Вторник, 07.05.2024, 04:32                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
ЧТЕНИЕ [139]
ПИСЬМО [38]
РУССКИЙ ЯЗЫК [109]
МАТЕМАТИКА [62]
ИСТОРИЯ РОССИИ [32]
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР [87]
ЭКОНОМИКА [14]
ИЗО [35]
ЭСТЕТИКА [41]
ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ [19]
КЛАССНЫЙ ЧАС [22]
ШКОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ [156]
ОБЖ [45]

Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА » ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Праздник к Дню птиц "Птичьи портреты"
27.05.2012, 09:52

Цели. Познакомить учащихся с многообразием пернатых; дать представление о разновидностях птиц, их строении, среде обитания, питании, образе жизни, происхождении названий некоторых птиц; научить детей выделять признаки сходства и различия у птиц; развивать речь учащихся; прививать любовь и бережное отношение к родной природе.

Оборудование. Открытки и рисунки с изображением птиц, о которых говорится; маски птиц для инсценировки; Физическая карта полушарий; значки птиц; рисунки со схемами полета птиц; таблица "Перелетные, оседлые, кочующие птицы"; кроссворд "Орнитология"; листы с домашним заданием; плакат "Полеты птиц. Стаи птиц"; запись птичьих голосов.

Занятие 1

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Учитель. Здравствуйте, ребята! Давайте отправимся с вами... за чудесами! Да, да, за чудесами! Даже взрослые – и те встречаются с неведомым, таинственным, удивительным. А уж вы, ребята! Что ни шаг, то для вас новое чудо!

Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно "почему" меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей,
Другое пчелою забралось в цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеек.
Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем
Ответы искать под зеленым шатром.

Звучит запись голосов птиц.

II. Сообщение темы занятия

У. Тема нашего занятия спрятана в загадке:

Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это...

Дети. Птица.

Учитель показывает рисунки с изображениями птиц, записывает на доске тему занятия "Птичьи портреты".

У. Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь?

Ответы детей.

– Мы попробуем составить общий словесный портрет для всех пернатых. Узнаем, зачем и куда улетают птицы осенью, почему они поют, почему их так называют, кто и что умеет, и о многом другом из жизни пернатых.

III. Знакомство с новым материалом

У. Птицы везде – над вами, вокруг вас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на речке, и в горах. Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы только посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в парке неподалеку от вашего дома, надо знать.
Шумят, галдят, кричат с утра до вечера. Разговаривают пернатые друг с другом и с нами. Давайте прислушаемся.

Звучит запись птичьих голосов.

– Разные птицы подают голос по-разному. Из звуков, которые они издают, и образовались названия многих птиц.

"Синь-синь!" – посвистывает синица.
"Чи-чи! Чи-чи!" – вторит ей чиж.
"Гра-гра! – представляется грач.
"Сквор-сквор!" – поют скворцы.

Ученик 1. Имя зарянки подходит птичке, которая песней встречает утреннюю и вечернюю зори.

В чаще лесной у полянки
Рада вечерней поре.
Птичка лесная зарянка
Песню запела заре.

Ученик 2. Сойка, или горихвостка. Эта птица названа так за свой хвост красного цвета, который все время подрагивает. Кажется, что он вспыхивает огоньком, сияет, поэтому сойку и назвали горихвосткой.

Черно-белая манишка,
Подвижной, с рыжинкой хвост...
На селе любой парнишка
Сразу скажет: "Горихвост!"

Ученик 3. Зяблик. Почему называется так эта птица? Потому, что зябнет? Оказывается, зяблик совсем не боится холода и прилетает ранней весной, когда еще на полях лежит снег. Да и улетает поздней осенью в холодное, "зябкое", как говорят в народе, время. За то, что эта птица прилетает и улетает в зябкое время, и назвали ее зябликом.

Ученик 4. Название птицы клест произошло от старого русского слова "клестить", что значит "сжимать", сдавливать, стискивать. Клюв у этой птицы загнут крест-накрест, он как будто сдавлен, сжат.

Ученик 5. Свиристель. В древние времена в русском языке существовало слово "свирест" со значением "свист", "визг". Название птицы свиристель и название музыкального инструмента свирель – родственные слова.

У. За что же люди обидели птицу, назвав ее глухарем? А может, он и правда глухой? Прежде чем ответить на эти вопросы, послушайте разговор Глухаря и Сороки.

Инсценировка сказки Э.Шима:

Сорока. Глухарь, охотник идет!

Глухарь (поет). Теке-теке-теке...

Сорока. Глухарь, слышишь? Оглох, что ли?

Глухарь. Теке-теке – вижу... Ась? Чего? Я ведь когда пою, не слышу...

