Цель. Подвести детей к осознанию
того, что элементы среды способны оказывать
влияние на живой организм.
Оборудование. Рисунки с
изображением животных.
ХОД УРОКА
I. Проверка домашнего задания
Дети показывают выполненные ими из
осенних листьев работы и зачитывают несколько
сочинений об осенних листьях.
II. Сообщение темы урока
Учитель. Городской мальчик Ваня
Жуков приехал в деревню к дедушке. Многое он
увидел впервые: настоящий лес, лесных зверушек.
Ване очень понравилось гулять с дедом по
окрестностям. Часто они встречали странного
человека, который то с сачком бегал, то в лупу
что-то рассматривал. Дедушка объяснил Ване, что
это Борис Николаевич – ученый! Он интересуется
тем, как звери в лесу живут. «Действительно, –
подумал Ваня, – как же они живут? У людей все есть:
дом, еда в холодильнике, пить захотел – вот тебе
колодец, замерз – шубу надевай. А у животных? У
них же ничего нет: ни магазина, ни водопровода. У
кого шуба есть, так в жару не снимешь, у кого нет –
в мороз не наденешь». И возникло у Вани множество
вопросов. Поможем ему получить ответы на
некоторые из них?
III. Разрешение ваниных вопросов
Вопрос 1. Как животным спастись
от жары?
Выслушиваются ответы детей.
У. Вот как ответил Ване дед:
«Ничего, в холодок спрячутся». А вот как объяснил
Борис Николаевич: «Можно спрятаться в тень, или в
воду, можно и другими способами избавиться от
части тепла, например развалиться на земле
пошире или вспотеть».
Вопрос 2. А зимой, наверное,
еще хуже, чем в жару? Как им спастись от холода?
Выслушиваются ответы детей.
У. Ответ деда: «Пусть каждый ищет
теплое место». Ответ ученого: «У кого есть теплый
дом – нора или гнездо – тот не пропадет. Других
защитит шуба или толстый слой жира. Каждый
греется, как умеет: в клубок свернется, побегает,
подрожит или перья дыбом поднимет».
Предлагаю вам игру «Нора, дупло, шуба». Я называю
животное. Если это животное от холода спрячется в
норе, то вы хлопаете 1 раз, если в дупле – 2 раза,
если его согреет шуба – хлопаете 3 раза.
Лиса, белка, заяц, птицы, крот, мышь,
волк.
Дети играют.
– Какой же элемент среды оказывает
влияние на живой организм в рассмотренных
примерах?
Дети. Температура.
Вопрос 3. Скоро зима. Как
можно жить в снегу? Ходить нельзя, спрятаться
негде, убежать некуда.
Выслушиваются ответы детей.
У. Дед ответил так: «Лучше всего
проспать в берлоге». А вот что сказал ученый:
«Зиму можно проспать, но и жить нетрудно. Снег от
мороза защищает, в лунке – тепло. Для бега хорошо
иметь длинные ноги или лыжи. Можно и под снегом
бегать, к тому же незаметно. Белая шубка зимой
поможет спрятаться».
Следующая игра – «Спит – не спит». Я называю
животное или показываю его изображение на
рисунке. Если это животное спит, вы кладете
голову на парту, если нет – встаете.
Медведь, заяц, лиса, белка, барсук,
дятел, лось, волк, мышь, еж.
Дети играют.
– О каком элементе окружающей среды
мы сейчас разговаривали?
Д. О снежном покрове.
Вопрос 4. А если совсем плохо:
холод, ветер, пустота – тогда как быть?
Выслушиваются ответы детей.
У. Ответ деда: «А зачем жить там,
где жить нельзя?» Ответ ученого: «Да, в природе
так и происходит. Если условия стали слишком
суровы, жизнь приостанавливается: либо улетай,
либо засыпай, а то и помирай. Сурки, суслики
впадают в "мнимую смерть”: их сердце начинает
биться с частотой всего 5 ударов в минуту на 2
вдоха. Засыпают кто в холод, а кто и в жару в
пустыне».
Вопрос 5. А как в пустыне?
Ведь всем пить хочется?
У. Ответ деда: «Речка, небось,
всегда где-нибудь найдется». Ответ ученого:
«Можно запастись водой в виде жира в горбу или
курдюке. Растения воду добывают глубоко в земле,
а звери могут спрятаться в тень, закопаться в
песок на день, а ночью бодрствовать».
Элемент среды, о котором мы говорили, отвечая на
этот вопрос, называется влажность.
Температура, снежный покров, влажность, давление
– это элементы среды, которые влияют на живой
организм, то есть экологические факторы.
Учитель записывает все термины на
доске.
Ученик.
Зимой и летом круглый год
У зверя множество забот.
Ошибок не простит среда,
Но каждой Божьей твари дан
Природой уникальный дар,
Чтоб в той борьбе у них у всех
Имелись шансы на успех.
IV. Итог урока
У. Что интересного вы узнали на
уроке?
Выслушиваются ответы детей.
– Мы с вами ответили лишь на
несколько вопросов, которые задал Ваня. Но
разговор о природе и экологии еще не окончен. Мы
продолжим его на следующих уроках.
V. Домашнее задание
У. Дома надо составить рассказ о
любом животном, о влиянии экологических факторов
на его жизнь. |