Цель. Проверить знания учащихся по
теме «Природные зоны нашей страны».
ХОД ВИКТОРИНЫ
Ведущий. Ребята! В этом учебном
году вы много путешествовали: побывали в мире
слов, совершали походы в математические леса, где
учились справляться с труднейшими
математическими заданиями.
Сегодня нам предстоит совершить еще
одно увлекательное путешествие – по природным
зонам нашей Родины.
В пути мы с вами узнаем много
интересного о природе, растительном и животном
мире нашей страны.
Учитель разбивает класс на три
команды.
Конкурс 1. Приветствие команд
Каждая команда представляет свои
эмблему, девиз, название, которые они приготовили
заранее. Конкурс оценивается по пятибалльной
системе.
Конкурс 2. Разминка
Ведущий. Какие предметы должен
иметь при себе путешественник, отправляясь в
поход?
Дети. Компас, карту, воду, палатку...
За каждый правильный ответ команда
получает один балл.
Ведущий. Итак, мы видим, что команды
к путешествию готовы. Сейчас вы должны
определить, какая команда из какой природной
зоны начнет свое путешествие.
Конкурс 3. Определить природную зону
Каждая команда получает конверт, в
котором лежит карточка с описанием определенной
природной зоны.
Ведущий. Зачитайте текст и узнайте
по описанию, о какой природной зоне идет речь.
За правильный ответ команда получает
один балл.
Карточка 1
До самого горизонта расстилалась
холмистая равнина, покрытая снегом. На ней не
было видно ни деревца, ни кустика. Тишина и
безлюдье кругом. Лишь вдали виднелось стадо
оленей да снег скрипел под полозьями нарт. (Тундра)
Карточка 2
С приближением лета с каждым днем
становится все жарче. Лучи горячего солнца
выпивают последнюю воду из почвы и растений. Вот
проносится горячий суховей. И нет уже цветов, нет
яркой травы – пожелтела, выгорела, будто огонь
спалил ее: остались только травы с узкими
листьями. (Степь)
Карточка 3
Солнце печет немилосердно. С вершины
бархана, на котором мы стоим, во все стороны видны
только одни сыпучие пески. Кажется, что нас
окружают высокие волны внезапно застывшего моря.
Правда, вдалеке, у горизонта, очертания барханов
расплываются в горячем воздухе. (Пустыня)
Ведущий. Продолжим путешествие.
Конкурс 4. Установи соответствие
Каждой команде вручается конверт с
разрезанной на части таблицей «Природные зоны».
Команда должна выбрать только то, что относится к
заданной природной зоне.
Команда 1 – Крайний Север.
Команда 2 – Тундра.
Команда 3 – Лесная зона.
За правильный ответ команда получает
пять баллов; за 1 ошибку – 4 балла; 2 ошибки – 3
балла; 3 ошибки – 2 балла; 4 ошибки – 1 балл; 5
ошибок – 0 баллов. (См. таблицу)
Таблица «Природные зоны»
Конкурс 5. Музыкальный
Ведущий. А сейчас – небольшой
привал. Путешественники должны не только уметь
ориентироваться в природе, но и уметь правильно
отдыхать, петь песни.
Каждая команда приготовила по одной
песне о природе. За ее исполнение команды
получают по одному баллу.
– Но путешественники должны также
знать, как вести себя в общении с природой, чтобы
не нанести ей вред. Сейчас мы узнаем, какие
правила поведения в природе знают наши игроки.
Дети. Нельзя оставлять после себя
мусор.
– Все банки и бутылки надо выбрасывать в
специально отведенные места, не оставлять в
природе.
– Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников.
– Нельзя разорять птичьи гнезда.
– Птицам можно оставить крошки хлеба.
Конкурс 6. Конкурс капитанов
Ведущий. А сейчас мы проверим,
насколько хорошо капитаны команд знают животный
мир различных природных зон.
Каждому капитану выдается рисунок
зверя, обитающего в одной из природных зон.
– Расскажите о животном по плану.
ПЛАН
1. Как называется зверь?
2. В какой природной зоне он живет?
3. Чем питается?
4. Как размножается?
Капитаны называют животное, которое
изображено у них на рисунке.
Команда 1 – Бурый медведь.
Команда 2 – Морж.