Сорока. Охотник, говорю, идет!

Глухарь. Спасибо, Сорока, выручила. А то спета была бы моя песенка.

У. Так за что же глухаря так назвали?

Д. Когда глухарь поет или токует, он не слышит постороннего шума. В это время к нему и подкрадывается охотник.

Ученик 6. Удивительно происхождение слова "цапля". Оно происходит от глагола "чапати", то есть "медленно передвигаться", образовано от звукоподражательного "чап". Идти по болотистой местности быстро почти невозможно: ноги в грязи вязнут. А грязь под ногами как бы разговаривает: "Чап-чап! Чап-чап!" Отсюда и глагол "чапати". Но ведь птицу-то называют цапля, а не чапля? Дело в том, что в отдельных деревнях вместо звука [ч] произносят [ц]. В слове "цапля" звук [ц] закрепился в языке и считается правильным литературным вариантом.

IV. Физкультминутка

ЦАПЛЯ

Очень трудно так стоять,
Ножку на пол не спускать
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться.

Стихотворение декламируется два раза: первый раз дети стоят на одной ноге, второй раз – на другой. Физкультминутка выполняется под запись звуков птичьих голосов.

V. Знакомство с новым материалом (продолжение)

Ученик 7.

Лист качается узорный
В синей луже на воде.
Ходит грач с грачихой черной
В огороде по гряде.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи.
Улетают, улетели,
Улетели и грачи.

У. О каком явлении природы вы узнали из стихотворения Елены Благининой?

Д. В стихотворении описана осень, а осенью птицы покидают наши края.

У. Почему осенью птицы улетают?

Д. Скоро зима, вот птицы и улетают от зимних холодов.

У. Почему же тогда улетают не все птицы? Например, воробьи, голуби, вороны остаются.

Ответы детей.

– Улетающим птицам зимой есть нечего. Осенью исчезают насекомые: одни погибают, другие прячутся. Значит, насекомоядным птицам, то есть таким, для которых насекомые – основная пища, зимой прокормиться невозможно.
Многие птицы все лето питаются семенами разных трав, кустарников, деревьев. Но боRльшая часть семян, созревая, падает на землю и скрывается под снегом.

У. "Куда это птицы улетают каждую осень?" – издавна спрашивал себя человек.

Ученик 9. В прошлом, когда птичьи перелеты еще не были изучены, существовало множество самых невероятных вымыслов. Например, в ХVIII веке один натуралист утверждал, что птицы улетают... на Луну. Добираются туда будто бы за 60 дней и погружаются в спячку, потому что не находят еды.

Ученик 10. Другие ученые признавали, что птицы летят в дальние страны. Но считали, что не все летят самостоятельно, а только большие и сильные. Слабые же и маленькие путешествуют, пристроившись на спинах больших.

У. Сейчас известно: как ни далек, как ни труден птичий путь, летят они самостоятельно, полагаясь на собственные крылья. Куда же летят птицы?

Учитель показывает на Физической карте полушарий маршрут полетов, ставит значки птиц там, куда они перелетают на зиму (можно использовать таблички с названиями птиц).

– Ученые выяснили, что маленькие наши пташки – ласточка, стриж, горихвостка, мухоловка и другие – улетают в тропическую Африку. Утки, грачи, скворцы летят на юго-запад, например во Францию. А некоторые утки и кулики зимуют в Северной Америке. В общем, птицы, гнездящиеся в нашей стране, разлетаются осенью по всем материкам. Самые дальние перелеты совершает близкая родственница чаек – полярная крачка. Эта птица зимует среди льдов морей, омывающих Антарктиду. Чтобы попасть туда, крачки пролетают более 30 тысяч километров!
Все это мы узнали от ученых, исследующих жизнь пернатых.
А знаете ли вы, ребята, как называется наука, изучающая жизнь птиц?

Ответы детей.

– Мы будем отгадывать загадки про птиц, а в выделенной графе получим искомое слово. Будьте внимательны!

