Цели. Дать детям сведения об
интересных, удивительных растениях; открыть
большие возможности для познавательной
деятельности младших школьников; воспитывать у
учеников трудолюбие, настойчивость, бережное
отношение к природе.
Оборудование. Набор открыток
"Удивительные растения"; гербарий; Н.Сладков
"Планета чудес"; книга для чтения по
ботанике (сост. Д.И. Трайдак); книга Горощенко
"Природа и люди".
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учитель. Здравствуйте, дети!
Сегодня я проведу не совсем обычный урок. Это
урок внеклассного природоведения.
Велик растительный мир Земли: почти полмиллиона
видов растений, разнообразных по размерам,
внешнему виду и образу жизни, населяют нашу
планету. Одни – гиганты, другие видны только при
сильном увеличении, одни отличаются сложнейшим
строением, другие просты и состоят всего лишь из
одной клетки. Одни имеют роскошную окраску,
другие бесцветны. Одни живут на суше, другие –
обитатели водных просторов.
В этом необъятном многообразии земной флоры
немало удивительных растений, которые, например,
могут расти без почвы, могут питаться насекомыми
и даже птицами, помогают человеку своими
целебными свойствами.
О некоторых из таких, наиболее интересных, по
моему мнению, представителях земной флоры я вам
сегодня расскажу.
Первая группа растений, о которых я
расскажу, – это эпифиты.
Что же это за растения? Может, кто-нибудь знает?
Это растения, которые растут не на
почве, а где бы вы думали – на стволах и ветках
деревьев. Обилие тепла и влаги, яркого солнца и
постоянная температура тропиков создают
исключительно благоприятные условия для
растительного мира. Разрастаясь в высоту и
ширину, тесно переплетаясь ветками, растения
превращают лес в непроходимые джунгли, где даже в
полдень царит полумрак.
Травянистым растениям в условиях
сильного затенения трудно расти на земле – вот
почему большинство из них селятся на деревьях.
Эти растения не приносят вреда деревьям, так как
питаются дождевой водой и смываемыми ею с веток и
стволов органическими соединениями.
Среди таких растений – семейство бромелиевых.
У растений длинные листья, собранные в пышные
розетки, яркие цветы. В основном они растут на
деревьях, и лишь немногие из них растут на земле,
например, ананас.
Среди эпифитов самые красивые – орхидеи.
Учитель показывает иллюстрацию.
Эти изысканные, подчас фантастических
форм и окрасок цветы не имеют себе равных.
Срезанные и поставленные в воду орхидеи не
увядают удивительно долго. Поэтому после
открытия Южной Америки на поиски этих
чудо-цветов стали снаряжаться целые экспедиции,
был создан специальный промысел охотников за
орхидеями.
Найти и сохранить орхидеи было делом
нелегким, так как живут эти цветы в самой чаще
тропических лесов и на самых верхушках деревьев,
где охотников подстерегают ядовитые змеи и
насекомые. Вот почему за орхидеи на европейском
рынке платили баснословные деньги. Интересно,
что нектар у этих цветов спрятан глубоко внутри
чашечки и труднодоступен насекомым, поэтому их
основной опылитель крошечная птичка с длинным,
узким клювом – колибри.
А в Австралии есть цветы, похожие на
орхидеи, которые растут под землей. Один фермер
обнаружил на глубине 30 сантиметров цветы на
горизонтальном корневище – плотные белые
стебли, заканчивающиеся большими бутонами,
похожими на орхидеи. Они цветут и дают семена в
полной темноте. Возможно, пыльцу приносят
червяки.
Эти цветы способны изменять свой цвет от
светло-розового до фиолетового. До 1928 года они
были неизвестны науке.
Вторую группу растений можно назвать
"растения с экзотическими плодами". Вы
знаете, что у многих деревьев созревают
различные плоды. Эти плоды разнообразны по форме,
размеру, вкусу, составу. Некоторые плоды называют
сказочными. Например, сказочным плодом считали в
ХVI веке чудесные зерна какао.
Древние дюди приписывали какао божественное
происхождение, а зерна использовали вместо
денег. Приготовляли из этих зерен и популярный
напиток чоколать – горькая вода.
Плоды растут прямо на стволе, их называют
"какахуатль" – отсюда, видимо, и пошло
название напитка – какао.