Команда 3 – Двугорбый верблюд.
За правильный ответ капитаны
получают 3 балла.
Ведущий. Ребята, а знаете ли вы, что
такое Красная книга?
Дети. Да.
Ведущий. Полностью она называется
так: «Книга редких и находящихся под угрозой
исчезновения видов животных и растений». Ее
обложка красного цвета. И выбран этот цвет не
случайно. Ведь красный – сигнал тревоги,
опасности. В Красную книгу внесены те животные,
которых на земле осталось очень мало. Надо их
охранять, оберегать и помогать им!
В Красную книгу занесены такие животные, как
синий кит, белый медведь, калан, амурский тигр,
краснозобая казарка, азиатский речной бобр,
манул и многие другие. А каких животных,
обитающих в природных зонах нашей страны и
занесенных в Красную книгу, знаете вы?
Дети отвечают.
Конкурс 7. Решение задач
Ведущий. Решите задачу.
За правильно решенную задачу команда
получает один балл.
Команда 1. Одногорбый верблюд
может развить скорость до 16 километров в час.
Сколько километров пройдет он за 5 часов? (80 километров)
Команда 2. Скорость волка в
случае опасности – 55 километров в час. Сколько
километров может пробежать волк с такой
скоростью за 2 часа? (110 километров)
Команда 3. В особо неурожайные
годы белки покидают родные места и двигаются
туда, где есть корм. Они преодолевают сотни
километров, двигаясь со скоростью 4 километра в
час. За сколько часов они преодолеют расстояние
200 километров?
(За 50 часов)
Конкурс 8. Загадки о животных
Ведущий. А сейчас мы проверим, как
хорошо вы знаете животных, обитающих в различных
природных зонах.
Каждой команде предлагается по 3
загадки. За каждую правильно отгаданную загадку
команда получает 1 балл. Нужно назвать зону, в
которой обитает животное.
Команда 1.
Бегает среди камней,
Не угонишься за ней.
Ухватил за хвост, но ах!
Удрала, а хвост в руках. (Ящерица – степь)
Мха копытами касаясь,
Ходит северный красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Олень – тундра)
Плывет по морю великан,
Пускает из воды фонтан. (Кит – Крайний Севе)
Команда 2.
Зверь я горбатый,
А нравлюсь ребятам. (Верблюд – пустыня)
Горбоносый, длинноногий
Великан ветвисторогий
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге. (Лось – лесная
зона)
Белокрылые хозяйки
Над волной летают ... (Чайки – Крайний Север)
Команда 3.
Из куста шипуля,
За ногу тянуля. (Змея – пустыня)
Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянутся растения.
Его и песни, и полет
Вошли в стихотворения! (Жаворонок – степь)
Меньше тигра, но немножко
Больше крупной рыжей кошки.
На суку она обычно,
Притаившись, ждет добычу.
Не робей, но берегись
В том лесу, где бродит ... (Рысь – лесная зона)
Конкурс 9. Что за растение?
Ведущий. Животных вы знаете хорошо.
А теперь проверим, как вы знаете растения. Сейчас
каждая команда получит из гербария по одному
экземпляру растения. Вы должны определить, что
это за растение, как оно называется и в какой
природной зоне произрастает.
За правильный ответ команда получает
один балл.
Команда 1 – Брусника.
Команда 2 – Верблюжья колючка.
Команда 3 – Ковыль.
Конкурс 10. Кроссворд
Ведущий. А сейчас – заключительный
конкурс. В нем мы определим, как хорошо вы знаете
названия природных зон, по которым сегодня
путешествовали.
Каждая команда получает кроссворд.
Кто первым его заполнит, тот получает 3 балла; кто
вторым – 2 балла; кто третьим – 1 балл.
Ответы
1. Тундра.
2. Тайга.
3. Степь.
4. Пустыня.
Ведущий. Пока жюри подводит итоги и
выявляет победителя, мы с вами послушаем стихи, в
которых поэты описывают красоту природы.
Дети читают стихи:
А.Н. Майков «В степях»,
М.Ю. Лермонтов «На севере диком...»,
А.С. Пушкин «Уж небо осенью
дышало...»,
В. Гольдовская – «В рассвете ль, в
тумане...».
Жюри вручает грамоты победителю. |