Назначение работ
1) Cделать выводы о продвижении детей по
отношению к стартовому уровню (результаты
выполнения данных работ сравнить с результатами
выполнения диагностических заданий в начале и
середине учебного года – см. методическое
пособие Н.В. Нечаевой «Обучение грамоте»);
2) зафиксировать результаты освоения основных
для пройденного этапа умений.
ВЛАДЕНИЕ УСТНОЙ РЕЧЬЮ
Форма изучения и показатели развития устной
речи едины с 1-го по 4-й класс. Они устанавливаются
на основании наблюдений учителя за устной речью
учащихся на уроках и вне уроков в результате
постепенного накапливания сведений о внешней
характеристике речи, ее развернутости и
связности.
Оценка внешней характеристики устной
речи
Показатели
1) Говорит охотно;
2) форма общения с учителями и учениками
соответствует ситуации;
3) речь в основном грамматически правильная;
4) артикуляция чистая;
5) громкость нормативная. 4-й уровень – в норме 5
показателей;
3-й уровень – в норме 4
показателя;
2-й уровень – в норме 2–3
показателя;
1-й уровень – в норме 1
показатель.
Оценка связности устной речи
Показатели
1) Типичные единицы высказывания;
2) развернутость характеристики объекта. 4-й уровень – говорит связными
предложениями; может дать развернутую
характеристику объекта или явления;
3-й уровень – речь состоит из
предложений или отдельных слов, заменяющих
предложение; характеристика объекта или явления
дается в виде малосвязных мыслей;
2-й уровень – предложения почти
не используются в речи, произносятся в основном
отдельные слова; ученик испытывает большие
трудности при характеристике объекта или
явления;
1-й уровень – речь в основном
состоит из междометий и частиц; содержание
высказывания улавливается с трудом.
Владение устной речью
Фамилия, имя ученика |
Внешняя характеристика речи |
Уровень связности речи |
показатели |
уровень оценки |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
– |
3 |
|
Примечание. Порядок изучения
устной речи и критерии оценки ее развития в целом
сохраняются до конца 4-го класса.
ВЛАДЕНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЬЮ
Оценка техники чтения вслух, понимания
прочитанного
Задание 1 *
КРИВАЯ УКАЗКА
Учительница Нина Васильевна попросила
учеников сделать ей указку.
На другой день ребята принесли указки. Их делали
родители. Указки были красивые и ровные.
Но среди них была одна кривая палочка. Эту указку
Вася Лукашов сделал сам.
Учительница взяла ее и стала показывать буквы.
(44 слова, из них трехсложных – 13,
четырехсложных – 6, пятисложных – 2)
По Е. Пермяку)
Оцениваются:
1) понимание прочитанного;
2) способ чтения;
3) количество и характер ошибок.
Предлагаем и другой, более объективный
показатель успехов в навыке чтения, достигнутых
первоклассниками.
Анализ чтения
Название текста
___________________________________
Автор _______________________ Кол-во слов __________ |
№ п/п |
Фамилия, имя ученика |
Показатели техники чтения |
Уровень техники чтения |
Уровень понимания прочитанного |
|
|
Способ чтения |
Количество и характер ошибок |
Время чтения |
Темп чтения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учитель расчерчивает тетрадь в
соответствии с таблицей «Анализ чтения» и
постепенно заполняет ее на тех уроках, на которых
дети читают. Таким образом набираются самые
главные показатели: понимание прочитанного,
способ чтения, характер ошибок, если они есть.
Время от времени незаметно для учеников учитель
фиксирует и скорость чтения. Для этого надо
разметить несколько текстов и в разные дни
недели прочитать их в классе. Однако известно,
что любой опытный учитель и завуч на слух
определяют, читает ли их воспитанник ниже
предусмотренной программой нормы, по норме или
выше нормы.
Оценка понимания лексического
значения слов, умения группировать
Задание 2
Прочитай слова. Представь, что они называют.
Запиши номер «лишнего» слова.
1. Ручка.
1. Диван.
1. Декабрь. |
2. Учебник.
2. Стол.
2. Август. |
3. Машинка.
3. Телевизор.
3. Февраль. |
4. Ранец.
4. Шкаф.
4. Январь. |
Оценка умений оформлять предложение и
различать на слух границы слов
Задание 3 *
Запиши предложения под диктовку схемами.
ВЕСНА
Наступила весна. Стоят чудные деньки. Ярко
светит солнышко. Дует теплый ветерок. Весело поют
скворцы. По двору скачет воробей. Он долго ждал
весну. У крыльца звонко журчат ручейки. Алеша и
Миша пускают бумажные кораблики. Все рады весне!
(37 слов)
Оценка дифференциации звуков речи
Задание 4
Запиши слова под диктовку кружками.
ум, эхо, май, море, бархат, шляпка, воробей
Оценка навыка списывания и усвоения
фонетических знаний
Задание 5
Спиши слова. Раздели, где можно, слова на слоги
вертикальной чертой.
банка, язык, стол, майка, пальто, снег, зной
Проставь в них знак ударения.
Подчеркни буквы, обозначающие гласные звуки.
Оценка усвоения фонетических знаний
Задание 6
Спиши слоги. Подчеркни слоги с буквой,
обозначающей мягкий согласный звук.
ро, ля, ци, ви, ну, ме, шо, ща
Выполнение заданий 2–6 оценивается в
зависимости от количества правильно выполненных
заданий или правильно записанных предложений,
слов. |