Формирование графических навыков — процесс сложный и
длительный, а ребенок, изображая простейшие элементы той или иной буквы, прилагает
максимум усилий, эмоционально переживает свои неудачи. Поэтому учитель должен
знать рабочее настроение каждого учащегося, приходить вовремя на помощь, а
главное — следить за состоянием здоровья детей. Наиболее утомительно для младших
школьников длительное статическое напряжение (сидение за партой). Поэтому
постоянная смена деятельности в процессе урока диктуется возрастными
особенностями ребенка. Физкультминутка как элемент двигательной активности
(активный отдых) предлагается детям для переключения внимания на другой вид
деятельности.
Рациональное чередование деятельности предполагает смену
одного ее вида другим, принципиально отличающимся по характеру воздействия на
организм. В этом случае каждый новый режимный момент превращается в
своеобразный отдых, активный, снимающий утомление, вызванное предыдущей деятельностью
(И. М. Сеченов). В процессе активного отдыха в коре больших полушарий возникает
новый очаг возбуждения, локализующийся в центрах, не связанных с предыдущей
деятельностью. По закону отрицательной индукции, новое возбуждение усиливает
процесс торможения в нервных клетках, утомленных работой, тем самым стимулируя
в них восстановительные процессы. В конечном итоге этим определяется
эффективность отдыха, причем положительный эффект проявляется только при работе
средней интенсивности. Нагрузки большой интенсивности не только не снимают
утомление, но приводят к его нарастанию, нагрузки малой интенсивности не
обеспечивают положительного воздействия. Имеет также значение и характер
работы, предшествующей отдыху: если она была очень утомительной, то нагрузка
во время активного отдыха должна быть уменьшена.
На начальных этапах урока, когда формируются первые
графические навыки, необходимо отдавать предпочтение физическим упражнениям,
направленным на включение в работу всего организма (поворот рук, ног, головы,
глаз, наклоны влево, вправо, вперед, назад), упражнениям специально для мелких
мышц пальцев рук, волнообразным движениям спины, позвоночника; последующие
минуты отдыха могут сопровождаться музыкой, речевыми упражнениями. Музыка,
соответствующая возрасту ребенка, является действенным и организующим средством.
В. М. Бехтерев считал, что с помощью музыкального ритма можно установить
равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком
возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей. А для этого,
указывал ученый, необходимо выявить ритмические рефлексы и приучить организм
ребенка отвечать на определенные раздражители (слуховые, зрительные).
По мнению учителей начальных классов, наибольшая
эффективность от физкультминуток достигается лишь тогда, когда их форма и
содержание разнообразны.
Выделяют различные виды физкультминуток (Т. М.
Андрианова).
1. Оздоровительно-гигиенические
Их можно выполнять как стоя, так и сидя: расправить
плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, «поболтать» ножками.
На уроках необходимо проводить зарядку для глаз. Не
поворачивая головы, посмотреть направо, палево, вверх, вниз. Дети могут следить
глазами за движением руки учителя. А можно просто, закрыв глаза, немного
«подремать».
2. Танцевальные
Они особенно любимы детьми, так как всегда выполняются
под веселую музыку популярных детских песен. Все движения произвольны, танцуют,
кто как умеет, при этом желающие могут петь.
3. Ритмические Они сродни танцевальным, так как выполняются
под музыку, но отличаются более четким исполнением элементов.
4. Физкультурно-спортивные
Это традиционная гимнастика, которая выполняется строго
под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение
рассчитано на укрепление определенной группы мышц. Сюда молено включить бег,
прыжки, приседания, ходьбу на месте и т. д.
5. Двигательно-речевые
Дети коллективно читают небольшие веселые стихи и
одновременно выполняют различные движения. Стихи для физкультминуток молено
найти в детских журналах, внося, если это необходимо, изменения. Вот,
например, такие стихи Б. Заходера:
Дождик песенку поет: — кап-кап...
Только кто ее поймет,
— кап-кап?
Не пойму ни я, ни ты (кап-кап),
Да зато поймут цветы (кап-кап)
И весенняя листва (кап-кап),
И зеленая трава... (кап-кап).
Слова «кап-кап» сопровождаются постукиванием пальчиков.
