Цели. Познакомить со старинными и
современными видами транспорта; формировать
представление о назначении транспорта,
развивать интерес, внимание, логическое
мышление, память, воспитывать любознательность.
Оборудование. Рисунки с
изображениями видов транспорта, картинки для
путешествия сказочных героев.
Используемая литература:
1. А.А. Плешаков. "Мир вокруг
нас" (1-й класс).
2. А.А. Плешаков. "Мир вокруг нас".
Учебная хрестоматия к школьному курсу 1-го
класса.
3. А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. "Что меня
окружает" (альбом-задачник).
4. И. Кун. "Мифы и легенды Древней
Греции".
5. С. Михайлов. "От кареты до ракеты".
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Постановка темы урока
Учитель. Сегодня на уроке мы с вами
совершим небольшое путешествие. Вы любите
путешествовать?
Дети. Да.
У. Где вы бывали?
Д. С родителями ездили на море.
– Отдыхали на Украине у бабушки...
У. Скажите, а как вы добирались
до места, это ведь так далеко?
Д. На поезде, самолетом, на
машине, на автобусе...
С ответами детей на доску
выставляются рисунки с изображениями видов
транспорта.
У. Как одним словом мы можем
назвать эти средства передвижения?
Д. Эти средства передвижения –
транспорт.
У. Именно о видах транспорта мы
будем говорить сегодня на уроке.
III. Знакомство с новой темой
У. Что это за слово такое –
транспорт? Откуда оно пришло? Может быть,
кто-нибудь из вас знает?
Д. Нет.
У. Ребята, слово "транспорт"
пришло в русский язык из Греции. В переводе с
греческого языка оно обозначает
"перемещать".
Вначале транспортом называли грузовые морские
суда.
"Огромные парусные суда вставали на якорь, для
того чтобы выгрузить товары, привезенные из
дальних стран: чай, кофе, различные восточные
пряности.
В освободившееся место загружали новые товары,
которые купцы продавали в других странах.
Разгружали такие суда люди с утра до вечера, ведь
в те времена не было кранов, которые бы поднимали
различные тяжелые грузы".
На доску вывешиваются рисунки с
изображением морских, речных судов прошлого и
настоящего.
Корабли
такими были,
Как игрушечные плыли.
Плыли месяц, плыли год...
Появился пароход!
А сегодня в океаны
Выплывают великаны.
Удивляет белый свет
Быстрота морских ракет.
В ХIХ веке слово "транспорт" стало
означать "доставка чего-либо". Зачем нам
нужен транспорт? Ведь обходились же люди без него
в далеком прошлом, ходили пешком из одного
поселения в другое на большие расстояния.
Д. Транспорт необходим для
облегчения передвижения, для перевозки грузов.
У. Первые транспортные средства
появились в ХII веке: телега, которой пользовались
в летний период времени, и сани, на которых ездили
зимой. Чем отличаются друг от друга телега и сани?
Дети сравнивают изображения этих
предметов.
Д. Сходство в том, что они
деревянные, а различие в том, что у телеги колеса,
а у саней – полозья.
У. В каких сказках вы видели
сани?
Д. В сказках "Морозко",
"Снегурочка", "По щучьему веленью"...
У. Затем появились кареты.
Учитель показывает рисунок.
– Карета – это крытая телега.
Предназначалась она для перевозки не грузов, а
людей, причем богатых. Все это был личный
транспорт, а не общественный, как сейчас. А что
такое общественный транспорт?
Д. Это транспорт, которым
пользуется большинство людей.
У. Одним из первых видов
общественного транспорта была конка. Конка – это
небольшой вагончик, который двигается по
рельсам, а везут его лошади.
Учитель показывает рисунок.
– Вместе с конкой возникла железная
дорога, по которой ходили паровозы или теплоходы.
В паровые тихоходы
Забирались пешеходы,
И могли они в пути
На ходу легко сойти.
Но со временем они
усовершенствовались и превратились в поезда и
электровозы.
На доску выставляются рисунки.
– В конце ХIХ века появились первые
автомобили.
Люди ездили по свету,
Усадив себя в карету.
Но пришел двадцатый век –
Сел в машину человек.
Тут пошло такое дело!
В городах затарахтело.
Шум моторов, шорох шин –
Мчатся тысячи машин.
Все это было хорошо, но люди еще с
древних времен мечтали летать, как птицы. Одним
из таких был юноша Икар.
Он очень любил наблюдать за птицами. Однажды Икар
решил сделать крылья, как у птиц. Он собрал перья
и соединил их с помощью воска. Икар взобрался на
высокую гору и, надев крылья, взлетел. Он парил
высоко-высоко. Ему было хорошо, и он забыл, что
подниматься высоко к солнцу опасно. Воск растаял,
и крылья рассыпались, Икар упал и разбился. Такую
легенду сложили люди в Древней Греции.
Но люди продолжали мечтать. В ХVIII веке была еще
одна попытка совершить полет, но уже на воздушном
шаре.
Лишь одним ветрам послушным,
Поднимался шар воздушный.
Человек умел мечтать,
Человек хотел летать!