Настоящее сокровище для жителей
Океании – хлебное дерево. Его плоды весом
более 20 кг заменяют местным жителям хлеб. Эти
плоды едят сырыми, вареными, но чаще сбраживают,
пекут и получают хлеб, который по вкусу
напоминает наш.
Дерево дает плоды ежегодно в течение 70 лет.
Из луба дерева изготавливают ткани; из листьев –
бумагу, шляпы; из корней – лекарства; из коры –
краску.
В ХVI веке испанские завоеватели на
территории Панамы увидели дерево с висящими
связками желто-зеленых плодов, которые
напоминали дыни не только по внешнему виду, но и
на вкус. Дерево это назвали дынным, его
плоды восстанавливают силы измученных болезнью
людей, местное население называет это дерево
"будь здоров".
Третью группу растений можно назвать
легендарными.
С давних времен люди слагали легенды о чудесных
растениях – гвоздике, фиалке, о прекрасном
нарциссе было создано немало мифов в Древней
Греции. Согласно легенде, нарцисс считается
цветком смерти, печали.
У славян легендарным растением был
папоротник – ему приписывали колдовскую силу.
Считалось, что папоротник расцветает только раз
в году в ночь на 24 июня, накануне праздника Ивана
Купалы. В эту таинственную ночь устраивались
гуляния, хороводы, прыгали через костры и ходили
искать "огненный папоротников цветок",
открывающий клады.
Много преданий породил и могучий дуб. Славяне
верили, что это дерево священное, обладающее
чудодейственной силой. Изображения бога Перуна
вырубались только из дуба. Ветка дуба
олицетворяла могущество, силу и долголетие.
Учитель показывает гербарий: фиалка,
папоротник, дуб.
– Вы знаете, существуют такие
растения, которые названы хищными.
Их довольно много, около 500 видов.
Хищное растение наших лесов – росянка.
На почвах, бедных минеральными солями,
встречаются растения, относящиеся к группе
хищных. Хищными они названы потому, что эти
недостающие для них в почве питательные вещества
приспособились получать из насекомых, которых
они ловят с помощью особых устройств. Так, у
росянки, встречающейся в средней полосе Европы
по берегам ручьев и на болотах, листочки усажены
красноватыми волосками с прозрачными капельками
липкой жидкости. Когда насекомое садится на
блестящую капельку росы, волоски изгибаются к
добыче, обволакивают ее пищеварительной слизью,
край листочка заворачивается и поглощает жертву.
У растений рода непентес
черешок листа на конце разрастается в яркий
"кувшинчик", выделяющий ароматный нектар.
Насекомое садится на край кувшинчика, покрытого
восковым налетом, соскальзывает внутрь и тонет в
пищеварительном соке. Растут непентесы в
Тропической Азии.
Некоторые растения можно назвать
красильными.
Растительные краски были одними из первых,
которые начал применять человек, украшая себя,
свое оружие, жилище и одежду. Сначала это были
ярко окрашенные соки лепестков, листьев, плодов,
затем люди научились специально приготовлять
красители из растений. Так, при раскопках
египетских пирамид найдены ткани, окрашенные
индиго – краской синего цвета, которую получали
из листьев индигоносных растений. Индиго широко
применяли в Китае, Индии, Персии.
В России привозными красками
пользовались редко. Крестьяне изготавливали их
из растений, которые росли рядом: на огороде, в
саду, в лесу. Синюю краску, например, добывали из
корня горца красильного, а желтую – из корней
щавеля конского. Вишневый цвет давал лишайник
стенная золотянка, а с помощью сухих ягод ежевики
и черники окрашивали ткани в фиолетовые тона. Со
временем краскоделы научились из одного и того
же растения изготавливать краски различных
цветов, например из зверобоя – красную, желтую и
оранжевую, а из манжетки – желтую, зеленую и
черную.
– А как вы думаете, какой самый
большой цветок в мире?
Это цветок, растущий в тропических лесах острова
Суматра, раффлезия Арнольди.
Учитель показывает иллюстрацию.
– Это растение растет как паразит.
Оно поселяется на лиане, не имеет ни листьев, ни
стебля и состоит только из одного громадного
цветка да корней, присасывающихся к корням
хозяина.
Его невозможно пройти не заметив. Оно дает знать
о себе отвратительным запахом гнилого мяса. Этим
запахом растение притягивает опылителей – мух и
жуков, питающихся падалью.
Диаметр цветка – 1 м, он имеет 5 толстых
лепестков красного цвета с пятнами более
бледного оттенка. А вот семена у него очень
маленькие.
