Пятница, 22.11.2024, 11:12                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
ЧТЕНИЕ [139]
ПИСЬМО [38]
РУССКИЙ ЯЗЫК [109]
МАТЕМАТИКА [62]
ИСТОРИЯ РОССИИ [32]
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР [87]
ЭКОНОМИКА [14]
ИЗО [35]
ЭСТЕТИКА [41]
ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ [19]
КЛАССНЫЙ ЧАС [22]
ШКОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ [156]
ОБЖ [45]

Статистика

Онлайн всего: 22
Гостей: 22
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА » ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Мать-водица – всему царица
29.05.2012, 18:46

Цель. Расширить и углубить представления учеников о воде и ее свойствах; развивать речь детей; воспитывать бережное отношение к воде.

Оборудование. Глобус; плакаты «Береги воду!» с изображением земного шара; пословицы, высказывания и заповеди о воде.

ХОД ЗАНЯТИЯ

На доске – девиз:

Спаси себя, человече,
Сыне, родимый, спаси!
Чтоб реки текли, а не речи
По нашей великой Руси.

М. Рудаков

Появляется девочка – Вода.

Вода. Здравствуйте, ребята! Послушайте загадку и отгадайте:

Меня пьют,
Меня льют,
Всем нужна я.
Кто я такая?

Дети. Вода.

Вода. Сегодня мы будем говорить о воде, о бережном отношении к ней.

Не умыться, не напиться
Без воды.
Листику не распуститься
Без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек,
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода.

Учитель. Тема нашего внеклассного мероприятия – «Мать-водица – всему царица». С момента зарождения человечества считалось, что жизнь состоит из четырех элементов: земли, воздуха, огня и воды.
На гербе водяного царства можно написать слова: «Никому не уступлю». Смысл его – великая роль воды в жизни Земли. Как замечательно говорили о воде великие люди! Аксаков назвал ее красой природы, Менделеев – кровью природы.

На доске.

Капля воды дороже золота.

Д. Менделеев

Нет на земле напитка лучше, чем стакан холодной чистой воды.

В. Песков

Первое из природных богатств, с которым встречается в своей жизни человек, это вода. Вода становится неразлучным спутником человека на всю жизнь с момента его появления на свет до последнего дня. «Воде, – сказал великий Леонардо да Винчи, – была дана волшебная власть стать соком жизни на Земле».
Человек как-нибудь обойдется без нефти, алмазов, изобретет новые двигатели, но без воды он не сможет жить. Люди всегда обожествляли воду. Нет ни одного народа, у которого вода не считалась бы матерью всего живого, целебной и очистительной силой, источником плодородия. Известный французский писатель – летчик Антуан-де Сент-Экзюпери, самолет которого потерпел аварию в пустыне Сахара, – писал так: «Вода!.. У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высокие родники нашего сердца. Ты самое большое богатство на свете...»
Ребята, представьте летний день… Родник – маленькое чудо природы… и глоток этого студеного кристальночистого чуда.
Родники стали символом самых дорогих для нас вещей – отчего дома, края, где вырос, Родины. Недаром у слов «Родина» и «родник» общий корень. Родники называют алмазными бусинками России, волшебными сказками природы (П. Дудочкин).

Звучит музыка.

– Поэт Владимир Солоухин написал стихотворение «Родник»:

Родничок пропах землей, травой и хвоей,
В жаркий полдень холоден всегда,
А опустишь руку в голубое –
Заласкает светлая вода.
У его задумчивого пенья
Я большой учился чистоте,
Первым, самым робким вдохновеньям,
Первой, самой радостной мечте.
Пусть вдали от низенького дома
Я, мужая, сделаюсь седым,
Я еще приду к нему, живому,
И еще напьюсь его воды.

Исполняется песня «Живи, родник».

У. Все народы заботливо и бережно относятся к колодезной и родниковой питьевой воде.

Ученик 1. У русского человека напоить путника – не услуга, не проявление доброй воли хозяина, а долг. За воду спасибо не говорят. «Плевать в колодец – все равно что в лицо матери», – говорили на Руси.

Ученик 2. Кружку холодной воды – первое, что попросит уставший путник, переступив порог гостеприимного армянского дома. Впрочем, даже без просьбы ему предложат глоток воды.

Ученик 3. «Если в семье родился сын или случилось другое радостное событие, вырой колодец или найди родник, сделай так, чтобы они были заметны издали, и усталые путники могли утолить из них жажду и становились счастливыми, как и ты», – говорят старики молдаване.

Ученик 4. У туркмен существует обычай здороваться с водой: «Здравствуй, уважаемый колодец! Мой руки и лицо умой. Дай кружку воды для гостя».

У. Если быстро раскрутить глобус, то покажется, что он одноцветный, голубой. Почему? Что изображено голубым цветом на глобусе? Где больше всего воды на Земле?

Выслушиваются ответы детей.

Ученик 5.

ОТКУДА ПРИШЛА ВОДА?

Спросил на днях малыш сосед
У струйки, льющейся из крана:
– Откуда ты?
Вода в ответ:
– Издалека, из океана!
Потом малыш гулял в лесу,
Росою искрилась поляна.
– Откуда ты? – спросил росу.
– Издалека, из океана!
На поле лег туман седой.
Малыш спросил и у тумана:
– Откуда ты? Ты кто такой?
– И я, дружок, из океана!
Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке,
И в слезинке,
И в дождинке,
И в росинке –
Нам откликнется всегда
Океанская вода!

У. Где еще находится вода? Моря и океаны нашей планеты занимают 3/4 всей территории, а суша – 1/4. Если бы всю воду можно было распределить равномерным слоем, то наша планета окуталась бы 4-километровым водным покрывалом. Поверхность морей и океанов в 2,5 раза превышает поверхность планеты Марс и почти в 10 раз – поверхность Луны.
В виде чего встречается вода в природе?

Д. В виде пара, града, снега, инея.

У. Почему так происходит?

Дети отвечают.

– Все это делают Водолей и его Капельки.

ВОДОЛЕЙ.

Я Водолей, правитель всей воды на свете,
Круговоротом управлять не устаю.
Все в этом мире подчиняется частицам,
Из малых капелек и сам я состою.
Запоминайте поскорей, пока не передумал,
Куда уходит пар, как движется вода,
Про лед, про реки, про грозу и про цунами,
С водой моей дружите вы всегда.
Из ручейков, озер и рек испаряется вода,
На небе превращается в большие облака,
Затем дождик прольется, проникнет в недра рек –
Вот так и получается круговорота бег.

У. В вечном круговороте воды в природе происходит процесс испарения воды с поверхности всех вод мира. Около 520 000 км3 воды в течение года испаряется с поверхности земного шара, и столько же воды приносят на землю дождь и снег. Они состоят из капелек. Капельки дарят жизнь людям, животным, цветам, травинкам.

Исполняется танец Капелек.

– Без воды нет жизни. Установлено, что тело взрослого человека на 70% состоит из воды. Если человек весит 70 кг, то в нем 45–50 кг воды, или 4 ведра. Потеря 10–20% воды для человека смертельна. Люди могут прожить без пищи несколько недель, а без воды — не более 5–6 дней, собака погибает на третий-четвертый день. Дожив до 60 лет, человек выпивает более 50 т воды – целую цистерну.
Кто еще не может жить без воды?

Д. Животные.

У. Cлону нужно в сутки 90 л воды. Что еще не живет без воды?

Д. Растения.

У. Растение на 4/5 состоит из воды. Чтобы вырастить 1 кг картофеля, нужно 30 ведер воды. Без воды не могут работать заводы, фабрики. Вода расходуется на выплавку стали. Для изготовления 1 т стали нужно 150 т воды, 1 т чугуна – от 20 до 50 т воды, 1 т кирпича – 1 т 200 кг воды, 1 т бумаги – 250 т воды, 1 т ткани – 1100 т воды, 1 т сахара – 100 т воды.

Ученик 6. На протяжении всей жизни человек имеет дело с водой с утра до ночи, пользуется ею для приготовления пищи и питья, умывается. В дождливую погоду он укрывается под зонтом от воды, льющейся с неба, летом отдыхает у воды, зимой обогревается батареями водяного отопления и любуется узорами на окнах. Без воды не обходится современное производство транзисторов, космических ракет. Вода – древнейший источник энергии. Она работает на современных атомных, тепловых и гидроэлектростанциях.

У. Водой заполнены моря и океаны, но может ли человек использовать эту воду?

Д. Нет.

У. Почему? Какая вода нам нужна?

Д. Пресная.

У. Пресной воды в природе не так уж много. На каждые 100 л воды приходится 2 л пресной. Соленой воды в 50 раз больше, чем пресной. Не вся пресная вода может быть использована. Большая часть ее находится в виде недоступных огромных ледников Антарктиды. Этот континент покрыт километровой толщей льда. Льды Антарктиды содержат 2/3 запасов питьевой воды, оставшаяся 1/3 содержится в реках, озерах. Самое крупное пресное озеро Европы – Ладожское. В озере Байкал, самом глубоком в мире, содержится пресной воды больше, чем во всех пресных озерах земного шара. Соотношение воды мы видим на диаграмме: 97% – соленая вода, 2% – ледники, 1% – пресная вода.

На доске.

Схема


 – А теперь представьте себе земной шар, а рядом – маленькую бочку, в которую умещается вся питьевая вода. Открывая кран, помните, что вы черпаете из этой бочки. Не расплескивайте слишком много! Давайте посчитаем: при утечке воды из крана за сутки набегает одно ведро. Сколько наберется за неделю? За месяц? Неравномерно распределена вся питьевая вода на земле. Есть места, куда ее привозят на машинах, в цистернах. Более половины нашей планеты находится на жестком водном пайке. В нашей стране в центральных и южных районах, а также в Средней Азии воды не хватает. Воды недостает Нью-Йорку, Токио, Парижу, Гонконгу и многим другим городам. В Италии продают ключевую воду. В Сингапуре вода выдается по карточкам. Германия, Голландия, Дания покупают воду у Швеции.
«Вода дороже золота», – утверждают бедуины, кочующие в песках. Они знают, что никакие богатства не спасут человека, если не будет воды. Величественные пески, неприступные и жестокие, поглотили многих смельчаков, даже целые караваны. Их убивала одна карающая рука – неумолимая и безжалостная жажда. Во время одного из таких переходов, 25 веков назад, в Египте в пустыне Сахара бесследно исчезла могущественная 50-тысячная армия персидского царя Камбиса. В пустыне человек без воды выдерживает лишь около суток.
Знаете, как добывают воду некоторые африканские семьи? Все женщины большой семьи разгребают песок, чтобы из образовавшейся лунки зачерпнуть ложку бурой жидкости. И так ложка за ложкой целый день под палящими лучами солнца. С трудом набирается литр-другой за день.
Почему, например, сто лет назад воды хватало, а в наше время мы начинаем говорить об угрозе водного голода, о жажде? Ведь воду никто не уничтожает. И сколько было ее на земле миллионы лет назад, столько осталось и сейчас. Правда, с ростом населения, строительством новых городов, увеличением посевных участков мы берем воды все больше. Но тем не менее она никуда не исчезает с нашей планеты: сколько воды берут, столько и отдают. Только берем мы воду чистую, а отдаем грязную. В реки и озера сбрасываются промышленные отходы и канализационные стоки, ядохимикаты с полей. Миллионы рыб гибнут в жиже из мазута, грязи, сточных вод.

Ученик 7. Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов. Даже в чистых водах Арктики нашли следы стирального порошка. В реках Волга, Дунай, Рейн купаться вообще нельзя. Волга загрязнена настолько, что на ней впору заняться добычей полезных ископаемых. В сибирских реках из-за затонувшего леса появились микроорганизмы, очень вредные для здоровья человека и животных. Байкал теряет способность самоочищаться. Омуль – рыба, которая обитает только в чистой воде, – еле шевелится. Весь мир облетели снимки плачущей нерпы. В реке Амур столько минеральных удобрений, что дети после купания покрываются сыпью. В организме рыб происходят мутации: увеличивается в размере печень, рыбы рождаются с двумя хвостами.

У. В Бразилии тысячи семей покупают минеральную воду в бутылках, чтобы приготовить пищу или умыться, так как вода в водопроводе загрязнена отходами промышленных предприятий. Как бы такое не случилось и у нас! Тогда известная сказка Пушкина будет выглядеть вот так.

Разыгрывается сценка.

Старуха. Дурачина ты, простофиля! Воротись, поклонися Рыбке. Попроси у нее чистой воды – наша-то совсем загрязнилась (подает старику кувшин).

Ведущий. Пришел старик к синему морю, стал он кликать Золотую рыбку. Приплыла к нему Рыбка, спросила.

Рыбка. Чего тебе надобно, старче?

Ведущий. Ей с поклоном старик отвечает.

Старик. Пуще прежнего старуха вздурилась, не дает старику мне покою. Надобно ей чистой водицы, наша-то совсем загрязнилась.

Рыбка берет у старика кувшин, наливает чистой воды.

Рыбка. Не печалься, ступай себе с Богом! Возьми чистую водицу.

Старуха.

Как мне приятно выпить чаю –
Совсем не так, как в те года!
Спасибо, Рыбка золотая,
Что воду чистую дала.

Рыбка (обращаясь к залу и указывая на старуху).

Если лишь плясать и петь
И в мечтах всего хотеть,
Не поможет чудо вам,
Будет только горе там,
Где спускают все отходы
В наши реки, в наши воды.
Берегите воду сами,
Соревнуясь с чудесами!