Миновал за годом год –
Появился самолет!
Вот так, ребята, с каждым годом, веком
совершенствовался транспорт.
IV. Физкультминутка
У. Чух-чух, чух-чух,
Мчится поезд
Во весь дух.
Паровоз пыхтит,
– Тороплюсь! – гудит. –
Тороплюсь, тороплюсь,
Тороплю-у-усь!
V. Знакомство с новой темой (продолжение)
У. Давайте откроем учебник
"Мир вокруг нас" на с. 112 и 117 и рассмотрим
рисунки старинных видов транспорта. Кто
попробует его назвать?
Д. Карета, старинные автомобили,
аэростат, аэроплан...
У. Я вам буду называть
транспортные средства, а вы будете говорить, где
они передвигаются: по воде, по земле, по воздуху и
т.д.
Трамвай, троллейбус, автобус,
автомобиль.
Д. Этот транспорт передвигается
по земле.
У. Кто из вас знает, как можно
назвать такой транспорт?
Д. Все это наземные виды
транспорта.
У. Аэробус, вертолет, аэроплан,
воздушный шар, самолет.
Д. Все это воздушные виды
транспорта.
У. Какой вы знаете водный
транспорт?
Д. Пароходы, теплоходы, морские
ракеты, баржи...
У. Почему мы называем транспорт
водным?
Д. Потому что он передвигается
по воде.
У. Как вы думаете, что мы отнесем
к подземным средствам передвижения?
Д. Подземным средством
передвижения является метро.
На доске (для детей, умеющих читать):
У. Все эти средства
передвижения служат одной цели – перевозке. Что
же они перевозят?
Д. Людей, грузы.
У. Таким образом, в зависимости
от того, что транспорт перевозит, он делится на
пассажирский, грузовой и специальный.
На доске:
Транспорт
1. Пассажирский
2. Грузовой
3. Специальный
|
– Как вы думаете, что мы
отнесем к специальным видам транспорта?
Д. Специальные средства
передвижения – машины скорой помощи, пожарные,
милицейские.
VI. Закрепление пройденного
материала
У. Мы познакомились сегодня с
видами транспорта. Давайте посмотрим, сможем ли
мы по описанию узнать транспортные средства. Для
этого разгадаем кроссворд.
По горизонтали:
1. Летит сова,
Крыльями не шевелит,
А шумит.
3. Не летает, не жужжит –
Жук по улице бежит,
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька.
6. Удивительный вагон!
Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он
Держится руками.
7. Железные избушки
Держатся друг за дружку,
Одна с трубой
Тянет всех за собой.
По вертикали:
2. Что за чудо – синий дом!
Ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином.
4. Закружу, заверчу,
В небеса улечу.
С пропеллером, а не Карлсон.
5. Многолюден, шумен, молод
Под землей грохочет город.
А дома с народом тут
Вдоль по улице бегут.
Ответы
По горизонтали: 1. Самолет. 3.
Автомобиль. 6. Троллейбус. 7. Поезд.
По вертикали: 2. Автобус. 4.
Вертолет. 5. Метро.
У. Рассмотрите рисунки на
с. 110, 112 и назовите транспортные средства,
которые перевозят грузы.
Д. Баржи, грузовые автомобили,
аэробусы, товарные поезда.
У. Какой транспорт вы видите на
с. 109?
Д. На рисунках 1, 2, 4 показан
специальный транспорт.
У. Ребята, у нас попросили помощи
Дюймовочка и Незнайка. Они собрались в страну
Выдумляндию, где их ждет Мурзилка. Путь их
неблизок.
– Шли они, шли, и вдруг перед ними возник
дремучий темный лес, куда ни глянешь – кругом
стена деревьев. Как же быть? Какой транспорт им
поможет?
Д. Им поможет самолет.
Учитель прикрепляет на доску рисунок
самолета.
У. Преодолев дремучий лес, они
отправились дальше по дороге. Но вот перед ними
раскинулось широкое, глубокое озеро. Что делать
дальше?
Д. Им нужна лодка, чтобы
переплыть озеро.
Учитель прикрепляет на доску рисунок
лодки.
У. Незнайка и Дюймовочка,
переплыв озеро, отправились дальше в путь, и
прямо перед ними возникла пещера. Что им поможет?
Д. Метро.
Учитель прикрепляет на доску рисунок
поезда метрополитена.
У. Наши герои выехали из пещеры.
Перед ними раскинулось широкое поле. Незнайка и
Дюймовочка очень устали. Как же быть?
Д. Им поможет машина.
Учитель прикрепляет на доску рисунок
машины.
У. Уставшие, но счастливые, они
сели в машину и доехали до домика.
Вот мы и помогли нашим героям повстречаться и
преодолеть все трудности.
VII. Итог урока
У. О чем мы говорили сегодня?
Д. О разных видах транспорта.
У. Какой бывает транспорт?
Д. Транспорт бывает наземный,
водный, воздушный, подземный.
У. На какие еще группы можно
разделить транспорт?
Д. На пассажирский, грузовой и
специальный.
У. Молодцы! Вы все запомнили и
очень хорошо работали. |