Пятница, 22.11.2024, 11:51                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
ЧТЕНИЕ [139]
ПИСЬМО [38]
РУССКИЙ ЯЗЫК [109]
МАТЕМАТИКА [62]
ИСТОРИЯ РОССИИ [32]
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР [87]
ЭКОНОМИКА [14]
ИЗО [35]
ЭСТЕТИКА [41]
ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ [19]
КЛАССНЫЙ ЧАС [22]
ШКОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ [156]
ОБЖ [45]

Статистика

Онлайн всего: 19
Гостей: 19
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА » ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Удивительные растения
29.05.2012, 19:57

Цели. Дать детям сведения об интересных, удивительных растениях; открыть большие возможности для познавательной деятельности младших школьников; воспитывать у учеников трудолюбие, настойчивость, бережное отношение к природе.

Оборудование. Набор открыток "Удивительные растения"; гербарий; Н.Сладков "Планета чудес"; книга для чтения по ботанике (сост. Д.И. Трайдак); книга Горощенко "Природа и люди".

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель. Здравствуйте, дети! Сегодня я проведу не совсем обычный урок. Это урок внеклассного природоведения.
Велик растительный мир Земли: почти полмиллиона видов растений, разнообразных по размерам, внешнему виду и образу жизни, населяют нашу планету. Одни – гиганты, другие видны только при сильном увеличении, одни отличаются сложнейшим строением, другие просты и состоят всего лишь из одной клетки. Одни имеют роскошную окраску, другие бесцветны. Одни живут на суше, другие – обитатели водных просторов.
В этом необъятном многообразии земной флоры немало удивительных растений, которые, например, могут расти без почвы, могут питаться насекомыми и даже птицами, помогают человеку своими целебными свойствами.
О некоторых из таких, наиболее интересных, по моему мнению, представителях земной флоры я вам сегодня расскажу.

Первая группа растений, о которых я расскажу, – это эпифиты.
Что же это за растения? Может, кто-нибудь знает?

Это растения, которые растут не на почве, а где бы вы думали – на стволах и ветках деревьев. Обилие тепла и влаги, яркого солнца и постоянная температура тропиков создают исключительно благоприятные условия для растительного мира. Разрастаясь в высоту и ширину, тесно переплетаясь ветками, растения превращают лес в непроходимые джунгли, где даже в полдень царит полумрак.


Травянистым растениям в условиях сильного затенения трудно расти на земле – вот почему большинство из них селятся на деревьях. Эти растения не приносят вреда деревьям, так как питаются дождевой водой и смываемыми ею с веток и стволов органическими соединениями.

Среди таких растений – семейство бромелиевых. У растений длинные листья, собранные в пышные розетки, яркие цветы. В основном они растут на деревьях, и лишь немногие из них растут на земле, например, ананас.
Среди эпифитов самые красивые – орхидеи.

Учитель показывает иллюстрацию.

Эти изысканные, подчас фантастических форм и окрасок цветы не имеют себе равных. Срезанные и поставленные в воду орхидеи не увядают удивительно долго. Поэтому после открытия Южной Америки на поиски этих чудо-цветов стали снаряжаться целые экспедиции, был создан специальный промысел охотников за орхидеями.

Найти и сохранить орхидеи было делом нелегким, так как живут эти цветы в самой чаще тропических лесов и на самых верхушках деревьев, где охотников подстерегают ядовитые змеи и насекомые. Вот почему за орхидеи на европейском рынке платили баснословные деньги. Интересно, что нектар у этих цветов спрятан глубоко внутри чашечки и труднодоступен насекомым, поэтому их основной опылитель крошечная птичка с длинным, узким клювом – колибри.

А в Австралии есть цветы, похожие на орхидеи, которые растут под землей. Один фермер обнаружил на глубине 30 сантиметров цветы на горизонтальном корневище – плотные белые стебли, заканчивающиеся большими бутонами, похожими на орхидеи. Они цветут и дают семена в полной темноте. Возможно, пыльцу приносят червяки.
Эти цветы способны изменять свой цвет от светло-розового до фиолетового. До 1928 года они были неизвестны науке.

Вторую группу растений можно назвать "растения с экзотическими плодами". Вы знаете, что у многих деревьев созревают различные плоды. Эти плоды разнообразны по форме, размеру, вкусу, составу. Некоторые плоды называют сказочными. Например, сказочным плодом считали в ХVI веке чудесные зерна какао.
Древние дюди приписывали какао божественное происхождение, а зерна использовали вместо денег. Приготовляли из этих зерен и популярный напиток чоколать – горькая вода.
Плоды растут прямо на стволе, их называют "какахуатль" – отсюда, видимо, и пошло название напитка – какао.

