Цели. Формировать у детей
представление о правилах безопасного поведения
на воде и льду зимой, об опасностях, которые
подстерегают человека у водоемов; познакомить
учеников с причинами несчастных случаев;
воспитывать бережное отношение к жизни и
здоровью.
Оборудование. Тетради учащихся,
рисунки льдинок со стихами, карточки с текстом из
рассказа "Серая Шейка".
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы урока
Учитель. Откройте учебники на
странице 119 и прочитайте тему урока.
Дети. "Зимняя река и география
безопасности".
У. Все ли вам понятно в этом
предложении?
Д. Непонятно, что значит
"география безопасности".
У. Вы уже поняли, что речь пойдет
о реке зимой, а вот что такое география
безопасности, вы узнаете по ходу урока.
III. Знакомство с новым материалом
У. Сегодня мы с вами оказались у
реки. Закройте глаза и представьте, как выглядит
река зимой.
Д. Она замерзла, покрыта льдом,
на ее берегах нет никаких растений.
У. Какая опасность может
подстерегать нас зимой на реке?
Д. Можно провалиться под лед.
У. Почему можно провалиться под
лед? Какими свойствами он обладает?
Д. Лед хрупкий, под действием
тепла тает.
У. Правильно. Это надо помнить.
Для того чтобы не попасть в беду, нужно соблюдать
правила поведения на льду. Узнать эти правила нам
помогут сами льдинки.
По ходу урока учитель снимает с доски
"льдинки", на которых написаны стихи для
детей. Тексты читают ученики.
Льдинка 1
Человек! Ты не пингвин.
Не гуляй средь льдин один!
У. Почему нельзя гулять одному по
льду?
Д. Если случится беда, то некому
будет прийти на помощь.
У. Какое правило мы отсюда
выводим?
Д. Нельзя ходить по льду одному,
без сопровождения взрослых.
У. Молодцы! Вы, наверное, видели,
что и зимой люди продолжают ловить рыбу. Что
остается на льду, после того как они порыбачили?
Д. Лунки.
Льдинка 2
Не ходи зимой по льду:
Можешь ты попасть в беду –
В лунку или в полынью –
И загубишь жизнь свою.
У. Каким будет второе правило?
Д. Надо избегать мест, где тонкий
лед, обходить лунки.
У. Ребята, мы с вами катаемся на
коньках по льду и никуда не проваливаемся.
Значит, лед не везде бывает хрупким?
Давайте выясним, в каких местах он бывает
непрочным. Откройте учебники на странице 121. Что
здесь изображено?
Д. На одном рисунке показана
труба, по которой течет вода. Наверное, она теплая
и лед вокруг трубы растаял.
– На втором рисунке – мелкие кустики и камыши.
– На третьем рисунке – сугробы.
У. Что художник изобразил на
четвертом рисунке?
Д. Какая-то вода.
У. Это подземный источник –
ключ.
Льдинка 3
В тех местах, где бьют ключи
И бегут к реке ручьи
Или где стоит завод, –
Знай, что там непрочен лед.
У. Давайте это проверим.
Дети читают текст на с. 119 и два
абзаца на с. 122.
– Подведем небольшой итог нашему
разговору. Какие правила поведения на льду мы
вывели?
Д. Правило первое: нельзя ходить
по льду одному, без взрослых.
– Правило второе: избегать мест, где лед
тонкий. Это места под сугробами, около кустов,
около стока вод, около ключей и ручьев, впадающих
в реку, около берега, лунок.
IV. Физкультминутка
V. Знакомство с новым материалом
(продолжение)
У. В начале урока вы спросили,
что такое география безопасности. Найдите ответ
на странице 122 учебника.
Д. География безопасности – это
умение наметить правильный путь через замерзший
водоем.
У. Вот сейчас мы с вами и
попробуем определить, как правильно пересекать
замерзшие водоемы.
Дети читают текст на с. 122–124.
– Что такое "пешня"?
Д. Длинная палка.
У. Для чего она нужна?
Д. Постукивая ею по льду,
определяют его прочность.
У. Как надо двигаться по льду?
Д. Не отрывая подошвы ото льда,
скользя по нему.
У. Какие правила мы можем
вывести?
Д. Ходить надо по протоптанным
тропинкам.
– Лучше переходить лед на лыжах.
– Для перехода надо брать с собой длинную
палку.
– Надо избегать мест, где лед тонкий.
– Не ходить по льду в одиночку.
У. Если вы будете придерживаться
этих правил, то ничего страшного не случится.
Но все-таки часто происходят неприятности. Об
одной из них вы сейчас узнаете.
Стихотворение читает заранее
подготовленный ученик.
Ученик 1
Однажды в холодную зимнюю пору
Я из лесу вышел. Был сильный мороз.
Гляжу, опускается медленно в прорубь
Какой-то детина... торчит только нос!
Сначала я принял его за моржа.
"Спасите!" – вдруг крикнул детина, дрожа.
Бедняга, наверное, шел на рыбалку
И вдруг угодил в полынью с головой...
У. Что нужно делать в такой
ситуации?
Д. Спасать человека.
У. Что происходит с человеком,
который попадает в холодную воду?
Послушайте рассказ об этом.
Рассказывает заранее подготовленный
ученик.
Ученик 2. Особенно опасно оказаться
в ледяной воде. Наш организм теряет тепло, если
температура воды ниже 33 градусов.
У человека в ледяной воде перехватывает дыхание,
голову будто сдавливает железный обруч, сердце
бешено колотится. Чтобы защититься от
смертоносного холода, организм включает
резервную систему теплопроизводства –
начинается сильная дрожь. За счет сокращения
мышц организм согревается, но через некоторое
время и этого тепла становится мало. Когда
температура кожи понижается до 30 градусов, дрожь
прекращается и организм стремительно
охлаждается. Дыхание становится все реже, пульс
замедляется, давление падает.
Смерть человека, неожиданно оказавшегося в
холодной воде, наступает чаще всего из-за шока,
развивающегося в течение первых 5–15 минут после
погружения в воду или нарушения дыхания.
У. Как вы поняли из этого
рассказа, оказывать помощь надо очень быстро. Что
же надо делать, чтобы спасти утопающего?
Сначала узнаем, как поступил герой
стихотворения, которое мы слушали.
Стихотворение читает заранее
подготовленный ученик.
Ученик 1
И я протянул ему лыжную палку,
И вскоре он выбрался полуживой.
Ну что вам еще рассказать про детину?
В реке распугал он всех раков и рыб,
Зато воспаленье поймал и ангину,
Простуду и насморк, кашель и грипп.
У. Что сделал герой
стихотворения?
Д. Протянул утопающему лыжную
палку.
У. Почему он бросил палку, а не
побежал сам, чтобы схватить человека за руку?
Ведь так легче?
Д. Раз человек провалился,
значит, лед тонкий, близко подходить нельзя.
У. Правильно. Откройте учебник
на странице 127 и прочитайте правило в рамке.
Д. Первое дело в опасной
ситуации – не сделать ее еще опаснее.
У. Как вы это понимаете?
Д. Надо обдумать свои действия,
иначе можно попасть в беду самому.
У. Молодцы! Давайте познакомимся
с тем, как надо помогать человеку, попавшему под
лед. Прочитаем об этом текст на
страницах 128–129.
Дети читают текст.
– Сформулируйте правила оказания
помощи.
Д. Если можно, то надо позвать на
помощь.
– По льду надо ползти.
– Надо пользоваться подручными средствами
для спасения: досками, лыжами, веревками, шарфами,
ремнями.
– Нельзя подползать к краю полыньи.
– Действовать надо быстро.
У. Вы хорошо справились с
заданием. Мы с вами видим, что полынья на водоеме
может быть полезной (для рыбной ловли, стирки
белья в деревне) и опасной (можно провалиться) для
человека. А как для животных? Нужны ли кому-то
зимой такие отверстия на водоемах?
Д. Нужны рыбам. Если весь водоем
будет покрыт льдом, то рыбы погибнут.
У. Правильно. Поэтому люди
специально делают лунки, чтобы спасти рыб, если
видят, что водоем замерз полностью.
Я не случайно заговорила о животных. Вспомните
рассказ-сказку Д.Н. Мамина-Сибиряка "Серая
Шейка". Какую роль для птицы играла полынья?
Д. Она спасала Серую Шейку от
Лисы.
У. Вспомним, как это было.
Учитель раздает детям карточки с
фрагментом сказки. Дети читают текст.
"...Бурлившая днем, горная
река присмирела, и к ней тихо-тихо подкрался
холод, крепко-крепко обнял гордую, непокорную
красавицу и точно прикрыл ее зеркальным стеклом.
Серая Шейка была в отчаянии, потому что не
замерзла только самая середина реки, где
образовалась широкая полынья.
...Пришла Лиса, села на берегу и опять заговорила:
– Соскучилась я по тебе, уточка... Выходи сюда,
а не хочешь, так я и сама к тебе приду... Я не
спесива...
И Лиса принялась ползти осторожно по льду к самой
полынье". |
– Почему лиса поползла по
льду, а не подбежала к уточке?
Д. Животные тоже чувствуют
опасность. Лиса понимала, что лед около полыньи
тонкий и она может попасть в воду.
У. Действительно, даже животные
понимают, в каком месте их подстерегает
опасность. Человек – существо разумное, поэтому
должен не чувствовать опасность, а понимать, где
она его подстерегает. Что же делать человеку,
если он все-таки оказался зимой в воде? Послушаем
рассказ об этом.
Рассказывает заранее подготовленный
ученик.
Ученик 1. Находясь на плаву, голову
надо держать над водой. Надо минимально
затрачивать физические усилия. Активно плыть к
берегу или плавучему средству надо только в том
случае, если оно находится не очень далеко, иначе
может не хватить сил. Если у вас есть
спасательный жилет или круг, а также любой
плавающий предмет, за который можно держаться, ни
в коем случае не сбрасывайте обувь, одежду,
головной убор. Намокшая одежда защитит вас от
быстрого охлаждения. Если в воде оказалось
несколько человек, нужно разбиться на группы по
три и как можно теснее прижаться друг к другу,
подтянув колени к подбородку.
Ученик 2. Выбравшись из воды,
необходимо переодеться. Если сухой одежды под
руками не оказалось, надо выжать мокрую и снова
надеть ее. Чтобы согреться, выполняйте любые
физические упражнения. Можно растереться сухой
шерстяной тканью, затем необходимо укрыться в
защищенном от ветра месте, хорошо укутаться, по
возможности выпить чего-нибудь горячего.
У. Вам рассказали о том, как надо
вести себя в воде, если вы рассчитываете на чью-то
помощь. А как вести себя, если рядом никого нет?
Прочитаем об этом текст в учебнике на
страницах 125–126.
Дети читают текст.
– Попробуем сформулировать правила
поведения для человека, попавшего в воду.
Д. Постараться не паниковать.
– Звать на помощь.
– Выбираться в ту сторону, откуда пришел.
– На лед наползать, широко раскинув руки.
– Желательно опираться на длинную, широкую
вещь.
– Голову держать над водой.
– Выбравшись на лед, откатиться от полыньи и
ползти к берегу.
– Выбравшись, переодеться и согреться.
У. Молодцы!
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление нового материала
У. Сегодня на уроке вы узнали
много нового. Проверим, как вы запомнили
материал. Для этого разгадаем кроссворд.
Вопросы
По горизонтали:
5. Край земли у водной поверхности.
6, 9. Спасательное средство.
8. Незамерзшее место на поверхности водоема
зимой.
По вертикали:
1. Естественный водный поток.
2. Наметенная ветром куча снега.
3. Длинная палка для проверки льда.
4. Корка, появляющаяся зимой на поверхности
водоема.
7. Человек, которого можно увидеть зимой
сидящим у лунки.
Ответы
По горизонтали: 5. Берег. 6. Круг.
8. Полынья. 9. Жилет.
По вертикали: 1. Река. 2. Сугроб. 3.
Пешня. 4. Лед. 7. Рыболов.
У. Молодцы! Вы справились с этим
заданием. В кроссворде вам встретились слова
"сугроб", "берег", "полынья".
Объедините их одним правилом поведения на льду
зимой.
Д. Надо помнить о том, что лед
тоньше у берега, у полыньи, а также о том, что
следует обходить места, где есть сугробы, так как
неизвестно, что под ними.
У. Правильно. Посмотрите на
рисунки карточки номер 1. Назовите правила
поведения на замерзшем водоеме.
Д. Переходить водоем надо вместе
со взрослыми.
– Кататься на коньках можно только в
отведенных для этого местах.
– Переходить водоем надо по отмеченным
местам, где всегда ходят люди.
– Переезжая водоем на лыжах, надо расстегнуть
крепления, палки держать свободно, не накидывая
петли на руки.
У. Молодцы! Всё правильно. Теперь
посмотрите на карточку номер 2.
Выберите самый безопасный маршрут для
лыжника.
Д. Налево, через мост.
У. Почему именно там?
Д. Мост строили специально для
перехода через реку, значит, он рассчитан на то,
чтобы выдержать вес человека. Идти по льду
опаснее, хотя и ближе.
У. Правильно. А теперь я
предлагаю вам ответить на вопросы теста.
Откройте ваши рабочие тетради. В них вы
записываете только номер вопроса и рядом букву,
под которой записан правильный, на ваш взгляд,
ответ.
Учитель открывает текст теста,
записанный на доске:
Тест
1. По льду надо передвигаться:
а) бегом; б
) скользя на подошвах; в
) спокойным шагом.
2. При передвижении нескольких человек
по льду надо идти:
а) друг за другом на расстоянии; б
) взявшись за руки; в
) рядом друг с другом.
3. Пешня нужна для:
а) измерения глубины сугробов; б
) проверки прочности льда; в
) оказания помощи утопающему.
4. Выбравшись на лед, надо:
а) бежать к берегу; б
) передохнуть, затем ползти к берегу; в
) откатиться, затем катиться к берегу.
(Ответы: 1 – б; 2 – а; 3 – б;
4 – в.) |
Дети выполняют задание
самостоятельно.
VIII. Итог урока
У. Что такое география
безопасности?
Д. Умение выбрать правильный,
безопасный путь.
У. С чем вы познакомились на
уроке?
Д. С тем, как надо вести себя на
замерзшем водоеме, как оказывать помощь тонущему
человеку.
У. Вспомните правила поведения
на зимней реке.
Дети перечисляют правила.
– Если вы будете все это помнить и
правильно себя вести, то останетесь целыми и
невредимыми.
IХ. Домашнее задание
У. Прочитайте параграф |