Цели. Развивать любознательность,
расширять представления детей о животном мире
водоемов, познакомить с видами рыб; воспитывать
экологическую культуру младших школьников,
чувство бережного отношения к окружающей
природе и животному миру, вызвать у учащихся
желание оказывать помощь животным.
ХОД УРОКА
I. Вводное слово учителя
Учитель. Дорогие ребята, уважаемые
гости! Пусть этот урок принесет нам радость
общения и наполнит наши души прекрасными
чувствами. Вот уже несколько уроков, ребята, мы
посвятили знакомству с различными животными
нашей планеты. Вспомните, о ком мы говорили на
прошлых уроках?
Дети. О насекомых, птицах,
млекопитающих: кошках, собаках, хомячках.
II. Проверка домашнего задания
У. Ребята, дома вы писали
мини-сочинение на тему «Наши любимые животные».
Кто хотел бы нам его прочитать?
Чтение нескольких работ учащимися.
III. Знакомство с темой и целями урока
У. Друзья мои, сегодня мы вновь
попытаемся разгадать секреты нашей планеты,
тайны океанов, рек, озер и более мелких водоемов.
Будем вести разговор о рыбах, об особенностях их
образа жизни, разновидностях. Узнаем о том, какую
они оказывают помощь человеку, и подумаем, как
человек может помочь рыбам сохранить их
разнообразие. И, как всегда, сегодня нам в работе
поможет наш друг – газета «Сыроежка».
IV. Работа над новым материалом с
газетой «Сыроежка»
Чтение отрывка текста учащимися.
Рыбы – самая древняя и
разнообразная группа позвоночных животных.
Возникнув около 440 миллионов лет назад, они
образовали множество видов и широко расселились
по всем водоемам. Рыбы обитают в соленых водах
океанов и морей, встречаются в солоноватоводных
лагунах и устьях рек, а также в пресных водах
ручьев, озер, прудов, водохранилищ и рек. Их можно
увидеть даже в пещерных водоемах. Ихтиологи
считают, что в настоящее время на нашей планете
обитают 20–22 тысячи видов рыб, что превышает
общее количество видов земноводных,
пресмыкающихся, птиц и млекопитающих, вместе
взятых (их известно только 18 тысяч). Самые
разнообразные и богатые сообщества рыб
проживают в тропических морях. В некоторых
местах, например на коралловых рифах близ
Австралии или в Полинезии, рыб так много, что там
создаются специальные морские заповедники и
национальные парки. Сотни тысяч посетителей
устремляются в них, чтобы воочию увидеть
ошеломляющее пестроцветье диковинных созданий.
Чем ближе к северу, тем рыб становится меньше:
установлено, что в Средиземном море обитает 550
видов рыб в Черном – 167, а в ближайшем к нашей
области Азовском – всего 104. В реках, впадающих в
моря, мир рыб еще скромнее. Так, в Доне, главной
реке бассейна Азовского моря, обитает всего 62
вида, а в его притоках – и того меньше. Если
говорить о Липецкой области, то ихтиологи
установили, что в реке Воронеж водится 38
различных видов рыб, в Быстрой Сосне – 35, в Усмани
– 32, а в Ворголе – 20. Во многих же речушках и
ручьях размером еще меньше обитают, пожалуй,
только пескари да карасики. Тем не менее и наши
рыбы, если приглядеться к ним внимательнее, часто
не уступают ни в чем своим далеким собратьям.
V. Рассказ учителя
У. Ребята, человек издавна
стремился познать тайны загадочного подводного
мира. Во все времена его привлекала прохладная,
притягивающая синева морей и океанов, озер и рек.
Даже сейчас, в новом тысячелетии, не каждому из
нас дано проникнуть в глубины водной среды.
Однако каждый может иметь «небольшой водоем» у
себя дома, наблюдать за его обитателями,
открывать для себя его тайны.
Отгадайте загадку:
Посмотрите, дом стоит,
До краев водой налит,
Без окошек, но не мрачный,
С четырех сторон прозрачный.
В этом домике жильцы –
Все умелые пловцы.
Д. Аквариум.
У. Правильно, это аквариум. В
аквариумах содержится около 10 процентов всех
видов рыб. Содержать аквариумных рыбок может
любой человек.
А у кого из вас есть дома аквариумные
рыбки? Какие? Как вы за ними ухаживаете? Кто вам
помогает?
VI. Работа с учебником
У. Откройте учебник на странице
142. Посмотрите на рисунок в учебнике. Опишите
внешнее строение любой рыбы. Докажите, что она
приспособлена к жизни в воде.
Прочитайте текст на странице 142.
Очень разнообразны по внешнему виду
животные группы рыб. Они бывают и крошечные,
которых вы можете увидеть в аквариумах, и
огромные, как китовая акула, длиной до 18 метров и
массой, как у шести слонов. Вы знаете, что акулы –
хищники и охотятся за крупными животными. Этот же
гигант питается мелкими рачками, скопления
которых называют планктоном. Китовая акула
ежедневно съедает примерно 4000 килограммов этого
корма.
Что же объединяет всех рыб в одну
группу? Они очень хорошо приспособлены к жизни в
воде, дышат жабрами. А что еще?
VII. Игра «Угадай сказку»
У. Ребята, а теперь давайте
поиграем. Будьте внимательны, глядя на картинку,
вспомните, о каких рыбах в этих сказках
говорится.
Д. В сказке «По щучьему
веленью...» говорится о щуке, в «Сказке о рыбаке и
рыбке» – о золотой рыбке.
У. Ребята, какие вы читали
сказки, рассказы, в которых встречались рыбы?
Д. «Волк и Лиса»,
«Царевна-лягушка», «Доктор Айболит».
У. Вы назвали сказку Корнея
Ивановича Чуковского. О какой рыбе там говорится?
Я вам показала картинку кита. Кит – это
рыба? Кстати, в сказке Петра Ершова
«Конек-Горбунок» кита называют «чудо-юдо рыба
кит». Вы должны запомнить, что кит не рыба, а
млекопитающее.
Ребята, а кто из вас бывал на рыбалке? В
какое время года это было?
VIII. Групповая работа Викторина
а) Иногда в неглубоких, хорошо
прогреваемых солнцем прудах и озерах
наблюдается сильное «цветение» воды – массовое
размножение в ней мельчайших водорослей. Вода
приобретает изумрудно-зеленый цвет. Почему
«цветение» воды часто сопровождается гибелью
рыб?
б) То, что щука – хищник, известно
всем. В меню этой пресноводной рыбы входят
головастики, лягушки, рыбы, небольшие птицы. Она
может закусить и своими неосторожными
собратьями. Но почему же щуку называют санитаром
пресных вод?
в) В природных сообществах все
организмы тесно взаимосвязаны. Выскажите
предположение: что будет в водоеме, если в нем
изменится численность дафний? Как это отразится
на численности рыб, живущих в данном водоеме?
IХ. Вывод
У. Друзья мои, мы очень бережно
должны относиться к богатствам природы. В
водоемах будет много рыбы лишь тогда, когда вода
в них станет чистой и каждая рыбка будет иметь
возможность оставить потомство.
Ребята, вы – маленькие жители планеты
Земля. Если вы научитесь видеть, понимать и
ценить красоту окружающей нас природы, из вас
вырастут люди, способные возродить нашу Землю,
понять ее, украсить и подарить своим детям.
Ученик читает стихотворение
С.Михалкова «Берегите природу».
Х. Домашнее задание
Работа с энциклопедиями (найти
материал о рыбах), газетой «Сыроежка», работа в
тетради: решить кроссворд «Рыбы». |