Цели:
- систематизировать и обогатить знания детей о
временах года, учить выделять характерные
признаки времён года;
- развивать мышление, умение наблюдать,
сравнивать;
- воспитывать любовь к природе.
Оборудование:
- компьютер,
- проектор,
- экран.
Наглядность, материалы:
- репродукция картины И.И. Левитана "Золотая
осень”,
- принадлежности у учащихся для изобразительной
и трудовой деятельности,
- карточки для игр с изображением цветов, листьев,
снежинок,
- венки на голову для учащихся.
1. Сообщение темы и целей занятия.
- Дорогие, ребята!
Сегодня мы совершим необычное путешествие. Я
приглашаю вас в гости к …. Отгадайте, к кому?
Учитель читает загадку:
"Четыре раза в год они
Земли наряд меняют пёстрый.
Бегут, бегут за днями дни,
Приходят и уходят сёстры”. (Времена года.)
- Посмотрите, пожалуйста, на экран.
- Сколько всего времён года?
- Назовите их.
Учитель читает:
"Зима накопит нам воды,
Весна и вспашет, и посеет,
Чтоб лето принесло плоды,
А осень их собрать сумеет”.
2. Первая остановка – "Зима”.
- Приглашаю вас в гости к очень красивому
времени года, а какое это время года, догадайтесь
сами.
Учитель читает загадку:
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила, |
Кто, угадай-ка,
Седая хозяйка:
Тряхнёт перинки,
Над миром пушинки? (Зима). |
Выходит ученица в веночке на голове – "Зима” и
читает стихотворение:
Дел у меня немало –
Я белым одеялом
Всю землю укрываю, |
В лёд реки убираю,
Белю поля, дома
Зовут меня … (зима). |
- Какие изменения в природе происходят зимой?
Ученица - "Зима”: – Молодцы, ребята! Порадовали
меня своими ответами. А кто из вас знает
стихотворения о зиме?
(Дети читают стихи о зиме. Домашнее задание).
- А сейчас, ребята, поиграем в игру, чтобы не
замёрзнуть.
Физминутка.
Солнце землю греет слабо, (Руки вверх
вниз.)
По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в
стороны.)
Во дворе у снежной Бабы (Руки на пояс, поворот
вокруг себя.)
Побелел морковный нос. (Дети показывают нос.)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте.)
Вьюга злится,
Снег кружится, (Дети кружатся.) |
Заметает всё кругом
Белоснежным серебром, (Имитируют движения
руками.)
Я мороза не боюсь, (Шагают на месте.)
С ним я крепко подружусь. (Хлопают в ладоши.)
Подойдёт ко мне мороз, (Приседают.)Тронет руку,
тронет нос (Показывают руку, нос.)
Значит, надо не зевать, (Хлопают в ладоши.)
Прыгать, бегать и играть. (Прыжки на месте.) |
- Ребята, а у нас есть братья. Отгадайте, кто они?
(Читает загадку.)
Двенадцать братьев мчат вперёд,
Всегда вперёд, за годом год.
Но им друг друга не догнать,
Скажи, как братьев этих звать? (Месяцы года).
- Сколько месяцев в году?
- Сколько месяцев включают каждое время года?
- Назовите месяцы по порядку, начиная с января.
Ученица - "Зима”:
- А сейчас мои помощницы – Снежинки (девочки в
веночках на голове) загадают вам загадки:
Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его – всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт,
Мы встречаем Новый год. (Декабрь). |
После Брата Января
Служить очередь моя.
Помогают мне два друга:
Снежная метель да вьюга.
Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силён,
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это? (Февраль). |
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадёт
Не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это? (Январь).
3. Вторая остановка – "Весна”.
- Мы продолжаем, ребята, с вами путешествие.
Следующая остановка у …Отгадайте у кого?
Учитель читает загадку:
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт, –
В лесу подснежник расцветёт. |
Шагает красавица,
Легко земли касается.
Идёт на поле, на реку,
И по снежку, и по цветку. (Весна). |
Выходит ученица в веночке на голове – "Весна”
и читает стихотворение:
"Я раскрываю почки.
В зелёные листочки
Деревья одеваю. |
Посевы поливаю,
Движения полна
Зовут меня … (весна). |
- Многие писатели и поэты, композиторы
воспевали это время года. Послушаем, как
П.И. Чайковский выразил в музыке неповторимую
красоту природы. (Звучит музыка П. И. Чайковского "Март”, "Апрель”.)
- Какое чувство у вас возникло?
- Какие изменения происходят в природе с
приходом весны?
Ученица – "Весна”:
- А сейчас повторяйте за мной и выполняйте
движения:
От сосулек – звон, звон! (Хлопки на каждое
слово.)
Просыпайся – клён, клён! (Кисти рук опускаются
вверх – вниз.)
Растопился снег, снег. (Потираем одну ладошку о
другую.)
Ручейки – в бег, бег.(Волнообразные движения
руками.)
Гром шагает: топ, топ. (Топаем ногами.)
Почки слышно: хлоп, хлоп. (Хлопки на каждое слово.)
Ученица – "Весна”:
-Каких вы знаете птиц, которые прилетают к нам
весной?
-Мои помощники – птицы (мальчики в венках:
скворец, жаворонок, грач) загадают вам загадки.
Отгадайте и назовите весенние месяцы:
Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает? (Март.) |
Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл? (Апрель.) |
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это? ... (Май.)
Ученица - "Весна”:
- А сейчас вы, ребята, отправляетесь к моей
сестре …(читает загадку):
Солнце светит ярко:
И светло, и жарко,
А кругом трава, цветы,
Целый день броди, броди. (Лето.)
4. ретья остановка – "Лето”.
Выходит ученица – "Лето”. Читает
стихотворение – загадку:
Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою.
Я реки согреваю, |
"Купайтесь! – приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я …(лето). |
- Что вы можете рассказать о лете?
- А сейчас мои помощники – цветы поиграют с вами
в игру "Кто быстрее?”. (Девочка – Ромашка и
мальчик – Колокольчик в венках на голове раздают
каждому ученику, вырезанный из бумаги, цветок
(колокольчики – мальчикам, а ромашки – девочкам).
Ученица – "Лето”:
- По моей команде: "Лето!” все дети – цветы
строятся в две колонны: за мальчиком –
Колокольчиком и девочкой – Ромашкой. Кто
быстрее?
- Победила команда …. А сейчас, ребята, вы будете
работать в парах. Работа творческая. Задание
такое: вырезать из цветной бумаги цветы и листья
и выполнить аппликацию на цветном картоне на
тему "Летний луг”. У кого получится красивее?
- Но перед работой давайте повторим правила по
технике безопасности при работе с ножницами и
клеем, правила личной гигиены и правила дружной
работы. (Дети повторяют правила.)
Подведение итогов работы в виде выставки –
презентации (по желанию детей – они могут
рассказать стихотворения о лете.)
- А сейчас я загадаю вам загадки:
Тёплый, длинный – длинный день.
В полдень – крохотная тень.
Зацветает в воле колос,
Подаёт кузнечик голос,
Дозревает земляника.
Что за месяц, подскажи-ка? (Июнь.) |
Жаркий, знойный, душный день.
Даже куры ищут тень.
Началась косьба хлебов,
Время ягод и грибов.
Дни его – вершина лета.
Что, скажи, за месяц это? (Июль.) |
Листья клёна пожелтели,
В страны юга улетели
Быстрокрылые стрижи.
Что за месяц, подскажи! (Август.)
5. Четвёртая остановка – " Осень”. Учитель
читает загадку:
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья. (Осень.)
Выходит ученица – "Осень”. Читает
стихотворение – загадку:
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю, |
Деревья раздеваю.
Но не касаясь сосен
И ёлочек. Я … (осень.) |
- Какие изменения в природе происходят осенью?
- Не только поэты и композиторы в своих
произведениях восхищались красотой природы и
разными временами года, но и художники.
Посмотрите на репродукцию картины и скажите, кто
написал эту картину и как она называется? (Показ
репродукции картины И. И.Левитана "Золотая
осень”.)
- Рассмотрите внимательно репродукцию.
Правдиво ли И.Левитан изображает осень?
- Какие настроения, чувства вызывает у вас
картина И.Левитана?
- Почему?
- Картины каких художников, воспевающих красоту
времён года, вы ещё знаете?
Ученица – "Осень”:
- А сейчас поиграем в игру "Осень”.
(Ученики делятся на две команды: девочки,
мальчики. Ученица – " Осень” читает
стихотворение. По окончанию стихотворения
необходимо собрать рассыпанные по комнате
листья. Ученица – "Осень” словом "Дождь”
останавливает игру. Кто больше?)
Осенние денёчки.
В саду большие лужи.
Последние листочки
Холодный ветер кружит.
Вон листочки жёлтые,
Вон листочки красные.
Соберём в корзинку
Мы листочки разные!
Будет в комнате красиво,
Скажет мама нам – спасибо.
- Отгадайте мои загадки:
Опустел колхозный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришёл? (Сентябрь.) |
Всё мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился? (Октябрь.) |
Поле чёрно-белым стало:
Падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало –
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи?
(Ноябрь.)
6. Итоги занятия.
- А сейчас я прочитаю вам рассказ К.Д.Ушинского
"Четыре желания”.
(Учитель читает рассказ.)
Четыре желания.
Была зима. Митя катался на саночках с ледяной
горы, прибежал домой румяный и говорит отцу:
- Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё время
зима была.
Отец записал слова Мити в свою карманную
книжку.
Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми
бабочками, нарвал цветов, прибежал к отцу и
говорит:
- Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы
постоянно была весна.
Отец записал это желание Мити.
Настало лето. Митя с отцом отправились на
сенокос.
Весь день веселился мальчик: набрал грибов,
ягод, кувыркался в душистом сене, а вечером
сказал отцу:
- Я бы желал, чтобы лету конца не было.
Отец записал и эти слова Мити.
Наступила осень. В саду собирали плоды: румяные
яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и
говорил отцу:
- Осень лучше всех времён года!
Отец развернул свою записную книжку и показал
Мите, что он то же самое говорил о весне, зиме и
лете.
(К. Д. Ушинский.)
- Сколько времён года?
- Чем хороши осень, зима, весна, лето?
- Какое время года вам больше всего нравится?
- Почему?
Рисование.
- Нарисуйте любимое время года.
Выставка рисунков. |