Кроссворд


1. У нее глаза большие,
Хищный клюв – всегда крючком.
По ночам она летает,
Спит на дереве лишь днем. (Сова)

2. Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянутся растения.
Его и песни, и полет
Вошли в стихотворения!
Хочет – прямо полетит,
Хочет – в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И в полях поет, поет. (Жаворонок)

3. Окраска – сероватая,
Повадка – вороватая.
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Это... (Ворона)

4. Спинка зеленоватая,
Животиком желтоватая,
Черненькая шапочка
И полоска галстучка. (Синица)

5. Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистый,
Кле! Кле! Кле! – поет со свистом. (Клест)

6. Он прилетает каждый год
Туда, где домик его ждет.
Чужие песни петь умеет,
А все же голос свой имеет. (Скворец)

7. Ведь день рыбак в воде стоял,
Мешок рыбешкой набивал.
Закончив лов, забрал улов,
Поднялся ввысь – и был таков. (Пеликан)

8. Прилетел к нам наконец
Лучший наш певец.
Дни и ночи напролет
Он поет, поет, поет. (Соловей)

9. Сероспиный, красногрудый,
В зимних рощах обитает,
Не боится он простуды,
С первым снегом прилетает. (Снегирь)

10. Серенькая птичка,
Птичка-невеличка,
Шеей вертишь ты всегда.
Разве в этом есть нужда? (Вертишейка)

11. Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной.
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит. (Дятел)

У. Прочитаем хором слово в выделенной графе.

Д. Орнитология.

У. Орнитология – это наука, изучающая жизнь птиц.

Ученик 11. Большинство птиц путешествуют стаями, многочисленными или не очень, плотными или "рыхлыми". Скворцы, мелкие кулики и некоторые птицы из семейства воробьиных улетают скученными стаями.

Ученик 12. Шеренгой, фронтом или поперечным рядом летят кулики, цапли, утки, сороки.
Гуси чаще всего летят косяком. Углом, или клином, летят гуси, журавли, лебеди и другие крупные птицы.

На доску прикрепляется плакат "Полеты птиц. Стаи птиц".


У. Скорость полета большинства птиц – 50–100 км/ч. Но они не летят непрерывно – часто останавливаются, чтобы отдохнуть и покормиться. Пролетев более или менее значительный отрезок пути, отдыхают обычно несколько суток, затем новый перелет и опять передышка. Правда, над морями, горами, пустынями приходится лететь без остановок и две, и три тысячи километров. А в среднем получается, что за сутки мелкие птички продвигаются лишь на 50–60 километров, а утки, например, на 100.
Птичья осень начинается довольно рано, еще в августе. Раньше всех от нас улетает чечевица – красногрудая птичка, ростом с воробья, которая смешно кричит: "Ви-тю-видел?" А затем нас покидают стрижи и ласточки. В октябре отбывают дрозды, зарянки, грачи. Пролетают с севера стаи гусей и уток. К концу октября покидают нас все перелетные птицы. А в народе примечают: ранний отлет птиц предвещает скорое наступление холодов.
Но не все птицы покидают нас. Остаются синицы, поползни, сойки, сороки, вороны, голуби, воробьи... А в ноябре появятся гости с севера – снегири, щеглы, чечетки, свиристели.

Ученик 14.

К нам с ветрами прилетели
Стайки ярких свиристелей.
Прилетели свиристели,
Песню севера запели.
Пусть метель, как старый мельник,
Белит сосны, белит ельник –
Много ягод свиристелям
Заготовил можжевельник...
Есть крушина, есть калина,
А в колхозе, у овина,
Стынет в инее рябина.
Как пришла пора метелей,
Налетели свиристели,
Заскрипели, засвистели...

У. Все эти птицы кочующие. Закончив гнездовые дела, они собираются в небольшие стайки – и в путь, корм искать. Найдут птицы богатое кормом место, задержатся здесь, а потом дальше отправляются.
Синицы, поползни, сойки, снегири могут и не кочевать, а жить оседло, если корма хватит.
Попробуйте объяснить, почему птиц можно разделить на три группы.

На доске схема:


Д. Перелетные птицы прилетают к нам из южных стран, высиживают летом птенцов, а осенью отправляются зимовать на юг, например жаворонки, дрозды, грачи.
– Оседлые птицы живут у нас круглый год, например воробьи, вороны, сороки.
– Кочующие птицы передвигаются с места на место в поисках корма, например поползни, сойки.

VI. Итог занятия

У. Сегодня вы узнали, как птицы улетают от нас осенью, почему пернатые носят такие имена, как называется наука, изучающая жизнь птиц. Составление словесного портрета наиболее распространенных птиц мы не закончили. Много новых и интересных чудес о птицах вы узнаете на следующем занятии.

VII. Домашнее задание

У. Дома я предлагаю вам проверить свою зоркость и внимание, нарисовать портрет любой птицы, а если появится желание, то найти книги о птицах и прочитать их.
Красивые и невзрачные, маленькие и большие птицы приносят человеку большую пользу и радость. Трудно и скучно было бы жить на свете без птиц!

Приложение. В качестве домашнего задания каждому ученику выдается альбомный лист с заданием.

ЗАДАНИЕ

В тексте, который вы сейчас прочитаете, затаилось восемь птиц. Отыщите их названия.