Настоящее сокровище для жителей Океании – хлебное дерево. Его плоды весом более 20 кг заменяют местным жителям хлеб. Эти плоды едят сырыми, вареными, но чаще сбраживают, пекут и получают хлеб, который по вкусу напоминает наш.
Дерево дает плоды ежегодно в течение 70 лет.
Из луба дерева изготавливают ткани; из листьев – бумагу, шляпы; из корней – лекарства; из коры – краску.

В ХVI веке испанские завоеватели на территории Панамы увидели дерево с висящими связками желто-зеленых плодов, которые напоминали дыни не только по внешнему виду, но и на вкус. Дерево это назвали дынным, его плоды восстанавливают силы измученных болезнью людей, местное население называет это дерево "будь здоров".

Третью группу растений можно назвать легендарными.
С давних времен люди слагали легенды о чудесных растениях – гвоздике, фиалке, о прекрасном нарциссе было создано немало мифов в Древней Греции. Согласно легенде, нарцисс считается цветком смерти, печали.

У славян легендарным растением был папоротник – ему приписывали колдовскую силу. Считалось, что папоротник расцветает только раз в году в ночь на 24 июня, накануне праздника Ивана Купалы. В эту таинственную ночь устраивались гуляния, хороводы, прыгали через костры и ходили искать "огненный папоротников цветок", открывающий клады.
Много преданий породил и могучий дуб. Славяне верили, что это дерево священное, обладающее чудодейственной силой. Изображения бога Перуна вырубались только из дуба. Ветка дуба олицетворяла могущество, силу и долголетие.

Учитель показывает гербарий: фиалка, папоротник, дуб.

– Вы знаете, существуют такие растения, которые названы хищными.

Их довольно много, около 500 видов. Хищное растение наших лесов – росянка.

На почвах, бедных минеральными солями, встречаются растения, относящиеся к группе хищных. Хищными они названы потому, что эти недостающие для них в почве питательные вещества приспособились получать из насекомых, которых они ловят с помощью особых устройств. Так, у росянки, встречающейся в средней полосе Европы по берегам ручьев и на болотах, листочки усажены красноватыми волосками с прозрачными капельками липкой жидкости. Когда насекомое садится на блестящую капельку росы, волоски изгибаются к добыче, обволакивают ее пищеварительной слизью, край листочка заворачивается и поглощает жертву.

У растений рода непентес черешок листа на конце разрастается в яркий "кувшинчик", выделяющий ароматный нектар. Насекомое садится на край кувшинчика, покрытого восковым налетом, соскальзывает внутрь и тонет в пищеварительном соке. Растут непентесы в Тропической Азии.

Некоторые растения можно назвать красильными.

Растительные краски были одними из первых, которые начал применять человек, украшая себя, свое оружие, жилище и одежду. Сначала это были ярко окрашенные соки лепестков, листьев, плодов, затем люди научились специально приготовлять красители из растений. Так, при раскопках египетских пирамид найдены ткани, окрашенные индиго – краской синего цвета, которую получали из листьев индигоносных растений. Индиго широко применяли в Китае, Индии, Персии.

В России привозными красками пользовались редко. Крестьяне изготавливали их из растений, которые росли рядом: на огороде, в саду, в лесу. Синюю краску, например, добывали из корня горца красильного, а желтую – из корней щавеля конского. Вишневый цвет давал лишайник стенная золотянка, а с помощью сухих ягод ежевики и черники окрашивали ткани в фиолетовые тона. Со временем краскоделы научились из одного и того же растения изготавливать краски различных цветов, например из зверобоя – красную, желтую и оранжевую, а из манжетки – желтую, зеленую и черную.

– А как вы думаете, какой самый большой цветок в мире?
Это цветок, растущий в тропических лесах острова Суматра, раффлезия Арнольди.

Учитель показывает иллюстрацию.

– Это растение растет как паразит. Оно поселяется на лиане, не имеет ни листьев, ни стебля и состоит только из одного громадного цветка да корней, присасывающихся к корням хозяина.
Его невозможно пройти не заметив. Оно дает знать о себе отвратительным запахом гнилого мяса. Этим запахом растение притягивает опылителей – мух и жуков, питающихся падалью.
Диаметр цветка – 1 м, он имеет 5 толстых лепестков красного цвета с пятнами более бледного оттенка. А вот семена у него очень маленькие.

А теперь давайте послушаем ваши рассказы.

Ученик.  Можно выделить еще несколько групп растений, которые условно назовем: древнейшие, лекарственные, растения-переселенцы, тонизирующие, пряные, фитонцидные, медоносы, суккуленты, засухоустойчивые, паразитирующие, высокогорные, ядовитые и волокнистые.

О растениях рассказывают подготовленные ученики.

Древнейшие

Среди существующих на Земле растений древнейшие – сине-зеленые водоросли. Их возраст – около 3 млрд. лет. Водоросли живут в воде и содержат в своих клетках хлорофилл, размеры некоторых из этих растений достигают 50 м в длину, есть и совсем крошечные – 1 мм.
Водоросли саргассумы живут в Саргассовом море и часто образуют целые подводные заросли. Жители прибрежных районов с древних времен употребляют водоросли в пищу, потому что они дают необходимый организму йод.

Тонизирующие растения


Растений с тонизирующими свойствами много, но лишь чай и кофе получили широкое распространение. Первыми стали заваривать и пить настой из листьев чайного дерева древние китайцы почти 5 тыс. лет назад. "Молодой чайный листочек" по-китайски звучит "тцай-йе". Чай был весьма оценен русскими людьми. В старину говорили: "Чай усиливает дух, смягчает сердце, удаляет усталость, пробуждает мысль".

Лекарственные растения

 Лечебные свойства растений известны человеку издавна. Тайной целебных трав владели в Древнем Египте, Индии, Китае, на Руси.
Известно более 12 тысяч видов лекарственных растений. Одним из наиболее ценных является женьшень, используемый в восточной медицине уже около 4 тысяч лет. Считается, что корень, имеющий форму фигурки человека, обладает наибольшей силой, продлевает жизнь.

Растения-переселенцы

После открытия Америки в Европу стали проникать различные диковинные растения, в том числе съедобные. Путь признания некоторых из них был долгим и трудным. Картофель, например, в Европе называли земляными яблоками, и успеха он не имел, несмотря на приказы королей употреблять его в пищу. Не сразу было оценено и растение "томатль", прибывшее из Перу. Сначала томат разводили лишь как декоративное растение, плоды его считались ядовитыми. Первыми стали есть итальянцы и за отменный вкус назвали их "помидоRро" – золотое яблоко. В России помидоры начали выращивать в конце ХVIII века.
При Петре I к нам был завезен "солнечный" цветок (подсолнечник) из Северной Америки. Долгое время его выращивали лишь для красоты, и только в ХIХ веке люди поняли, что главная ценность подсолнечника – в семенах.

Пряные растения

Пряности – это листья, плоды, кора, семена или корни растений, обладающие ароматом или особым жгучим вкусом. Со времен глубокой древности известны как приправы лук, чеснок, тмин, лавровый лист и др. Особенно высоко ценились восточные пряности. Их везли через моря и океаны, путь был долгим и опасным, поэтому и стоили пряности дорого, на вес золота.

Фитонцидные растения

Люди с давних пор заметили, что соседство одного растения влияет на урожай другого. Лук, посаженный рядом с картофелем, спасает его от грибковых заболеваний.
Лук выделяет летучие вещества – фитонциды, убивающие микроорганизмы и некоторые возбудители болезней человека. Недаром на Руси говорили: "Лук – от семи недуг".
Лук, чеснок, ель, эвкалипт – фитонцидные растения. Недаром в хвойном лесу в 2 раза меньше бактерий, чем в лиственном.

Медоносные растения

Окраска цветов, их запах и нектар привлекают насекомых. Пчелы перерабатывают собранный нектар в мед. Мед был известен уже около 6 тыс. лет назад в Древнем Египте. В нашей стране известно более 1000 видов медоносных растений, но лучшим из них считается липа. Один гектар липовых деревьев выделяет почти 1500 кг нектара.
Хороший медонос – гречиха. На одном стебле у нее около 50 цветков, и пчелы летают над гречичным полем почти месяц. Гречиха, липа, кипрей, медуница, ива, вереск – все это медоносы.

Суккуленты

Суккуленты – это растения с мясистыми листьями, которые могут накапливать влагу и долгое время оставаться без воды. Живут такие растения, как правило, в пустынях Африки и Америки, а также в Мексике, Чили, Аргентине. Наиболее многочисленные из суккулентов – кактусы. Они бывают самых причудливых форм и расцветок. Одни напоминают канделябры, другие похожи на звезды, третьи – на колючих круглых ежей. Некоторые виды кактусов достигают в высоту 20 метров и накапливают в стеблях до 2000 литров воды.

Засухоустойчивые растения

Ранней весной после первых дождей пустыни умеренной зоны покрываются зеленым ковром растений. Пока почва влажная, растения успевают вырасти, зацвести и дать плоды. С наступлением летней жары большинство растений гибнет, выживают лишь засухоустойчивые. У растений пустыни для уменьшения испарений вместо листьев растут колючки, и корни не пересыхают благодаря клейким выделениям, на которые налипают песчинки.

Растения-индикаторы

С помощью растений можно определить время дня, сторону света, предсказать перемену погоды. Растения реагируют на колебания температуры и влажности в атмосфере. Некоторые, чтобы уберечь пыльцу от непогоды, закрывают перед дождем свои венчики.
Травка мокрица, например, относится к растениям-барометрам; если до 9 ч утра не откроются венчики ее цветов – значит, пойдет дождь. Заметили люди и то, что некоторые растения растут лишь на определенных почвах, что помогает находить полезные ископаемые.

Паразитирующие растения

Существуют растения, которые поселяются на других растениях и полностью питаются за их счет, например заразиха.

Наивысшего уровня достигла раффлезия с острова Ява. Она представляет собой огромный мясистый, красно-бурый цветок с гнилостным запахом. У нее нет ни своего стебля, ни листьев – она полностью врастает в растение-хозяина, за счет которого существует.

Высокогорные растения

Высоко в горах воздух сильно разрежен, атмосферное давление и температура низкие. Здесь происходит резкая смена тепла и холода, сухости и влажности. Но в процессе длительной эволюции некоторые растения приспособились жить и в этих суровых условиях. У самого края снежных вершин на почве, постоянно увлажняемой талой снеговой водой, цветут золотистые маки и ярко-синие горечавки, нежно-сиреневые сольданеллы и белоснежные эдельвейсы. Все высокогорные растения низкорослые.
Для защиты от испарения многие высокогорные растения имеют плотные кожистые или густо опушенные листья, например, эдельвейсы и маки.

Ядовитые растения

На Земле известно около 10 тысяч видов ядовитых растений. Большинство из них растут в тропических странах, где местные жители с давних времен использовали сок этих растений для приготовления "стрельного" яда. Ядом они смазывали стрелы и копья, когда охотились на крупного зверя или оборонялись от врагов. Туземцы Африки делали яд из некоторых видов строфанта, а южноамериканские индейцы – из стрихноса и хондродендрона. Яд индейцев кураре европейцы, вступившие на американский континент, называли беззвучной смертью: одна отравленная стрела мгновенно могла убить самое сильное животное, например ягуара.
Страшна сила этого растительного яда, но человеку удалось выявить и его целебные свойства. Поэтому с давних пор некоторые ядовитые растения применялись в народной медицине.

Волокнистые растения

Волокнистым растениям человек обязан одним из замечательных своих открытий – изобретением ткачества. Возможно, первым таким растением был лен. Археологические раскопки показывают, что люди каменного века были знакомы с его возделыванием и что в Египте, Сирии, Палестине изготавливали ткани из льняных волокон за 5–3 тысячи лет до нашей эры.
Древнейшей прядильной культурой является также хлопчатник. Его начали возделывать в Южной Азии, Африке и Центральной Америке за 3–2 тысячи лет до нашей эры. Особенно высоким искусством изготовления тканей из хлопкового волокна славились индийские мастера. Их ткани, изумительно тонкие и красивые, настолько ценились в Европе, что даже английская королева выходила на торжественные приемы в наряде из индийского ситца. Сегодня хлопчатник дает больше половины всего растительного волокна, его заслуженно называют белым золотом.

II. Итог внеклассного урока

У. О каких растениях вы сегодня узнали? Что вам запомнилось больше всего?

Выслушиваются ответы учеников.

Категория: ОКРУЖАЮЩИЙ МИР | Добавил: admin | Теги: открытый урок, конспекты уроков в начальной школе, методическая страничка, учителю начальных кл, поурочные планы уроков, начальные классы, иду на урок
Просмотров: 3067 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru