Цели. Дополнить
представления детей о роли воды для человека,
раскрыть основные факторы ее загрязнения;
расширить общий кругозор детей; формировать
внимательное и бережное отношение к окружающей
природе.
Оборудование. Книги
А.А. Плешакова "Мир вокруг нас" (М.:
Просвещение, 1995), "Экология для младших
школьников" (М.: Просвещение, 1995); таблицы;
карточки с текстами задач; схема выпадения
кислотных дождей; глобус; хлор; ткань.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и целей урока
Учитель. Сегодня мы проводим урок в
форме "круглого стола" по очень волнующей
все человечество теме. В ее обсуждении примут
участие представители разных профессий:
инженеры, синоптики, биологи, краеведы, врачи.
Ученик 1.
Шел по морю корабль.
В тот миг роковой
Кипела вода
За высокой кормой.
Но прямо по курсу
Сквозь грохот и гул
Услышал матрос
За бортом: "Караул!"
У. Как вы думаете, чей это зов о
помощи?
Выслушиваются
ответы детей.
– Оказывается, на помощь зовет вода.
Итак, сегодня мы с вами должны ответить на такой
вопрос.
Учитель открывает запись на доске.
На доске:
Почему нужно беречь и охранять воду?
III. Обсуждение темы урока
У. Первыми к обсуждению
приглашаются биологи.
Рассказывают
дети, выступающие в роли биологов.
Биолог 1. Если взглянуть на
глобус, больше всего на нем голубой краски.
Голубым цветом изображают воду.
Вода – одно из самых важных для человека веществ.
Без нее не обойтись никому и никогда, и заменить
ее нечем.
Организм человека, в том числе кровь, мозг, больше
чем наполовину состоит из воды. А в некоторых
растениях ее содержится еще больше. Достаточно
сорвать и помять в руках лист растения, чтобы
убедиться в этом.
Демонстрируется опыт.
На доске вывешивается схема 1.
Вода – важное для организма
вещество:
на 1 кг тела коровы – 600 г воды,
утки – 700 г воды;
у медузы на 100 г тела – 99 г воды.
|
– Таким образом, мы видим,
что вода входит в состав любого организма.
Биолог 2. Вода также является
домом для множества растений и животных.
На доске вывешивается схема 2.
– Как связана с водой их
жизнь?
Выслушиваются ответы детей.
– При
недостатке воды жизнь живых существ сильно
нарушается. Растения без воды увядают и могут
погибнуть. Животные, если их лишить воды, быстро
гибнут. Например, собака может прожить без пищи
до 100 дней, а без воды – не больше 10 дней.
Без пищи человек может прожить больше месяца, без
воды – всего лишь несколько дней. Человек за
сутки употребляет от 3 до 6 литров воды.
Как животные и растения приспосабливаются
обходиться малым количеством воды, например, в
пустыне?
Выслушиваются ответы детей.
Биолог 3.
Не
умыться, не напиться
Без воды.
Листику не распуститься
Без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек!
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода!
У. Итак, можно сделать вывод, что
вода – это жизнь! Своими мыслями с нами поделится
инженер.
Инженер. Вода – друг человека. Она
– удобная дорога. По рекам и океанам ходят лодки
и корабли. Именно поэтому издавна многие города
строились на берегах рек. Вода оживляет пустыни,
повышает урожай. Минеральная вода обладает
лечебными свойствами. Горячие источники дают
тепло, гидроэлектростанции – электричество.
Вода – важный помощник для человека.
Есть на Земле места, где вода – на вес золота.
Рядом плещутся волны, а люди покупают воду.
Почему?
Д. Морская вода непригодна для
питья.
У. Молодцы!
Предоставим слово экономистам. У них к нам
несколько вопросов.
Экономист 1. Как вы
думаете, много ли весит один кубометр*
воды? И сможет ли поднять такое количество воды
один человек?
Выслушиваются ответы детей.
– 1 кубометр воды весит тонну
(1000 кг), а поднять его могут 15–20 человек или
подъемный кран.
На доску вывешивается схема 3:
Хватит ли воды?
Для производства 1 т стали – 150 т
воды.
Для изготовления 1 т бумаги – 250 т воды.
Чтобы вырастить 1 т свеклы – 10 т воды.
|
Экономист 2. Предлагаю
вам решить экономические задачи.
Детям раздаются карточки с текстами.
Задача 1
В квартире неисправен кран, из
которого за час вытекает 1 стакан воды. Сколько
чистой воды утекает за сутки? За 10 дней?
Задача
2
При утечке из крана воды за сутки
набирают одно ведро. Сколько ведер воды
наберется за неделю? За месяц?
Дети приводят вычисления и отвечают
на вопросы задач.
Экономист 1. Нам же для жизни
нужна только чистая пресная вода. А где мы ее
можем встретить?
Выслушиваются
ответы детей.
У. Но часто в жизни бывает так,
что люди забывают о цене воды. Послушаем
историков.
Историк 1. Я предлагаю вам
послушать старинную легенду об армянском
каменотесе. В отвесной скале он просверлил
отверстие, из которого текла тонкая струйка
живительной влаги. На скале он высек слова о том,
что эта скала священная и что отверстие в ней
нельзя расширять. И все же спустя века нашелся
человек, который в угоду сиюминутной выгоде
расширил отверстие. Вода пошла сильнее, шумнее.
Человека объявили героем. Но слава его была
недолгой. Вскоре родник высох, а за ним
"высохла" и деревня.
Как вы
понимаете слова "деревня высохла"?
Д. Так как негде стало взять
воду, люди стали покидать свои дома, и деревня
перестала существовать, то есть "высохла".
Историк 2. Таким образом,
природные источники воды нельзя считать
неисчерпаемыми. Прочитайте пословицы,
придуманные разными народами. Они жили далеко
друг от друга, но все ценили воду. Объясните смысл
пословиц.
На доске:
Вода – мать полей, а без матери не
проживешь. (Китайская пословица)
Мы не ценим воду до тех пор, пока не
высохнет колодец. (Английская пословица)
Капля за каплей – образуется озеро, а
перестанет капать – образуется пустыня. (Узбекская
пословица)
|
Выслушиваются ответы детей.
У. Свою точку зрения выскажут
экологи.
Эколог 1.
Чистой воды на Земле становится все меньше.
Заводы и фабрики, электростанции потребляют
много воды и одновременно загрязняют ее отходами
производства.
Рыба, растения, звери – все живое погибает в
такой воде. Грязные воды отравляют воздух,
вызывают заболевания. Но есть ли предел
загрязнению вод? Ведь это не может продолжаться
бесконечно.
Беречь воду – это означает беречь жизнь,
здоровье, красоту окружающего мира.
Эколог 2. До тех пор пока в
водоемы попадало не очень много вредных
примесей, полного загрязнения не происходило.
Почему? Потому что вода обладает удивительной
способностью – самоочищаться.
Это выглядит примерно так: вредные примеси
оседают на дно, разлагаются, уничтожаются
бактериями, разбавляются свежими водами (так как
вода – хороший растворитель) и становятся
безвредными.
Так может продолжаться до тех пор, пока воды
загрязняются не очень быстро и не в большом
количестве. Но в наше время все больше сточных
вод сбрасывается в водоемы. Вода не успевает
самоочищаться.
У. Слово
краеведу.
Краевед. Послушайте!
Речушка вдоль околицы текла,
Негромкая...
Но мы ее любили – дети.
Она ведь первою была
Для нас и, значит,
Лучшею на свете.
Сейчас в ней всякий хлам,
И ржавь, и слизь
Зеленая, и хвощ болотный вылез...
Как будто люди целью задались
Убить ее –
И своего добились.
К
описанию какого водоема в нашей местности могут
относиться эти строки? Докажите.
Дети вспоминают экскурсию на местный
водоем: состояние пруда или реки, источники
загрязнения.
– К
каким последствиям все это может привести?
Выслушиваются ответы детей.
У. Подробнее о заболеваниях,
вызванных загрязненной водой, мы можем узнать у
врача.
Врач. Почему нельзя пить воду сразу
из-под крана?
Выслушиваются ответы детей.
– Вода, которая течет из-под крана,
хлорируется. Это делается для того, чтобы в воде
погибли болезнетворные микробы. Весной и осенью
хлор часто чувствуется в воде и на запах, и на
вкус, в это же время вода бывает мутной из-за
присутствия в ней других примесей. Посмотрите,
как хлор действует на различные ткани.
Демонстрируется
опыт, во время которого хлором капают на
различные кусочки ткани.
– Попадая в организм, хлор наносит
вред человеку, конечно, не так быстро и явно, как
представлено в опыте. Но внутренние ткани нашего
организма тоже разрушаются. Поэтому воду лучше
пить отфильтрованной или, по крайней мере,
отстоявшейся и кипяченой.
У. Есть вопрос и у синоптиков.
Синоптик. Почему нельзя гулять без
зонта под дождем?
Выслушиваются
ответы детей.
– В наше время, когда вокруг
городов, поселков много промышленных
предприятий, гуляние под дождем стало
небезопасным. Часто встречаются осадки в виде
разбавленной азотной или сернистой кислоты.
Все это происходит из-за загрязнения окружающей
среды. Вы спросите: какая связь между
промышленными предприятиями и дождем? Давайте
посмотрим. Перед нами фабрика. Она из своих труб
выбрасывает в воздух газообразные отходы
производства. Они поднимаются вверх и оседают в
облаках. Подует ветер и уносит облака дальше от
фабрики. Затем из облаков пойдет дождь, и с его
каплями на наши головы выпадают вредные
вещества.
На доске:
– Кислотные дожди наносят огромный
вред природе и здоровью людей. Вода в морях, реках
и озерах становится непригодной для жизни.
В
Канаде, например, из-за частых кислотных дождей
более 4 тысяч озер объявлено мертвыми. В Норвегии
исчезла рыба в половине озер южной части страны.
Кислотные дожди разъедают не только
все живое, но и сооружения из металла (мосты,
самолеты).
IV. Итог урока
У. Давайте ответим на вопрос,
поставленный в начале урока: почему воду нужно
беречь и охранять?
Дети. Вода входит в состав
любого организма.
– Вода – это жизнь, красота и здоровье.
– Вода – помощник человека.
– Количество воды ограничено.
– Вода загрязняется.
Ученик 2.
О люди,
мыслю я,
У всех у нас есть мать одна
По имени Природа!
Ученик 3.
У ней для всех хватает доброты,
И мы живем, запечатлев навеки
В душе ее прекрасные черты –
Поля, луга, леса, моря и реки.
Ученик 4.
Три
клада у природы есть:
Вода, земля и воздух – три ее основы.
Какая бы ни грянула беда –
Все возродится снова.
У. На следующем уроке мы
продолжим наше обсуждение и постараемся
определить те меры, которые могут помочь спасти
нашу планету от гибели. |