Восемь птиц

Девочка устроила столовые для птиц. Во двор она вошла, убрала в углу мусор. Оказалось тут удобное, вообще голое место. Кормила здесь крупных птиц колбасой, кашей. Другая столовая – высоко, лучше для мелких птичек, а над ней – ветки дерева. Только надо прибегать к лестнице, иначе четкая подкормка не получится, кормушку не достать.

Ответ: ворона, сорока, щегол, сойка, сокол, чекан, клест, чечетка.

Временна'я разница между занятиями – одна-две недели в зависимости от подготовки детей.

Занятие 2

ХОД ЗАНЯТИЯ

Оборудование. Открытки и рисунки с изображением птиц; маски для инсценировок; кроссворд "Птичья столовая"; образцы корма в пакетиках; рисунки гнезд; рисунки с силуэтами птиц; мяч.

I. Организационный момент

II. Сообщение темы занятия

Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятии мы с вами продолжим разговор о тех, кто два раза родится, один раз умирает. Догадались?

Дети. Это птицы.

У. И мы вновь отправляемся за чудесами... Ведь куда ни глянь – повсюду чудеса, чудеса, чудеса.

Один подивился чуду, поохал, поахал – и пошел дальше, тут же обо всем позабыв. А другой удивился, удивился – остановился, остановился – задумался. И стал искать ответы: отчего так? Почему так? Зачем так? Кто живет на дереве, кто – под деревом? У какой птицы самое лучшее гнездо? Зачем птицы поют? Отчего птицы поют, а не разговаривают? Впрочем, такое может случиться разве что в сказке.

III. Знакомство с новым материалом

У. Посмотрите и внимательно послушайте сказку Николая Сладкова "Кто что умеет". Постарайтесь запомнить, какая птица на что способна.

Дети инсценируют сказку. Звучит запись птичьего гомона.

Дятел. Видели?! Муравьи на мой язык, как мухи на липкую ленту, липнут. Дюжинами глотаю!

Клест (хвастает). Если Дятлу не стыдно язык показывать, так я вам свой кривой нос покажу! Он у меня хоть и кривой, но сноровистый. Уж так удобно им чешуйки на шишках отгибать и семена доставать!

Дятел. А чего их отгибать! Отшибать их надо! Я втисну шишку в щель да как начну стучать – чешуйки и полетят! Да что чешуйки! А дупло носом выдолбить можете? Или дырочек на березах набить, чтобы сладкий сок сочился? И на сучке носом, как на барабане, сыграть?

Дубонос. Чешуйки, барабаны, дупла... А сливовые косточки ты носом расколотить сможешь? А я их щелкаю, словно семечки! Только скорлупу выплевываю.

Автор. И Дубонос громко хрустнул косточкой. Тут влез Оляпка – водяной воробей.

Оляпка. Вот уж носы свои позадирали! А кто из вас, носатых, в воду на дно нырнет да сухим из воды выйдет?

Автор. И Оляпка у всех на глазах смело плюхнулся в воду, и видно было, как он по дну речки бежал, выхватывая из-под камешков водяных жуков. И выскочил на бережок сухонький, даже и не встряхнулся!

Автор. В разговор вступил Вальдшнеп – лесной кулик.

Вальдшнеп. Я и без носа вас всех с носом оставлю!

Автор. Подошел не спеша к своему пуховому птенцу, зажал его между лапами и... улетел! Тут все клювы свои разинули – такого никто не мог! А хвастунишкам неймется. Чомга хвалится...

Чомга. А я умею птенцов на спине возить!

Клест. А мы, клесты, ухитряемся и вовсе зиму обмануть! Мороз трещит, вьюги воют, а нам хоть бы что – зимой даже гнезда вьем да птенцов выводим.

Сорокопут. Мы, сорокопуты, накалываем на колючки кузнечиков, жуков и стрекоз про запас.

Кукушка. А я свои яйца в чужие гнезда подбрасываю!

Автор. Тут вдруг все стихли и присмирели.

Чомга. Нашла чем хвастаться!

Автор. И все согласились с ней. На этом споры и кончились.

У. Что же нового для себя вы узнали? Чем вас заинтересовала сказка?

Ответы детей.

Некоторые дети рассказывают о том, что они узнали, прочитав книги о птицах, показывают свои рисунки.

– Молодцы, ребята, что вы так много книг прочитали о птицах, почерпнули новые знания, раскрыли тайны птичьих чудес! А сможете ли вы узнать птиц по характерному признаку? Соедините стрелками признаки и названия птиц.

На доске:

Птица-рыболов
Птица-плотник
Лесная кошка
Птица-строитель
Птица-акробат
Пернатый солист
Ночной хищник
Легкомысленная мамаша

соловей
ласточка
поползень
баклан
иволга
кукушка
дятел
сова

По ходу игры учитель делает небольшие сообщения о птицах.

– Птица-рыболов (баклан). Баклан прекрасно ныряет на глубину до 5 м и плавает так быстро под водой, что от него трудно уйти и самой ловкой рыбке. Каждая птица съедает в день 700–800 г рыбы. Бакланы воруют рыбу из сетей, охотятся на нее вблизи берегов и в море, истребляют ее, когда она идет на нерест.

Птица-плотник (дятел). Дятлы долбят кору деревьев целыми часами, доставая оттуда насекомых. Поэтому и говорят: "Заладил, как дятел".

Лесная кошка (иволга). Иволга действительно умеет кричать кошкой. А перед грозой иволга обычно сидит на макушке высокого дерева среди густой зелени, издавая звуки, напоминающие игру на флейте.

Птица-строитель (ласточка). Самыми искусными строителями считают иволгу и ласточку. Гнезда ласточек-саланган или стрижей-саланган съедобны. Они построены из слюны. Из этих гнезд варят суп.

Птица-акробат (поползень) лазает по деревьям.

Пернатый солист (соловей). Недаром об этой птице говорят: "В лесном оркестре он первая скрипка – самая трепетная, самая звонкая".

Звучит запись соловьиных трелей.

Среди полезных насекомоядных птиц соловьи занимают одно из первых мест, поскольку в большом количестве уничтожают насекомых-вредителей.

Ночной хищник (сова). Совы глотают мышей целиком.

Легкомысленная мамаша (кукушка).

Сообщения детей.

У. Отгадайте загадку:

Без рук, без топоренка
Построена избенка.

Д. Гнездо.

У. Вот как раз гнезд кукушка и не вьет. Послушайте сказку.

Подготовленные дети инсценируют сказку "У какой птицы самое лучшее гнездо?" (по А.Дитриху, Г.Юрмину). По ходу сказки учитель показывает иллюстрации гнезд птиц.

Автор. Жили-были Кукуш и Кукушка. С утра до вечера охотились они за вредными насекомыми. Дело, конечно, хорошее, однако надо бы и малышами обзаводиться, гнездо строить, да неохота.

Кукушка. Давай сделаем так: объявим награду за самое лучшее гнездо. Полетай, муженек, по лесу да расскажи всем и каждому, что мол, сам Орел обещал хозяевам самого лучшего гнезда охрану от всех врагов. Станут птицы тебе свои гнезда показывать, а ты смотри да кукуй – дескать, поручено тебе Орлом очки считать. Какому гнезду больше накукуешь, то и лучшее. Главное – кукуй побольше, чтобы птицы тебя слушали подольше.

Кукуш. А ты, жена, что будешь делать?

Кукушка. Обо мне не беспокойся. Всю остальную заботу о наших малых детушках я, так и быть, возьму на себя.

Автор. Сказано – сделано. Полетел Кукуш по лесу.

Кукуш. Слушайте у-ку-ку-каз самого Орла! Объявил Орел конку-ку-курс на лучшее гнездо. У ку-кого гнездо всех лучше, тому Орел будет ку-кумом и станет охранять гнездо от всех бед круглый год! Какому гнезду я высшую оценку прокукую, то и лучшее.

Автор. Услыхали птицы, прилетели к Кукушу, стали звать его в гости: каждая тянет к себе. Растерялся Кукуш, отбивается.

Кукуш. К тебе, Утка, не пойду: ни-ку-кудышное у тебя гнездо. Ишь, на кочке яйца снесла, на самом виду.

Утка. Так я же гнездо собой закрываю, а перья мои как раз под цвет болотной кочки, вот и не видно! А как улетать, так я перышки выщиплю да и спрячу будущих утяток.

Кукуш. Ни-ку-кудышное гнездо! Не полечу. И к тебе, Тетерка, не полечу, не проси. Ни-ку-кудышные и у вас с Глухарихой гнезда: ямки под кустиком вырыли, три веточки принесли – это же ку-ку-курам на смех! Нет уж, я к иску-ку-кусным мастерам отправлюсь.

Автор. Подлетели тут к Кукушу Мухоловка, Горихвостка да Пищуха, принялись свои гнезда расхваливать.

Мухоловка, Горихвостка, Пищуха (хором). Летим, Кукуш, к нам! Дома у нас крепкие, сухие и теплые – лучше во всем лесу не сыскать!

Кукуш (сунул голову в дупло). Обман! Ку-куда вам с вашими носишками дупла долбить?! Не ваша это работа!

Мухоловка, Горихвостка, Пищуха. Да, это дятловы дупла.

