Цели. Формировать навык чтения,
развивать фонематический слух; работать над
четкостью дикции, выразительностью речи,
постановкой логического ударения; учить делить
слова на слоги, классифицировать звуки;
расширять кругозор.
Оборудование. Русская азбука (авт.
В.Г. Горецкий и др.); видеоаппаратура,
видеозапись мультфильма «Трое из
Простоквашино»; рисунки с изображениями
предметов одежды моряков, морских волн, кота
Матроскина; паззлы с текстом пословицы;
сигнальные карточки; карточка со словами.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы урока
Учитель демонстрирует кадры из
мультфильма «Трое из Простоквашино», на которых
дети видят кота Матроскина.
Учитель. Вы узнали этого героя? Из
какого он мультфильма?
Дети отвечают.
– Как вы думаете, почему у кота
такая фамилия?
Учитель прикрепляет на доску рисунок
с изображением Матроскина.
– Наш урок будет посвящен всему, что
связано с морем. Матроскин пришел не с пустыми
руками, а с заданиями. Каждое задание он завязал в
узел, который вы сможете распутать, если будете
активными, собранными, внимательными.
Первый узел «Один, два, три –
быстрее повтори»
На доске:
...лот плывет к родной земле,
...лаг на каждом корабле. |
– Какая буква пропущена?
Дети. Буква Ф.
У. Как вы думаете, почему?
Д. Мы продолжаем работать с этой
буквой.
У. Сегодня мы продолжим читать
слова и предложения с буквой ф, будем
выделять звуки, которые обозначает эта буква,
учиться читать грамотно, быстро и выразительно.
III. Закрепление пройденного
материала
У. Какие звуки обозначает буква ф?
Выберите подходящие признаки.
На доске:
согласный – гласный
твердый – мягкий
звонкий – глухой
парный – непарный
по глухости – звонкости |
– Назовите пару для этой
буквы.
Д. Буква в.
У. Прочитайте эту же
скороговорку с различной интонацией.
Второй узел «Радист»
У. С помощью сигнальных карточек
покажите, каким звук [ф] является в словах –
твердым или мягким. (Учитель называет слова: телеграф,
фамилия, фуражка, графика, профессия, флот.)
Третий узел «Умники и умницы»
У. Каждый ряд будет выполнять свое
задание.
Класс делится на группы по рядам.
Первый ряд играет с учителем в игру «Почтальон».
Надо отнести письмо в дом, в названии которого
изменяется согласный звук.
Фон – тон – фан
Фар – фор – пар
Фас – бас – фус
Фыр – сыр – фор
Фек – чек – фок |
По окончании игры дети
самостоятельно составляют предложение с любым
полученным словом.
Второй ряд работает самостоятельно.
В квадрате-головоломке дети должны найти слова:
к м а т
о к р р
и д а о
с о в с
т п а р |
(Матрос, радист, кок, повар.)
У. Что объединяет эти слова?
Д. Это названия морских
профессий.
У. Какое слово лишнее?
Д. Повар.
У. Какие еще морские профессии
вам знакомы?
Д. Капитан, штурман, боцман,
рулевой, врач, механик, электрик, моторист.
Третий ряд работает самостоятельно.
Ученикам надо собрать пословицу, разрезанную на
части по принципу паззлов:
Российский флот –
Родины оплот. |
У. Какие слова в этой
пословице вам непонятны?
Д. Оплот.
У. Оплот – это твердыня, опора.
Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Дети отвечают.
IV. Физкультминутка
Проводится игра «Море волнуется –
раз...».
V. Работа по учебнику
Четвертый узел «Фотограф»
У. Прочитайте и запомните слова,
развешанные на стендах в классе. Закройте глаза.
На доске:
лайнер фрегат
флагман крейсер |
– Прочитайте слова,
записанные на доске.
Учитель убирает одну карточку.
– Определите: какое слово исчезло?
Дети отвечают.
– А теперь разделим слова на слоги.
Определите ударный слог.
Учитель объясняет значения этих
слов.
– Прочитайте вслед за диктором слова
на с. 195.
– Какие слова можно отнести к
морской тематике?
Д. Телеграф, фотография, флаг,
флот.
У. Под каким флагом ходят
российские суда? Рассмотрите его изображение на
с. 194. Прочитайте выразительно четверостишие
на с. 194. К какому типу судов относится кораблик
из стихотворения Пушкина?
Д. Парусное судно.
VI. Зрительная гимнастика
У. Предлагаю вам совершить
воображаемую прогулку по морю на фрегате.
Закройте глаза (1–2–3).
Зажмурьте их (1–2–3).
Быстро поморгайте (1–2–3).
Закройте глаза (1–2–3).
Представьте себя на палубе фрегата.
Дует легкий ветерок. Волны тихо плещутся о борт
корабля. Перед вами открываются необъятные
морские просторы. Медленно открываем глаза –
и теперь мы готовы к заключительному
испытанию.
VII. Закрепление пройденного
материала
Пятый узел «Путаница»
Класс делится на группы по
рядам.Первый ряд работает самостоятельно.
Ученикам надо восстановить слова, записанные на
доске.
На доске:
Ф...рм...нк... о е а
т...льн...шк... е я а
б...ск...з...рк... е о ы а |
У. Что объединяет эти
слова?
Д. Это предметы одежды моряков.
У. Какие еще предметы одежды
моряков вам знакомы?
Д. Брюки, китель, бушлат,
мичманка, шинель.
Учитель прикрепляет рисунки с
изображениями предметов одежды моряков. Если
дети не могут назвать какой-нибудь из них, то
педагог это делает сам.
Второй ряд работает самостоятельно. Дети должны
восстановить примету.
На доске:
Ч...йк... (а а) садится на
в...д... (о у) – жди хорошую п...г...д... (о о у). |
Третий ряд работает с
учителем. Ученики составляют слова со слогами.
На доске:
VIII. Итог урока
У. Все узлы развязаны, наш урок
подходит к концу. Чему вы научились?
У вас на партах лежат кораблики. Вам нужно
разместить их на высоком или на низком гребне
волны.
Если вы узнали на уроке что-то новое, чему-то
научились и урок для вас прошел интересно,
поставьте свой кораблик на высокий гребень
волны. Если кто-то считает, что он недостаточно
усвоил материал, пусть он поставит свой кораблик
на низкий гребень волны.
Ученики прикрепляют кораблики на доску. |