Цель:
1.Научить детей правильно ухаживать за полостью рта.
2.Познакомить с видами зубов и построением зубов.
3.Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.
Методы и приемы работы: слово учителя, беседа, практические работы.
Оборудование: компьютер, макет челюсти, плакаты
«Строение зуба», «Развитие кариеса». Зеркала (индивидуальные), карточки
для практических работ.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Приветствие. Настрой на урок.
- Здравствуйте, ребята! Хочу еще раз сказать это чудесное слово
«Здравствуйте! Здравствуйте!». И вы тоже по чаще говорите
«Здравствуйте!» маме, папе, друзьям, прохожим и, конечно же, нашим
гостям. (Дети поворачиваются лицом к гостям, здороваются).
- Вы почувствовали, как у них поднялось настроение? Дело в том,
что слово «Здравствуйте!» особенное. Когда мы говорим его, то не только
приветствуем кого-то, но и желаем ему здоровья. Это слово обладает
оздоровительной силой. В этом слове, как и в слове «здоровье» много
звуков, которые дают нам заряд бодрости. Так будьте же здоровы, никогда
не болейте.
2. Вводная часть.
- Перед вами лежат 2 листа и 2 фломастера (красный, черный). На
одном нарисуйте маску здорового мальчика, на другом – больного.
- Почему здорового мальчика вы нарисовали красным, а больного – черным? В чем еще различие?
(У здорового мальчика – Здрасика, щеки горят, глаза сияют, он улыбается. А больной – Фырка грустный, некрасивый).
- А скажите, что нужно человеку, чтобы быть здоровым; зайчонку, чтобы
грызть морковку; бобренку, чтобы строить домик; волчонку, чтобы
стучать от холода?
- Конечно, здоровые зубы.
3. Основная часть.
- Не зря говорят, что «Зубы – зеркало организма».
- Как вы думаете, почему?
- Сегодня мы с вами поговорим о том, как беречь и охранять свои зубы.
- Ни волчонок, ни зайчонок, ни бобренок не могут жить без зубов. А
мы? Подумаешь, один зуб заболел. Вон их сколько у нас! Возьмите
зеркальце и посчитайте, сколько у вас зубов. У всех по-разному. Потому
что в вашем возрасте молочные меняются постоянными. А у взрослого,
который заботится о своих зубах-32. И все они нам нужны. Передние
острые. Служат для того, чтобы резать пищу. Это резцы (Показ на макете.
Слово прикрепляется на доску). Заостренные зубы – клыки. Они нужны,
чтобы разрывать ее. Толстые, тупые зубы – чтобы пережевывать. Они
называются коренными.
Демонстрация макета зубов.
- Покажите где резцы, клыки и коренные зубы.
- Каждый из твоих зубов нужно беречь. Это вы уже знаете. А что такое беречь?
(Не грызть орешки, не открывать зубами лимонад, не увлекаться
сладостями, больше есть фрукты, овощи, молочные продукты, рыбу).
4. Практическая работа №1.
- Красным подчеркните те продукты, которые способствуют оздоровлению зубов. Черными – наоборот.
- А что, если человек много ест сладкого?
В норме в полости рта человека существует большое количество
микроорганизмов. Некоторые виды бактерий при поступлении в рот сахара,
вырабатывают клейкие вещества.
На доске появляется запись:
БАКТЕРИИ + САХАР = КЛЕЙКИЕ ВЕЩЕСТВА.
Так образуется зубной налет. Бактерии налета выделяют кислоту. А
кислота начинает разрушать эмаль, защитный слой зуба. (Показ по таблице
«Как развивается кариес»). Тогда начинается кариес. Кариес растет,
появляется полость – начинается боль. Кариес распространяется, доходит
до пульпы – сильные боли.
- Что надо делать, чтобы избежать этого?
Практическая работа №2. Работа на компьютере.
- Поставь под картинками цифры 1,2,3 – показывающие последовательность развития кариеса.
Практическая работа №3.
- Заполни пропуски в предложениях, используя эти слова: кислота, кариес, полость.
- Чтобы избежать этого мы будем дружить с Тюбиком и Щеткой. Кто покажет, как правильно чистить зубы?
(Показ на макете). Надо чистить в продолжении трех минут сверху, снизу, снаружи, изнутри.
5. Физминутка.
- Закрыли глазки, отдыхаем. (Звучит тихая музыка). (В это время
учитель выходит из класса, надевает белый халат, шапочку и держит
стоматологический инструмент).
6. Закрепление изученного на уроке.
- Тук, тук, тук! Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Да, я –
стоматолог. Наша профессия очень древняя. Если перевести его с
латинского языка, языка на котором говорили древние римляне, это –
зубовед, зубной врач, дантист.
- Вы, ребята, забыли самое главное, прийти ко мне в кабинет и не
привели своих друзей – Здрасика и Фырку. Что? Не болят зубы? Значит,
скоро заболят. Ведь стоматолог не только лечит зубы, но и объясняет,
что надо делать, чтобы избежать болезни. Поэтому нужно посетить этот
кабинет хотя бы 2 раза в год. Что, что? Говорите, и так всё знаете? А
это мы сейчас проверим. Я задаю вам вопросы, а вы ищите ответ на
карточках
(У каждого ученика комплект карточек).
- Сколько раз в день нужно чистить зубы?
(Мы чистим зубы дважды в день).
- А может быть хватит и одного раза? Вечером уже не хочется. Это днем надо выглядеть красиво, ночью никто и не видит?
- Нет? Почему?
(Остаются бактерии).
- Ведь лень?
(И делать это нам не лень).
- Сколько времени и чем чистить зубы?
(Три минуты щеткой с пастой).
- Какие лучше, какие чуть хуже чистить?
(Чистим зубы все подряд).
- Как начинается чистка зубов?
(Чистим сверху, чистим снизу, и снаружи, и внутри).
- А зачем внутри чистить зубы?
(Вычищаем всех бактерий).
- В заключение…
(И язык почистили).
7. Итог урока.
- Запомните его. Напишите на бумаге и выйдя на перемену, отдайте эти
листочки детям из соседних классов, чтобы они тоже запомнили эти
несложные правила, научили других.
- Будьте здоровы! |