Кукуш. Ни одного очка вам не дам!

Автор. Подлетел тут к Кукушу крошка Крапивник.

Крапивник. Я обычно весной не одно, а несколько гнезд вью. Жена у меня очень уж привередливая. Никогда не знаешь, какое выберет. Я и себе отдельное гнездо делаю, чтобы было где переночевать в холодную ночь.

Кукуш. Да, неплохо построил ты, Крапивник, гнездо из сухого мха да еловых веточек. Гнездо у тебя теплое, с крышей, круглое, словно мячик, а вход – дырочка сбоку. Пять очков!

Крапивник (обиженно). Мало, мало! Я так старался, так старался!

Кукуш. Слишком низко строишь! Такое гнездо любой зверь достанет.

Автор. Тут прилетела Иволга.

Иволга. Правильно, правильно! Я высоко живу. Погляди на мой дом, никому лучше не сплести!

Кукуш. Ладно. Ку-ку-куда лететь?

Автор. Оказалось, жила Иволга в березовой роще. На развилочке тонких, гибких веток из соломинок и сухих травинок сплела она люльку. Все щелочки аккуратно паутинками-шерстинками проконопатила, чтоб не дуло, а снаружи гнездышко убрала мхом да тоненькой, как бумага, берестой.

Кукуш (охая). Какая ты ис-ку-кусница! Двадцать баллов!

Автор. Куковал бы Кукуш и дальше, да его за крыло Синичка-Ремез дернула.

Синица. Ишь, раскуковался! Ты сперва на мое гнездо посмотри.

Автор. Висит на кусте ни дать ни взять рукавичка, а в оттопыренном большом пальце дырочка – вход.

Кукуш (качая головой). Из чего же вы свою рукавичку сделали?

Синица. Из волоконцев. А волоконца из стеблей конопли, крапивы и льна дергаем. И еще пух из цветов добавляем, птичий пух подбираем и шерстку, что звери роняли. А снаружи тополиными и ивовыми сережками разукрасили. Шутка сказать – две недели не покладая крылышек строили!

Птицы (хором). Ай да дом! Ай да искусница Синица!

Кукуш. Высшая отметка тебе, Синица! Двадцать пять баллов!

Автор. Хотел было уже Кукуш Синицу-Ремеза победителем назвать, но тут Чомга объявилась.

Чомга. Самый удивительный дом у меня! Я сперва построила плотик из камыша и тростника, а уж на нем гнездо соорудила. Когда выведутся малыши, мы бросаем плавучие дома и пускаемся со своими пуховичками в далекие путешествия. В случае опасности птенцы быстро забираются ко мне на спину и прячутся в перьях, а сама же я вместе со всеми пассажирами тут же ныряю.

Кукуш. Что это за гнездо, которое ку-куда ветер подует, туда и плывет?! Даже постоянного адреса нет.

Автор. Многие птицы, поверив, что Кукуш и вправду посланец Орла, зазывали его к себе. Но Кукуш так умаялся, что думал лишь о том, как бы улизнуть потихоньку. Тут откуда ни возьмись – Воробьишко.

Воробей. Я уже давно живу у Орла под боком и клянусь – никаких указов Орел Кукушу не давал! Мне все Орлиные разговоры хорошо известны. Вот и выходит, что Кукуш просто-напросто обманщик и самозванец.

Птицы (хором). Наказать обманщика! Зададим ему трепку! Где он?!

Автор. А Кукуша и след простыл. Прилетел он к своей Кукушке, от страха дрожит.

Кукуш. Ну, Кукушка, задала ты мне работу! Сама, небось, отдыхала тут. Нику-куда больше не полечу!

Кукушка. И не надо. Пока ты всех птиц за нос водил, я в опустевшие гнезда успела яйца отложить. Пусть теперь другие птицы наших деток высиживают и выкармливают.

У. У какой же птицы самое лучшее гнездо?

Ответы детей.

– В закрытое гнездо птица влетает и вылетает через специальное небольшое отверстие, которое называется "леток". А углубление в гнезде, которое обычно выстилается более нежным и мягким строительным материалом и пухом, называется "лоток".

Слова "леток", "лоток" учитель записывает на доске.

– Подстилка в гнездах бывает самая разная: мох, пух, перья, шерсть. У зимородка, например, гнездо выстлано рыбьими косточками. У коршуна как-то нашли в гнезде конверт, кусок мехового воротника. Сорокопут у свалки выстлал гнездо обрезками фотопленки, а трясогузка на заводском дворе – алюминиевыми стружками.

IV. Физкультминутка

ПТИЧКИ

Птички в гнездышке сидят
И на улицу глядят.
Погулять они хотят
И тихонько все летят.

