Цели. Активизировать знания
учащихся о природе; способствовать развитию у
детей чувства товарищества, взаимного уважения,
учить их взаимопомощи.
Оборудование. Таблички с
названиями этапов, карточки с текстами, гербарий,
картинки с изображениями птиц, зверей, листы с
текстами задач.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Игра
проводится в лесопарке. Класс делится на команды.
Каждая из них выбирает капитана. У каждой команды
– маршрутный лист с указанием порядка прибытия
на этапы.
Маршруты составлены таким образом,
чтобы несколько команд не могли встретиться на
одном этапе.
Команда 1 |
Команда 2 |
Маршрут |
|
На каждом этапе дежурит
родитель с заданиями для команд.
На каждом этапе в маршрутный лист
команды выставляются баллы за ответ.
"Лесная грамматика" –
максимально 14 баллов, за каждую ошибку
отнимается 1 балл.
"Лесная аптека" – по 1 баллу за
каждое правильно определенное растение и 5
баллов за рассказ об его использовании в
медицине.
"Солнечная полянка" – по 5 баллов
за каждую исполненную песню.
«Фотоателье "Зоркий глаз"» – по 5
баллов за каждую узнанную птицу.
"Лесная математика" – по 1 баллу
за каждую решенную задачу.
"Справочное бюро" – по 1 баллу за
каждый вопрос и по 5 баллов за правильный ответ на
каждый вопрос.
"Хозяева леса" – максимально 5
баллов. |
По условию игры участники
передвигаются от одного этапа к другому только
командами. После прохождения всего маршрута
команды собираются для подведения окончательных
итогов.
Этап I.
"Лесная грамматика"
Для каждой команды заготовлена
карточка с печатным текстом и заданием: вставить
пропущенные буквы.
Карточка
яг...дная п..ляна
б...резовая рощ...
с...сновые ш...шки
к...дровые ...рехи |
мягкая тра...ка
ни...кая коч[?]ка
у...кая доро...ка |
|
Этап II. "Лесная аптека"
Дежурный раскладывает листы из
гербария. Дети должны узнать лекарственное
растение по его цветку или листу, рассказать об
использовании этого растения в народной
медицине.
Этап III. "Солнечная полянка"
Каждая команда должна вспомнить и
дружно исполнить песню, в которой упоминаются
какие-либо явления природы.
Этап IV. «Фотоателье "Зоркий
глаз"»
По описанию надо узнать птицу и найти
ее среди предложенных картинок.
Эти птицы ведут оседлый образ
жизни, лишь изредка совершая кочевки на близкие
расстояния. Гнезда строят в дуплах дятлов,
углублениях и щелях гнилых стволов и пней из
тонких веточек, сухих стебельков, трав, мха.
Внутри выстилают его конским волосом,
шерстинками, пуховыми перьями, паутиной.
Питаются личинками и взрослыми насекомыми,
семенами хвойных растений, разными плодами.
Любят несоленое сало.
Название птицы возникло, очевидно, в связи с
сине-голубой окраской части перьев. (Синица) |
Эта птица хорошо лазает по
деревьям. При этом она все время долбит кору в
поисках насекомых и их личинок. Сильный, прямой и
острый клюв не только разрушает кору, но и
разбивает древесину, делая в ней углубления.
Зимой птица питается семенами хвойных деревьев.
Птица имеет пеструю окраску из сочетания белых и
черных тонов, у самцов – красный затылок. (Дятел) |
Кормятся эти птицы семенами
ольхи, ясеня, клена, липы. В садах и парках поедают
древесные почки. Особенно привлекают их плоды
рябины.
Обладает ярким оперением: красным на груди и
серо-голубоватым на спине. Самки отличаются
более скромным серым оперением.
Эти птицы прилетают к нам в октябре на зимовку.
Отсюда, вероятно, и название. (Снегирь) |
Эти птицы общительные, селятся
колониями. Образуя стайки, легче замечают
опасность и скорее находят корм. Ведут оседлый
образ жизни, так как круглый год могут добывать
себе пропитание. В шумных драках самцы
оспаривают места для гнезд.
Окраска перьев этих птиц серо-коричневая со
светлыми полосками на крыльях. (Воробей) |
Этап V. "Лесная
математика"*
1. Продолжительность жизни ежа 10 лет,
а зайца на 2 года меньше. Чему равна
продолжительность жизни зайца?
2. Осина за день поглощает 66 л
воды, а береза 60 л. На сколько литров воды
больше ежедневно поглощает осина, чем береза?
3. Масса медвежонка 1 кг, а
взрослого медведя в 350 раз больше. Чему равна
масса взрослого медведя?
4. Кукушка за 1 час может съесть 100
гусениц. Сколько гусениц может уничтожить
кукушка за
2 часа?
5. Бурый медведь весит 350 кг, а
белый медведь на 150 кг тяжелее. Какова масса
белого медведя?
Этап VI. "Справочное бюро"
Дети должны придумать интересные
вопросы о жизни леса и его обитателях и ответить
на вопросы: как "залечить" рану на дереве?
Как поступить, если нашли раненого зверька?
Этап VII. Хозяева леса
Надо по изображению животного (лиса,
волк, белка, медведь – по выбору учителя) дать его
описание. |