А теперь давайте послушаем ваши
рассказы.
Ученик. Можно выделить еще
несколько групп растений, которые условно
назовем: древнейшие, лекарственные,
растения-переселенцы, тонизирующие, пряные,
фитонцидные, медоносы, суккуленты,
засухоустойчивые, паразитирующие, высокогорные,
ядовитые и волокнистые.
О растениях рассказывают
подготовленные ученики.
Древнейшие
Среди
существующих на Земле растений древнейшие –
сине-зеленые водоросли. Их возраст – около 3 млрд.
лет. Водоросли живут в воде и содержат в своих
клетках хлорофилл, размеры некоторых из этих
растений достигают 50 м в длину, есть и совсем
крошечные – 1 мм.
Водоросли саргассумы живут в Саргассовом море и
часто образуют целые подводные заросли. Жители
прибрежных районов с древних времен употребляют
водоросли в пищу, потому что они дают необходимый
организму йод. |
Тонизирующие растения
Растений с тонизирующими свойствами много, но
лишь чай и кофе получили широкое
распространение. Первыми стали заваривать и пить
настой из листьев чайного дерева древние китайцы
почти 5 тыс. лет назад. "Молодой чайный
листочек" по-китайски звучит "тцай-йе".
Чай был весьма оценен русскими людьми. В старину
говорили: "Чай усиливает дух, смягчает сердце,
удаляет усталость, пробуждает мысль". |
Лекарственные растения
Лечебные свойства растений известны
человеку издавна. Тайной целебных трав владели в
Древнем Египте, Индии, Китае, на Руси.
Известно более 12 тысяч видов лекарственных
растений. Одним из наиболее ценных является
женьшень, используемый в восточной медицине уже
около 4 тысяч лет. Считается, что корень,
имеющий форму фигурки человека, обладает
наибольшей силой, продлевает жизнь. |
Растения-переселенцы
После
открытия Америки в Европу стали проникать
различные диковинные растения, в том числе
съедобные. Путь признания некоторых из них был
долгим и трудным. Картофель, например, в Европе
называли земляными яблоками, и успеха он не имел,
несмотря на приказы королей употреблять его в
пищу. Не сразу было оценено и растение
"томатль", прибывшее из Перу. Сначала томат
разводили лишь как декоративное растение, плоды
его считались ядовитыми. Первыми стали есть
итальянцы и за отменный вкус назвали их
"помидоRро" – золотое яблоко. В России
помидоры начали выращивать в конце ХVIII века.
При Петре I к нам был завезен "солнечный"
цветок (подсолнечник) из Северной Америки. Долгое
время его выращивали лишь для красоты, и только в
ХIХ веке люди поняли, что главная ценность
подсолнечника – в семенах. |
Пряные растения
Пряности – это листья, плоды, кора, семена или
корни растений, обладающие ароматом или особым
жгучим вкусом. Со времен глубокой древности
известны как приправы лук, чеснок, тмин, лавровый
лист и др. Особенно высоко ценились восточные
пряности. Их везли через моря и океаны, путь был
долгим и опасным, поэтому и стоили пряности
дорого, на вес золота. |
Фитонцидные растения
Люди с давних пор заметили, что
соседство одного растения влияет на урожай
другого. Лук, посаженный рядом с картофелем,
спасает его от грибковых заболеваний.
Лук выделяет летучие вещества – фитонциды,
убивающие микроорганизмы и некоторые
возбудители болезней человека. Недаром на Руси
говорили: "Лук – от семи недуг".
Лук, чеснок, ель, эвкалипт – фитонцидные
растения. Недаром в хвойном лесу в 2 раза меньше
бактерий, чем в лиственном. |
Медоносные растения
Окраска цветов, их запах и нектар
привлекают насекомых. Пчелы перерабатывают
собранный нектар в мед. Мед был известен уже
около 6 тыс. лет назад в Древнем Египте. В нашей
стране известно более 1000 видов медоносных
растений, но лучшим из них считается липа. Один
гектар липовых деревьев выделяет почти 1500 кг
нектара.
Хороший медонос – гречиха. На одном стебле у нее
около 50 цветков, и пчелы летают над гречичным
полем почти месяц. Гречиха, липа, кипрей,
медуница, ива, вереск – все это медоносы. |
Суккуленты
Суккуленты – это растения с мясистыми
листьями, которые могут накапливать влагу и
долгое время оставаться без воды. Живут такие
растения, как правило, в пустынях Африки и
Америки, а также в Мексике, Чили, Аргентине.