Под тихую музыку дети "разлетаются", машут руками, как крыльями.

V. Знакомство с новым материалом (продолжение)

У. Ребята, а как вы думаете, форма какого органа у птицы полностью зависит от образа жизни птицы?

Д. Клюв.

У. Верно. Многим птицам по носу и кличку дали: серпоклюв, дубонос, шилоклювка, широконоска.

Ученик 1. У цапли клюв – пика. Долго стоит цапля на берегу – застыла, не шелохнется. Лягушки, рыбы перестают обращать на нее внимание. И тут цапля клювом мгновенно пронзает воду. Удар – и добыча оглушена. Схватит, подбросит цапля свою добычу и проглотит. А для чего ей подбрасывать добычу? Да просто у многих рыб плавники колючие. Вот цапля и подбрасывает рыбку, да так ловко, что проскакивает рыбка сквозь глотку головой вперед. Так она ни за что не застрянет.

Ученик 2. У лесного кулика-вальдшнепа клюв тонкий, длинный. Запускает лесной кулик свой клюв сквозь опавшие листья в мягкую сырую землю, прихватит там червячка и вытащит. Клюв у вальдшнепа – и шило, и щипчики одновременно.

Ученик 3. Приплюснутым утиным клювом очень удобно копаться в илистом дне. А по краям утиного клюва изнутри, бугорки-цедилки. Прополощет утка добычу – ил да грязь выльются с водой, а все съедобное останется в клюве.

Ученик 4. У пеликанов – клювы-сачки. Снизу, под клювами, у них кожаные сумки. Нашел пеликан рыбью стайку, разинул клюв да снизу сачком и подхватил добычу. Ловить удобно, а уж птенцам в гнездо рыбу носить – ничего лучше и не придумаешь!

Ученик 5. Лесному доктору – дятлу такой острый клюв нужен, чтобы долбить деревья и добывать из-под коры длинным языком всяких вредных жучков, личинок.

Ученик 6. У козодоя клюва и вовсе нет. Рот огромный, а клювик махонький – едва выступает. Козодой ловит жуков и бабочек. Разинет рот пошире, догонит жука, накроет, как сачком, и на лету проглотит.

Ученик 7. У ястреба клюв загнут книзу. Таким клювом удобно пичуг сбивать на лету, мясо от добычи отрывать.
А у попугая нос крючком. Таким клювом удобно колоть орехи, расковыривать в стволах деревьев дупла для гнезд да еще за ветви цепляться.

У. Каких только диковинных клювов нет в птичьем царстве! Клюв птицы служит ей для нападения и защиты, для схватывания пищи, а многие и пищу разыскивают тоже клювом. Поэтому величина, форма и строение клюва определяются главным образом жизнью птицы, способом ее питания. У хищных птиц клюв обычно короткий, сильный и загнутый крючком, по форме и строению хорошо приспособленный для разрывания мяса или для нанесения жертве сильных ударов. У зерноядных – клюв короткий и тупой. У большинства насекомоядных клювы тонкие и острые. У водоплавающих птиц – широкие и плоские.
А теперь проверим: сможете ли вы узнать птиц по их изображениям? Названия птиц мы запишем в кроссворд.


Учитель показывает рисунки с силуэтами птиц (поползень, снегирь, зяблик, ласточка, дятел, сова, воробей, журавль) и фотографии (чечетка, синица, чиж, галка, сойка, цапля) вразнобой. Дети называют птиц.

Ответы

1. Поползень
2. Чечетка
3. Синица
4. Чиж
5. Снегирь
6. Зяблик
7. Ласточка

8. Дятел
9. Сова
10. Галка
11. Воробей
12. Журавль
13. Сойка
14. Цапля

– Молодцы! Прочитайте, что получилось в выделенной строке.

Д. Птичья столовая.

У. В течение зимних месяцев мы с вами наблюдали за птицами, угощали их различным кормом.

Свои наблюдения дети записывали в тетради по природоведению. Некоторые дети свои наблюдения преподнесли в виде красочных сочинений.

– Семена подсолнечника – лучший корм для снегирей, синиц, поползней, воробьев.
Конопля – универсальный корм для всех птиц.
Просо и пшено любят чижи, щеглы, воробьи, свиристели, овсянки.
Арбузные и дынные семечки – корм для синиц, поползней, дятлов.
Веники лебеды, крапивы, репейника лучше воткнуть в снег у кормушек или подвесить рядом с ними. На этот корм слетятся чечетки, снегири, чижи, щеглы, синицы. Снегири охотно поедают семена конского щавеля, клена, ясеня, липы.
Ягоды рябины, бузины, черемухи очень любят снегири и свиристели.
А уж сухие хлебные крошки всегда найдут своих любителей.
Я уверена, ребята, что за лето вы припасете достаточное количество различного корма, чтобы птицы зимой были сыты.
Что можно запасти?

Ответы детей.

– За день птицам приходится проделать столько важных дел: почистить перышки, отправиться в полет за пищей, накормить птенцов, поучить их летать, да и песню спеть надо вовремя.
«На разные голоса поют птицы. Словно жаворонки, певчие дрозды, славки-черноголовки так поют, что заслушаешься. А снегири немазаным колесом скрипят, козодои урчат моториком. Чайки-хохлуньи хохочут, выпь-бугай быком мычит. Сова болотная хлопает крыльями, дятлы носом по сучку стучат – играют на "барабане". Аисты клювом трещат, бекасы "блеют"». (По Н.Сладкову.)

– Разгадайте птичьи разговоры.

На доске:

Гуси
Соловьи
Журавли
Утки
Вороны
Ласточки
Голуби
Синицы
Совы

крякают
кричат
гогочут
свистят
ухают
воркуют
каркают
щебечут
пищат

Д. Гуси гогочут, соловьи свистят, журавли кричат, утки крякают, вороны каркают, ласточки щебечут, голуби воркуют, синицы пищат, совы ухают.

Вариант 1: слова записаны на доске, необходимо их соединить.

Вариант 2: на доске записаны глаголы; учитель называет птицу и бросает мяч ученику, тот находит глагол и возвращает мяч.

У. Зачем птицы поют?

Д. Своей песней птица устанавливает невидимую, но слышимую границу. И если рядом раздастся песня соперника-сородича, хозяин участка кинется на него и прогонит.

У. Верно! А другим птицам рядом селиться можно. Ведь у других птиц и корм другой, и материал для строительства гнезда, так что с такими соседями спорить не о чем.

Д. Будущий папа, подыскав подходящее место для гнезда, начинает зазывать звонкой песней маму будущих птенцов. Он как бы говорит: "Я тут. Я нашел отличное место для гнезда, здесь много корма".

У. Кончится весна, обзаведутся птицы семействами – тут и конец песням. Когда в гнезде пищат голодные малыши, не до песен. Надо корм добывать. К тому же своей песней можно выдать гнездо – привлечь хищников. Правда, и летом слышны птичьи голоса, но это уже не звонкие, заливистые весенние песни, а покрикивание, чириканье, щебет – словом, обычная птичья перекличка да разговоры. Орнитологи подсчитали, что зяблик за день успевает спеть 2500 песен, лесной конек – 3800, а зеленая пеночка – 5000!
А знаете ли вы, как называют птиц, которые умеют подражать чужим голосам, песням и даже человеческой речи? Таких птиц называют пересмешниками. Скворцы являются хорошими подражателями.

Д. Есть птицы-пересмешники, которые передразнивают других птиц. Скворец весной свистит иволгой, квохчет курочкой, мяукает кошкой и тявкает собачонкой. Пересмешничают сороки, сойки, каменки, сорокопуты.

У. Как вы думаете, есть ли у птиц враги?

Выслушиваются ответы детей.

– Да, птицам приходится тратить много усилий для защиты от ворон, сорок, лисиц, куниц, собак, кошек и других хищников, которые окружают их в естественных условиях, и, конечно же, от человека.
Издавна и по-разному складывались отношения человека и птиц. Много было истреблено пернатых. За последние четыре века, по мнению французского защитника природы Жана Дорета, исчезло 86 видов птиц.
И только после того, как было уничтожено немало видов птиц, люди по-настоящему задумались об охране еще уцелевших, редких, но находящихся на грани исчезновения.
Наша с вами задача – не растерять, не испортить, не разрушить то, что мы имеем.

VI. Итог занятия

У. Мы еще не закончили составление "птичьих портретов" – ведь говорить на эту тему можно бесконечно... Вы узнали, как устроены гнезда птиц, чем и как они питаются, когда и зачем поют, куда улетают от нас осенью.

Наблюдайте за пернатыми, слушайте их, помогайте им. Птицы приносят огромную пользу и радость всем. Трудно и скучно было бы жить на свете без птиц!

Ученик 9.

Я узнал, что у меня
Есть огромная родня:
И тропинка, и лесок,
В поле – каждый колосок,
Звери, птицы, и жуки,
Муравьи и мотыльки...
Все, что рядышком со мною, –
Это все мое родное!
Как же мне в краю родном
Не заботиться о нем!

Звучит музыка.

Категория: ОКРУЖАЮЩИЙ МИР | Добавил: admin
Просмотров: 2430 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru