
Группа 4
Прочитай.
Транспорт шумел. Тренькал трамвай. Тарахтел
троллейбус. Тараторил телевизор. Трезвонил
телефон. Тявкнул Тузик. Такой тарарам!
Терпел Тима, терпел. Топнул тапочкой:
– Тише!
Тишина. Только теперь тоскливо.
1. Озаглавь текст.
2. Составь как можно больше слов из букв слова
транспорт.
Занятие 5
Тема. Буква "Л”
Группа 1
1. Зачеркни букву, отличающуюся от остальных.
Л Л Л Л А Л Л Л
2. Прочитай.
ал ол ул ыл ил ла ло лу лы ли лал лол лул лыл
лил лак лус лын лот нла нло нлу нлы нли кла кло клу
клы кли лна лку лто лсы сли лук стул лик лист
Обведи в кружок все буквы л.
Подчеркни красным карандашом гласные буквы.
Группа 2
1. Игра
«Буква потерялась».
Кук-а сто- усну- ос-ик А-ик
2. Игра «Слоговое лото». Составь слова из
слогов.
кук лу ны ли ла са на сло
В каком слове звук [л] мягкий?
Группа 3
Прочитай.
У О-ли кук-ла Ля-ля. У А-ли-ны ос-лик И-а. У У-ли
сло-нё-нок и ли-сё-нок. А у Ло-ли-ты ко-ляс-ка.
О-ко-ло ко-ляс-ки кук-ла А-лён-ка. О-на...
1. Продолжи текст.
2. Подчеркни гласные буквы, которые обозначают
мягкость согласных.
Подчеркни односложные слова.
По каким признакам можно разделить слова на
группы?
2. Составь предложение.
Ирины, растут, у, кактусы
Начерти схему предложения.
Группа 3
Прочитай.
На не-бе ра-ду-га. Все ра-ды.
Ра-ду-га при-но-сит ра-дость.
Это её ра-бо-та.
Расставь ударения в тексте.
Нарисуй радугу. Сколько цветов у радуги?
Группа 4
Прочитай.
ВОРОБЕЙ
Зимой воробей – около дома. Он ест там
крошки, корки, зёрна. Голодно ему зимой. Зимой
лиса часто ходит в деревню. Голодно и галке, и
вороне, и сороке. Сделай им кормушку. Насыпай в
кормушку крошек и зёрен. Зимой корми птичек. Они
летом берегут наши сады и огороды.
1. Подчеркни лишнее предложение. 2.
Подбери другое название тексту.
Занятие 7
Тема. Буква "В”
Группа 1
Прочитай.
ав ов ув ыв ив ов ва во ву вы ви
вак вул век выс нов рув вор
нва квы вло всу рви вро вно ква вти
и-ва век лев воск волк
ван-на во-ро-на но-вос-ти
Вова сел на стул. Взял кошку на руки. Стал её
гладить. Кошка мурчит. Вова слушает.
1. Посчитай, сколько предложений в
тексте. 2.
Начерти схему первого предложения.
Группа 4
Прочитай.
Мама варит кисель. Влад сел за стол. Взял
чашку. Ждёт. Мама тоже любит кисель. Влад глядит
на маму. Мама устала. Влад встал. Достал ещё чашку.
1. Озаглавь текст. 2.
Придумай продолжение текста.
Занятие 8
Тема. Буква "Е”
Группа 1
Прочитай.
е у о а е ы а и ие ое ее уе ае ые ве не ке ле ре
вел вес вер кве вне вте тве све лве рве вре
ве-ер ве-тер
Обведи в кружок все буквы е.
Группа 2
1. Какое
слово рассыпалось?
о е н т
2. Составь слова со слогами.
Ле ре е ло се ет ли ка са ла
3. Составь предложение.
в, Се-ва, Ле-на, и, те-ат-ре
Группа 3
Прочитай.
Лето прошло. Дует ветер. Наступила осень.
Птицы улетают.
1. Сколько слов в каждом
предложении? 2.
Какие изменения происходят осенью?
Группа 4
1. Прочитай.
В ТЕАТРЕ
Сева и Лена в театре. Какие тут
артисты! Слон и мишка, котик и мартышка, серые
мыши и морские свинки, енот и ворона. Мартышка
катает свинок в карете. Енот стирает в корыте.
Смешно! Вышел слон. Он кивает всем. Весело Севе и
Лене.
2. Найди все восклицательные
предложения. 3.
Нарисуй иллюстрацию к
произведению.
Занятие 9
Тема. Буква "П”
Группа 1
Прочитай.
ап оп уп ып ип еп па по пу пы пи пе
пап поп пуп пып пип пеп пак пол пус пыт пир пел
нпа кпо пту спи пле рпо пар суп
клоп плут трап
1. Обведи в кружок все буквы п. 2.
Подчеркни зелёным цветом мягкие
согласные.
Группа 2
По-ли-на
Па-вел По-ля Пав-лик Пе-тя Стё-па
Сте-пан Пётр Пол-кан Ки-рилл
1. Какое слово лишнее? 2.
Найди одинаковые имена.
Группа 3
Прочитай.
По-ли-на А-лек-се-ев-на – по-вар. О-на сто-ит
у пли-ты. О-на ва-рит вкус-ны-е су-пы и ап-пе-тит-ны-е
ки-се-ли.
1. Посчитай, сколько предложений в
тексте. 2.
Озаглавь текст.
Группа 4
Прочитай.
Пошёл петух путешествовать. По полю погулял.
Поклевал пшеницу. Пруд по пути попался.
Поостерёгся петушок. Покупался в песке. Попрыгал.
Пескарей попугал. Поглядел – полдень. Пёрышки
почистил.
1. Подчеркни непонятные слова. 2.
Расставь знаки ударения в словах. 3.
Озаглавь текст.