Цели. Познакомить с гласной буквой е,
обозначающей два звука в начале слова и после
гласного и [э] в слиянии с мягким согласным;
формировать навык чтения слов с буквой е.
Оборудование. Учебник «Азбука»
(авт. Горецкий В.Г.); схемы; игрушки – сказочные
герои; картины природы родного края; карточки с
вопросительными знаками; рисунки, содержащие
изображение буквы е.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учитель. Ребята, сегодня мы с вами
продолжим знакомство с буквами и звуками русской
азбуки, познакомимся с особенной буквой.
Учитель указывает «коридор», но не
сообщает тему урока: дети будут ее формулировать
сами.
II. Актуализация опорных знаний
У. Ребята! Сегодня с нами на
уроке будут работать Мальвина и Буратино. А
сейчас я предлагаю вам игру «Дополни
предложение»:
1) Звуки бывают... (гласные и
согласные; твердые и мягкие; звонкие и глухие).
2) Звуки слышим, буквы... (пишем).
3) В слове столько слогов, сколько... (гласных).
4) После твердых согласных пишутся
гласные... (а, о, ы, у).
5) После мягких согласных пишется
гласная... (и).
– Как отличить согласный звук от
гласного?
Дети отвечают. Учитель может
познакомить ребят со стихотворением
Валентина Берестова о гласных и согласных.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
С-с-с... – змеиный слышен свист.
Ш-ш-ш... – шуршит опавший лист.
Ж-ж-ж... – шмели в саду жужжат.
Р-р-р... – моторы тарахтят.
III. Постановка проблемы
У. Соотнесите рисунки и схемы.
На доске.
Два человека выполняют задание у
доски, остальные – на местах.
– Проверим и ответим на вопрос:
сколько звуков и сколько букв в этих словах?
Дети. Оса – 3 звука, 3 буквы.
У. У кого по-другому? У всех
должны быть одинаковые ответы.
Д. Ели – 3 буквы, 3 звука.
У. У кого по-другому?
Задание выполнено по-разному:
4 звука, 4 буквы; 4 звука, 3 буквы.
– Почему задание одно, а ответы
разные?
Д. Мы еще не знакомились с
буквой, с которой начинается слово ели.
IV. «Открытие» нового знания
У. Произнесите хором слово ели
по слогам.
Д. Е-ли.
У. Сколько слогов с слове ели?
Д. Два.
У. Произнесите первый слог
протяжно.
Д. [й’э].
У. Что слышите?
Д. Слияние, в котором 2 звука. Это
слияние мягкого согласного с гласным звуком.
На магнитной доске выставляется
схема первого слога.
У. Произнесите второй слог. Из
чего он состоит?
Д. Из слияния мягкого согласного
с гласным.
Выставляется схема второго слога.
У. Поставьте слоги под схемами.
Что мы поставим под первым слогом?
Дети не могут ответить на вопрос.
– Такой слог-слияние принято
обозначать одной буквой е. Мы слышим 2 звука
[й’э], а пишем одну букву е. Где стоит буква е?
Д. В начале слова.
У. Почему эта буква особенная?
Д. Обозначает 2 звука, когда
стоит в начале слова.
У. Вернемся к схеме этого слова.
Сколько звуков и букв в слове ели?
Д. В слове ели 4 звука, 3 буквы.
У. Исправьте ошибку, если вы ее
допустили.
Мальвина. Буратино! Ты запомнил,
что буква е – особенная буква?
V. Знакомство с буквами Е, е
У. Какова тема нашего урока?
Д. Буква е.
У. Для чего мы изучаем буквы Е,
е?
Д. Чтобы уметь читать и писать
слова с этими буквами.
У. На что похожа буква е?
Выслушиваются мнения детей. Учитель
читает короткие стихотворения, а дети находят в
них сравнения предметов с написанием новой
буквы:
На дворе – такая жалость –
Наша лесенка сломалась.
Наша лесенка сломалась,
Буква Е зато осталась.
(Е. Тарлапан)
Ева гребнем причесалась –
В нем три зубчика осталось.
(Г. Виеру)
Е на грядке пригодилась –
Вместо грабель потрудилась.
(В. Степанов)
– Напечатайте в тетради буквы Е,
е.
Учитель показывает образец.
VI. Физкультминутка
Если нравится тебе,
То делай так...
VII. Первичное закрепление материала
Дети читают слова с буквой е с
пометами, в которых е – слог-слияние (Азбука,
с. 77). Поясняются значения слов еловые,
сосновые.
У. Составьте предложения со
словами роет, воет. Произнесите протяжно
слово роет. Сколько звуков слышится в этом
слове?
Д. Пять.
У. А сколько в нем букв?
Д. Четыре.
У. Почему так?
Д. Буква е обозначает два
звука.
У. После какого звука следует е?
Д. После гласного.
У. Сделайте вывод.
Д. Буква е обозначает два
звука, если стоит в начале слова или после
гласного.
У. К какой сказке иллюстрация на
с. 76?
Д. «По щучьему веленью».
У. Кто главный герой сказки?
Д. Емеля.
У. Кто исполняет желания Емели?
Д. Щука.
У. Составьте предложение по
иллюстрации.
Дети выполняют задание.
– Прочитайте первую пословицу на
с. 76.
Д. «Едет не скоро, но споро».
У. Как вы понимаете смысл
пословицы? (Учитель объясняет смысл слов: скоро
– быстро, споро – успешно.) Прочитайте
предложения на с. 77. Сколько здесь предложений?
Как определили? Прочитайте первое и второе
предложения. Кто около ели? Что делает лиса? (Дети
отвечают.) А теперь прочитайте слова на
с. 78. Что надо сделать в этом задании?
Дети выполняют задание. В
подобранных словах определяется место буквы е
и количество звуков, которые она обозначает.
VIII. Физкультминутка
Проводится гимнастика для глаз.
IХ. Постановка проблемы
У. Ребята, вы помните, что
Мальвина и Буратино оказались в волшебной стране
звуков и букв?
Когда появилась в волшебной стране буква е,
ее сразу спросили, что она умеет делать.
– Я умею делать три работы, – сказала Е.
– Три?! – удивился Буратино. Я знаю только
одну: буква е обозначает два звука, если стоит
в начале слова или после гласной. А больше не
знаю.
Х. «Открытие» нового знания
На доске – три карточки со знаками
вопроса.
У. Три вопроса – это три работы
буквы е. Так как мы знаем одну ее работу, то
можем открыть один вопросительный знак. Буква е
обозначает два звука, если стоит в начале слова
или после гласной. А на остальные вопросы мы
найдем ответы в конце урока. Прочитайте слоги,
записанные на доске.
На доске.
се, ре, ле, ве, не, ке, те |
Дети читают хором за
учителем.
– Как произносятся согласные в этих
слогах?
Д. Мягко.
У. Какой вывод можно сделать?
Д. Буква е пишется после
мягких согласных.
У. Мы ответили на второй вопрос.
Переворачиваем карточку со вторым вопросом:
Е обозначает мягкость
согласного в слиянии. |
– Какой гласный звук
слышится в этих слияниях?
Д. Слышится звук [э].
У. Звук [э] – гласный или
согласный?
Д. Гласный.
У. Какой делаем вывод?
Дети отвечают.
– Мы ответили на третий вопрос.
Переворачиваем карточку с третьим вопросом:
Е обозначает гласный звук
[э] в слиянии с мягким согласным. |
Мальвина. Буратино, теперь
ты все знаешь о букве е. Какие три работы она
выполняет?
Буратино. Е обозначает два
звука: [й’э] – слияние, если стоит в начале слова
или после гласного звука. Буква е обозначает
мягкость предшествующего согласного. В слиянии
она обозначает гласный звук [э].
ХI. Первичное закрепление
У. Теперь мы будем учиться читать
тексты с буквой е. Отгадайте загадку:
Как только жарко станет,
Шубу на плечи натянет.
А нагрянет холод злой –
Скинет с плеч ее долой!
(Лес)
Дети работают с текстом «Лес» на
с. 78 по плану.
1. Чтение текста учителем.
2. Чтение «жужжанием».
3. Чтение хором по рядам за «диктором».
4. Беседа по содержанию.
5. Чтение парами.
Найдите слова с буквой е.
– Сколько лет росли сосны и ели?
Д. Сто лет.
У. Сто лет – это целый век. Можно
сказать о столетних деревьях – вековые? Как вы
думаете, есть ли в нашем крае красивые леса? Есть
красивые леса, есть вековые деревья, есть
охраняемые леса-заповедники. В наших местах по
берегам реки Ворскла зеленой стеной стоит лес.
Здесь растут вековые дубы, клены, березы, липы,
дикие яблони и груши. Заповедной эту роскошную
дубраву повелел считать еще царь Петр Первый.
Прочитайте предложение, записанное на доске.
На доске.
Сохраните красоту природы
родного края! |
– Как вы понимаете смысл
предложения?
Выслушиваются мнения детей.
XII. Итог урока
У. Предлагаю вам игру
«Любопытный».
Ответ на вопрос должен начинаться с буквы е.
На каком дереве растут шишки?
Д. На ели.
У. Какие вы знаете имена на букву
е?
Д. Елена, Ева, Егор, Елизавета,
Ефросинья, Екатерина.
У. Какие вы знаете животных на
букву е?
Д. Енот, ехидна.
У. Что говорит мама, когда тебя
кормит?
Д. «Ешь».
У. Кто ездил на печи?
Д. Емеля.
У. Отметка, которую не любят
школьники.
Д. Единица.
У. Ягода, похожая на малину.
Д. Ежевика.
У. Какую букву вы изучили
сегодня? Что вы узнали о букве е? Что было
интересно? Что трудно?
XIII. Домашнее задание по желанию
1. Спрятать в рисунке букву Е.
2. Придумать рифмовку с изученной буквой.
3. Придумать загадку о букве Е. |