На уроках обычно проводятся две-три физкультпаузы, поэтому учителю необходимо
иметь в своем арсенале большое количество разнообразных физкультминуток,
которые помогут детям переключиться, поднимут настроение.
6. Подражательные
Успех этих физкультминуток целиком зависит от фантазии и
творчества учителя. Дети очень охотно подражают движениям лягушат, обезьян,
кузнечиков, имитируют шофера за рулем, звуки машин, паровозика и т. д.
Все старались, вы писали и немножечко устали. Вверх
поднимем наши ручки и дотянемся до тучки.
(Дети поднимают руки, потягиваются)
Уходи от нас скорей, не пугай ты нас, детей!
(Дети машут руками: прогоняют тучку)
Вот к нам солнышко пришло, стало весело, светло.
(Дети поворачивают голову влево, вправо, вверх, вниз )
Громче, музыка, играй, нас на танец приглашай!
(Играет музыка, дети танцуют)
(Стоя в проходах)
Руки подняли и показали: это деревья в лесу.
(Главное — покачивание поднятыми вверх руками)
Руки нагнули, кисти встряхнули, ветер сбивает росу.
(Встряхивание руками перед собой)
В стороны руки, плавно помашем — это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем: крылья сложим назад.
(Движения руками влево, вправо, руки за спиной, сесть)
« Игра на пианино
»: поочередно поднимать по одному пальцу, отрывая его от стола (парты),
начинать надо с мизинца.
Сделать несколько поворотов кистями рук.
Потягивание: сидя поднять руки вверх, прогнуться назад
(2—3 раза).
а) «Дровосеки» (стоя между рядами). Исходное положение:
ноги на ширине плеч, руки в замок. Подняться на носках, руки вверх. Наклониться
вперед, руки вниз. Дети произносят «ух» (Выполнять 3—4 раза).
б) «Цапли». Ходьба на месте с высоко поднятыми коленями,
энергично размахивая руками (Выполнять 4—6 раз).
а) Исходное положение — основная стойка, руки вниз. Раз,
два — руки через стороны вверх, поднимаясь на носки, три, четыре — вернуться в
исходное положение.
б) Исходное положение—- стойка, ноги на ширине плеч,
руки внизу. Раз — поворот вправо со свободным обхватом рук вокруг туловища, два
— то лее в другую сторону.
Поработали мы дружно,
а теперь поспать нам нужно.
(Дети кладут головы на парты, закрывают глаза)
Тише, тише! Тишина
В нашу комнату пришла.
Деткам снится сладкий сон,
Нравится ребятам он,
Про зефир, про мармелад,
и про вкусный шоколад,
про конфеты, про варенье, про торты и про печенье. Добрый
Гена Крокодил всех на праздник пригласил. Он детишек угощает и на танец
приглашает.
(Звучит музыка В. Шаинского к м/ф «Крокодил Гена». Дети
танцуют)
Девочки и мальчики, мои маленькие зайчики, сложили свои
лапки и уснули сладко.
(Дети склоняют головы на парты, закрывают
глаза)
Зайкам сон приснился вкусный — про морковку и капусту. В
хоровод зайчишки стали, вместе дружно заплясали.
(Играет музыка, дети пляшут)
Вдруг пришел к нам страшный волк, страшный волк — зубами
щелк.
(Музыка затихает, входит ученик в маске волка)
Ушки зайчики прижали, по домам все разбежались.
(Дети садятся за
парты)
Будем снова мы трудиться, не умеем мы лениться.
По Т. Козловой
Упражнения для отдыха
1. Локти на столе. Движение кистей рук в стороны под
счет. 4—5 раз.
2. Повороты кистями рук.
3. «Игра на пианино»: поочередно поднимать по одному
пальцу, отрывая его от стола, начинать с мизинца.
4. Пальцы обеих рук соединяются в замок. Ритмичное
поднимание и опускание пальцев.
5. Кисти рук имитируют движения крыльев птиц.
6. Сгибание и разгибание пальцев: пальцы сложены, как
для письма, правая рука протянута вперед, поднимание и опускание указательного
пальца под счет 1, 2, 3; вращение трех пальцев вправо под счет 1, 2, 3 и влево
с обратным счетом.
7. Сгибание и разгибание пальцев, держащих ручку, раз —
сгибаем, два — разгибаем. 5—6 раз. |