1. Какая наука изучает
взаимодействие сообществ растений и животных
между собой и с окружающей средой? (Экология:
«эко» – дом, жилище, «логос» – учение. Экология
изучает экологические системы.)
2. Почему на Земле не кончается
кислород? (Благодаря растениям. Весь кислород
на Земле образовался в результате фотосинтеза,
который происходит у растений. Все растения
нашей планеты за год выделяют в атмосферу 400 млрд
тонн кислорода, а поглощают при этом 600 млрд тонн
углекислого газа.)
3. Чем полезны водные растения? (Водные
растения выделяют кислород, необходимый для
дыхания, очищают воду от загрязнения. Кроме того,
водные растения служат пищей и убежищем для
некоторых животных.)
4. Как образуется овраг? (Вода
размывает землю, образуя рытвины. Не скрепленная
корнями растений рытвина легко размывается
водой, углубляется, расширяется, превращается в
овраг. От большого оврага ответвляются мелкие.
Вся местность бывает изрезана ими.)
5. Какой вред приносят овраги людям? (Овраги
разрушают плодородные земли. Этим они приносят
большой вред народному хозяйству. Поэтому люди
ведут борьбу с оврагами.)
6. Как люди борются с оврагами? (По
краям оврагов высаживают деревья и кустарники,
корневая система которых препятствует
разрушению поверхностного слоя земли; строят
плотины, которые удерживают потоки воды. Землю
около оврагов пашут только поперек склонов,
чтобы вода по бороздам не стекала в овраг и не
размывала его склоны.)
7. Чем могут помочь дети взрослым в
борьбе с оврагами? (Ухаживать за посадками на
склонах оврагов, охранять растения от
уничтожения.)
8. О чем говорят законы по охране вод,
которые необходимо выполнять всем гражданам? (Надо
охранять от загрязнения и отравления водоемы;
экономно расходовать воду, не оставлять
открытыми краны, следить за сохранностью
водопроводных труб, колодцев, родников. Надо
строить очистные сооружения.)
9. Какие правила поведения детей на
водоемах вы знаете? (Зимой водоемы покрываются
льдом. Но на многих реках долгое время остаются
полыньи. Эти участки очень опасны при переходе по
льду. Не выходите на лед. Не спешите кататься на
коньках по льду. Весенний лед очень обманчив – он
пористый, непрочный. Переходить водоем по
весеннему льду крайне опасно. Летом можно
купаться только в установленном месте под
наблюдением взрослых. «Не знаешь броду – не
суйся в воду».)
10. Какую пользу приносит лес людям? (Лес
дает древесину. В лесу живут промысловые звери и
птицы, растут грибы и ягоды, плодовые деревья. Лес
помогает сохранять влагу в почве, поддерживает
полноводность рек, охраняет почву от разрушения,
очищает воздух, украшает землю.)
11. Какую пользу приносят птицы? (Птицы
поедают насекомых, которые наносят вред
растениям; своим пением они оживляют леса, парки,
создают неповторимое очарование, столь
необходимое для отдыха людей.)
12. Как должен человек вести себя в
лесу? (Не шуметь, не пугать животных, не разорять
муравейники, птичьи гнезда, не ломать ветки
деревьев, не срывать редкие растения; не пинать
ногами грибы, даже несъедобные, собирать
съедобные грибы осторожно, не нарушая грибницы, и
т.д.)
13. Какое участие в охране леса могут
принимать школьники? (Охранять лес от пожаров,
собирать семена деревьев, ухаживать за сеянцами
на лесопосадках.)
14. Что могут сделать школьники для
охраны природы? (Сажать деревья и кустарники,
выращивать цветы, охранять зеленые насаждения.
Строить домики для птиц весной; зимой – кормушки
и подкармливать птиц. Следить, чтобы никто не
разорял птичьи гнезда, не ломал ветки, не топтал
траву в парках, не играл с огнем в лесу.)
15. Какие советы вы дали бы
отдыхающим на природе? (Нельзя трогать и брать
домой лесных птиц и зверей, брать яйца из гнезд,
разорять муравейники, доставлять беспокойство
животным; надо убирать за собой мусор.) |