Вид занятия: комбинированная экскурсия с
элементами беседы.
Адресат: дети в возрасте 6-10 лет.
Пояснительная записка
"Важно существенно повысить культуру
безопасности
жизнедеятельности человека, совершенствовать
работу
с населением – через школы, различные учебные
заведения, средства массовой информации”. С.К.Шойгу
Северодвинская служба спасения считает важным
проводить профилактическую работу среди
подрастающего поколения, так как детский
травматизм в России в последние годы неуклонно
возрастает. Весьма высокий процент детей в общем
числе жертв аварий, катастроф, стихийных
бедствий. Даже неспециалистам очевидно: одним из
путей, позволяющих в определенной мере изменить
такое положение дел, является обучение детей и
подростков грамотному поведению в ЧС, выработка
у них навыков предвидеть и избегать опасности.
За детей в ответе взрослые – они дали детям
жизнь и обязаны защитить их от подстерегающих
кругом опасностей, обеспечить выживание в
экстремальных условиях, передать как эстафету
накопленные в этой области знания и опыт.
Работники служб спасения чаще других
сталкиваются с попавшими в беду людьми и
вызволяют их оттуда, видят кровь и смерть, больше
других знают цену человеческой жизни. Поэтому
спасатели однозначно и твердо выступают за
обучение детей, молодежи, а также всего населения
правилам поведения в ЧС.
Спасателей часто видят в школьных коридорах –
они приходят к ученикам с беседами. С управлением
образования г. Северодвинска согласованы для
проведения в школах города тексты бесед по темам:
"Опасные игры”; "Безопасная улица”; "Один
дома”; "Безопасное купание”; "Ледоход”;
"Животный мир города”; "Безопасное поведение в
лесу”.
В 2007 году были проведены 35 профилактических
бесед в образовательных учреждениях, которые
прослушали 1932 человека; в день защиты детей в
школе № 12 состоялись показательные выступления
спасателей с демонстрацией спасательного
оборудования. Беседы, проводимые специалистами
МУ АСС, востребованы учителями городских
образовательных учреждений и хорошо
воспринимаются учащимися. После таких
мероприятий учащихся повышается интерес к
безопасности жизнедеятельности, уменьшается
количество происшествий.
Мы считаем, что более эффективно проводить с
детьми младшего школьного возраста такую форму
работы, как экскурсия. Учащиеся начальной школы
или дети подготовительной группы детского сада,
посетив спасателей на месте их работы, посмотрев
на работу спасателей с инструментами, лучше
представляют себе работу спасателя и надолго
запоминают номера телефонов, по которым нужно
звонить в случае ЧП.
Цель:
- сформировать представление о работе службы
спасения,
- профессиях спасатель и оперативный дежурный и
важности данного вида деятельности для каждого
человека.
Задачи:
- дать представление о работе службы спасения г.
Северодвинска, профессиях спасатель и
оперативный дежурный;
- формировать у детей умение правильно вести себя
в критической ситуации;
- воспитывать у детей бережное отношение к своему
здоровью.
Оборудование:
- Форма, каска спасателя, водолазный костюм;
- Видеоролики "Соревнования спасателей”,
"Кольцо”;
- Карточки с номерами телефонов службы спасения
на каждого ребенка.
Места посещения экскурсии:
- учебный кабинет,
- информационно-диспетчерский центр,
- спасательная машина,
План экскурсии:
1 |
Организационный момент. Приветствие. |
5 мин. |
2 |
Беседа с элементами фронтального
опроса и экскурсии с целью: выяснить начальную
информированность детей о службе спасения и
начать формировать у детей понятие о профессии
"спасатель”. |
10 мин |
3 |
Мини-лекция с опорой на видеосюжет о
профессии спасателя, ее трудностях с целью
формирования представления о работе службы
спасения. |
3 мин. |
4 |
Мини-экскурсия в
информационно-диспетчерский центр (ИДЦ) с целью
формирования представления о работе
оперативного дежурного и формирование умения
правильно вести себя в критической ситуации,
знание телефонов службы спасения. |
5 мин. |
5 |
Закрепление изученного на реальных
примерах из практики службы спасения с опорой на
видеосюжет с целью воспитания у детей бережного
отношения к своему здоровью и умения правильно
вести себя в критической ситуации. |
5 мин. |
6 |
Мини-экскурсия к специализированному
спасательному автомобилю с целью закрепления
информации о работе спасателя. |
7 мин. |
7 |
Итог занятия, прощание. |
5 мин. |
Всего экскурсия
рассчитана на 40 мин. |
1. Организационный момент. Приветствие.
Дети раздеваются, садятся на места в учебном
классе.
Приветствие: – Здравствуйте, ребята. Очень рады
видеть вас у нас в гостях.
2. Беседа с элементами фронтального опроса и
экскурсии.
- А знаете ли вы, куда вы пришли сегодня на
экскурсию? (выслушиваются ответы детей)
- Да, вы пришли в службу спасения.
- А кто здесь работает? (спасатели)
- Кто такой спасатель?
- Как можно спасателя отличить от обычного
человека? (по форме). Как вы думаете, какую роль
должна выполнять такая форма? (защита от холода и
ветра, дождя и непогоды).
- А почему она такая яркая? (форма должна быть
заметна издалека, чтобы спасателя было видно при
любых условиях – например, в лесу. А чтобы лучше
видеть спасателя в темноте, на одежду нашиты
светоотражающие полосы.) Проводится показ
формы спасателя.
- Чем спасатель защищает голову? Зачем? Проводится
показ каски спасателя.
- Кто хочет примерить каску спасателя (вызывается
несколько человек).
- Спасибо, ребята, садитесь.
3. Мини-лекция с опорой на видеосюжет о
профессии спасателя, ее трудностях
- Давайте посмотрим фрагмент учений в
Санкт-Петербурге. Просмотр видеоролика
"Соревнования спасателей”.
- Подумайте, чему учились наши спасатели,
выполняя эту работу. Какой навык отрабатывали
спасатели? (Извлекать людей из-под обломков).
- Как вы считаете, кто может быть спасателем?
Какими чертами характер должен обладать
настоящий спасатель? (храбрость, мужество).
- Да, конечно, спасатели должны быть всегда в
очень хорошей физической форме, быть сильными и
смелыми. А еще они должны обладать многими
знаниями, поэтому спасатели каждый день учатся.
Как вы думаете, чему? (выслушиваются
предположения детей).
4. Мини-экскурсия в информационно-диспетчерский
центр.
- Как спасатели узнают, что кому-то срочно нужна
их помощь? (Выслушиваем ответы детей).
- Верно. Есть специальные телефонные номера, по
которым звонят те, кому срочно нужна помощь.
- Телефонный звонок принимает оперативный
дежурный. Оперативный дежурный
круглосуточно находится в
информационно-диспетчерском центре, принимает
звонки – и днем, и ночью, и в выходные, и в
праздники. Сокращенно его называют ИДЦ.
- Сейчас мы с вами пойдем в ИДЦ, посмотрим и
послушаем, чем там занимается оперативный
дежурный, но перед этим я хочу вас спросить: как
нужно себя вести в ИДЦ и почему? (молча стоять и
наблюдать, т.к. в это время могут позвонить в
службу спасения).
- Познакомьтесь, ребята, это наш оперативный
дежурный (имя, отчество). Вы уже знаете, что
оперативный дежурный – это тот человек, который
принимает все звонки и вызовы. Он принимает
решение, как поступить по каждому конкретному
звонку. Осмотритесь, пожалуйста, обратите
внимание, что у нас есть в ИДЦ: компьютер, рации,
телефоны, карты города и его окрестностей. Когда
мы вернемся в класс, я расспрошу вас о том, что вы
увидели. (ребята запоминают, что находится в ИДЦ и
возвращаются в класс).
- Итак, почему мы так быстро ушли (чтобы не мешать
работать оперативному дежурному).
- Кто из вас был очень внимательным и запомнил,
что находится в ИДЦ и для чего это служит?
- Когда человек, оказавшись в беде, звонит
оперативному дежурному, что он должен сообщить
ему обязательно? (Что случилось, адрес, фамилию, а
также точно ответить на вопросы оперативного
дежурного).
5. Закрепление изученного на реальных примерах
из практики службы спасения с опорой на
видеосюжет
Проводится рассказ о реальных случаях,
произошедших с детьми, которым
оказали помощь спасатели:
- Многие мальчики любят играть "в войну”, при
этом вместо шлемов и касок используют различные
предметы – например, мамину кастрюлю. Надеть ее
легко, а вот снять не всегда получается самому –
приходится обращаться к спасателям.
- А девочки очень любят наряжаться, украшать себя
"драгоценностями”. А если колечек нет или их
моднице мало, в ход идут гаечки, металлические
колечки и прочее. А потом гаечка не снимается,
пальчик опухает, синеет и болит. И тут на помощь
приходят спасатели.
- В практике спасателей бывали случаи, когда
мальчик просунул голову между металлическими
прутьями перил на лестнице, а обратно вытащить не
смог. Спасателям пришлось отпилить прутья перил
и освободить пленника.
- Посмотрите, пожалуйста, какая история случилась
однажды с юным северодвинцем. На помощь ему
пришла, конечно же, наша группа спасателей. Просмотр
видеоролика "Кольцо”.
- Подобное может произойти с любым, поэтому нужно
запомнить телефон службы спасения "000”.
6. Мини-экскурсия к специализированному
спасательному автомобилю
- Но на этом наша экскурсия не заканчивается, я
приглашаю вас посмотреть, какие инструменты и
специальное оборудование применяют спасатели в
своей работе.
Дети одеваются, выходят на улицу к
специализированной спасательной машине.
Спасатели показывают, как работает бензорез,
разрезая кусок металлической трубы,
демонстрируют наполнение спасательного
автомобиля оборудованием.
7. Подведение итогов, рефлексия
- Что нового вы узнали?
- О каких профессиях мы сегодня говорили?
- Как вы поведете себя, если увидите, аварию на
улице или тонущего человека, захлопнулась дверь
и вы ее не можете открыть, в подъезде сильно
пахнет газом?
- Люди каких профессий работают в службе
спасения?
- Какими инструментами и оборудованием
пользуются специалисты службы спасения?
- Помните ли вы телефон службы спасения?
- Для того, чтобы вы не забыли телефон службы
спасения, сообщили о нем родителям и друзьям, мы
вам дарим открытки с этой важной информацией. Раздача
открыток с телефоном службы спасения.
- Если кто-то из вас, ребята, занимается спортом,
следит за своим здоровьем и хочет работать
спасателем – добро пожаловать к нам. Нам нужны
крепкие, здоровые, грамотные специалисты.
- До свидания. Спасибо, что внимательно слушали.
|