Наиболее многочисленные из суккулентов –
кактусы. Они бывают самых причудливых форм и
расцветок. Одни напоминают канделябры, другие
похожи на звезды, третьи – на колючих круглых
ежей. Некоторые виды кактусов достигают в высоту
20 метров и накапливают в стеблях до 2000 литров
воды. |
Засухоустойчивые растения
Ранней весной после первых дождей пустыни
умеренной зоны покрываются зеленым ковром
растений. Пока почва влажная, растения успевают
вырасти, зацвести и дать плоды. С наступлением
летней жары большинство растений гибнет,
выживают лишь засухоустойчивые. У растений
пустыни для уменьшения испарений вместо листьев
растут колючки, и корни не пересыхают благодаря
клейким выделениям, на которые налипают
песчинки. |
Растения-индикаторы
С помощью растений можно определить
время дня, сторону света, предсказать перемену
погоды. Растения реагируют на колебания
температуры и влажности в атмосфере. Некоторые,
чтобы уберечь пыльцу от непогоды, закрывают
перед дождем свои венчики.
Травка мокрица, например, относится к
растениям-барометрам; если до 9 ч утра не
откроются венчики ее цветов – значит, пойдет
дождь. Заметили люди и то, что некоторые растения
растут лишь на определенных почвах, что помогает
находить полезные ископаемые. |
Паразитирующие растения
Существуют растения, которые
поселяются на других растениях и полностью
питаются за их счет, например заразиха.
Наивысшего уровня достигла раффлезия с острова
Ява. Она представляет собой огромный мясистый,
красно-бурый цветок с гнилостным запахом. У нее
нет ни своего стебля, ни листьев – она полностью
врастает в растение-хозяина, за счет которого
существует. |
Высокогорные растения
Высоко в горах воздух сильно разрежен,
атмосферное давление и температура низкие. Здесь
происходит резкая смена тепла и холода, сухости и
влажности. Но в процессе длительной эволюции
некоторые растения приспособились жить и в этих
суровых условиях. У самого края снежных вершин на
почве, постоянно увлажняемой талой снеговой
водой, цветут золотистые маки и ярко-синие
горечавки, нежно-сиреневые сольданеллы и
белоснежные эдельвейсы. Все высокогорные
растения низкорослые.
Для защиты от испарения многие высокогорные
растения имеют плотные кожистые или густо
опушенные листья, например, эдельвейсы и маки. |
Ядовитые растения
На
Земле известно около 10 тысяч видов ядовитых
растений. Большинство из них растут в
тропических странах, где местные жители с давних
времен использовали сок этих растений для
приготовления "стрельного" яда. Ядом они
смазывали стрелы и копья, когда охотились на
крупного зверя или оборонялись от врагов.
Туземцы Африки делали яд из некоторых видов
строфанта, а южноамериканские индейцы – из
стрихноса и хондродендрона. Яд индейцев кураре
европейцы, вступившие на американский континент,
называли беззвучной смертью: одна отравленная
стрела мгновенно могла убить самое сильное
животное, например ягуара.
Страшна сила этого растительного яда, но
человеку удалось выявить и его целебные
свойства. Поэтому с давних пор некоторые
ядовитые растения применялись в народной
медицине. |
Волокнистые растения
Волокнистым
растениям человек обязан одним из замечательных
своих открытий – изобретением ткачества.
Возможно, первым таким растением был лен.
Археологические раскопки показывают, что люди
каменного века были знакомы с его возделыванием
и что в Египте, Сирии, Палестине изготавливали
ткани из льняных волокон за 5–3 тысячи лет до
нашей эры.
Древнейшей прядильной культурой является также
хлопчатник. Его начали возделывать в Южной Азии,
Африке и Центральной Америке за 3–2 тысячи лет до
нашей эры. Особенно высоким искусством
изготовления тканей из хлопкового волокна
славились индийские мастера. Их ткани,
изумительно тонкие и красивые, настолько
ценились в Европе, что даже английская королева
выходила на торжественные приемы в наряде из
индийского ситца. Сегодня хлопчатник дает больше
половины всего растительного волокна, его
заслуженно называют белым золотом. |
II. Итог внеклассного урока
У. О каких растениях вы сегодня
узнали? Что вам запомнилось больше всего?
Выслушиваются ответы учеников. |