У. Пройдет немного времени – и владелец воды станет властелином мира. Полцарства будут давать не за коня, как раньше, а за глоток воды.

Исполняется песня о воде.

– Наполняя стакан, чтобы утолить жажду, становясь под душ, плавая в чистом озере, помните о беззащитной воде.
Перед вами – страничка из истории нашего города.

Ученик 8. Когда-то наш город славился богатыми, чистыми реками. Старшее поколение помнит времена, когда можно было напиться из ручья, не опасаясь при этом заболеть или отравиться. В реках ловили судака, а там, где работала мельница на паровом двигателе, в реку сливалась горячая вода. В этих местах ловили сомов, сазанов и щук. 40 видов рыб обитало в наших краях. В настоящее время реки Оскол, Осколец, Убля загрязнены нефтепродуктами. Через некоторое время реки совсем исчезнут, как исчезла река Чуфичка. За жизнь рек нужно бороться!

Разыгрывается сценка «Разноцветная речка».

Разноцветная речка. Алло!

Прозрачная речка. Алло!

Разноцветная речка. Кто у телефона?

Прозрачная речка. Речка Прозрачная. А ты кто?

Разноцветная речка. Твоя подруга. Как у тебя дела?

Прозрачная речка. Хорошо! Живу и радуюсь. Вода чистая-пречистая. Не зря меня речкой Прозрачной зовут. Дети купаются, рыбаки рыбку ловят, со мной разговаривают. А как ты поживаешь?

Разноцветная речка. Плохо! Была я тоже речкой Прозрачной, да построили на моем берегу завод игрушек, две трубы проложили. Чистая вода поступает по одной трубе, а по другой трубе обратно выливается, но уже не чистая, а грязная. Стала я алее мака.

Прозрачная речка. Да, плохи твои дела!

Разноцветная речка. Но я еще тебе не всё сказала. Ниже по течению еще два завода построили: резиновой обуви и ситцевый. И стала я серо-буро-малиновой. Люди сердятся: ни постирать, ни умыться, ни жажду утолить, ни рыбы наловить. Остается только плакать. Теперь меня речкой Разноцветной зовут. Да разве обо всем расскажешь! Звонить дорого, лучше я тебе письмо напишу. Может быть, ты посоветуешь, как мне быть? До свидания!

Прозрачная речка. До свидания!

Ученик 9 (доктор). Как ни грустно, но за последние 15 лет качество воды в России ухудшилось в полтора раза. Из-за этого жизнь россиян в некоторых регионах сократилась на 10 лет. Много железа в воде – жди аллергию, много алюминия – истощается нервная система, не хватает фтора – кариес.

У. О чем могла бы попросить нас вода, если бы умела говорить?

Воду попусту не лей,
Дорожить водой умей.
Закрывай покрепче кран,
Чтоб не вытек океан.

Ученик 10. Если бы океан умел мыслить, говорить, то сказал бы современному человеку: «Как ты неопрятен, какой же ты неряха! Ты даже меня ухитрился загрязнить. Теперь тебе придется меня чистить. Не знаю, как ты это сделаешь, но сделать обязан, иначе поплатишься сам: будет худо тебе и твоим потомкам».

У. Ведь не зря так сказал бы океан: он замусорен. В него сваливают, что попало. В северной части Тихого океана плавает около 5 млн. старых резиновых сандалий, приблизительно 35 млн. пустых пластмассовых бутылок и около 70 млн. стеклянных поплавков. Все эти предметы не разлагаются. Если их не выловить, они будут плавать сотни лет.

Прочитаем заповеди:

1. Наша планета – наш дом, и каждый из нас в ответе за ее будущее.

2. Если найдешь в лесу родник, сохрани его. Может быть, это начало большой полноводной реки.

3. Вслушайся в журчание реки. Может быть, она просит помощи от тебя и ей нужны твои заботливые руки.

Исполняется песня на мотив «Мы желаем счастья вам»:

В мире, где кружится снег шальной,
Где моря грозят крутой волной,
Паутиной Интернета
Опутан шар земной.
Песнь хвалебную поем воде,
Без нее нет жизни на земле,
Так давайте дружно все
Защищать ее!
Будет пусть всегда вода,
Пусть приносит радость всем она,
Но как без нее прожить
Нам долгие года?
Пусть цветет планета вся,
И задача наша, друзья, –
Ее любить, хранить.
Будет пусть всегда вода!

Категория: ОКРУЖАЮЩИЙ МИР | Добавил: admin | Теги: открытый урок, конспекты уроков в начальной школе, методическая страничка, учителю начальных кл, поурочные планы уроков, начальные классы, иду на урок
Просмотров: 2322 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru