Цели и задачи:
- Воспитывать здоровый образ жизни
- Развивать способности к размышлению, умение
делать выводы
- Формировать потребность использовать
приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни
- Создать условия для саморазвития и
самореализации личности обучающихся
Форма работы: коллективная/
Идея: Создать памятку-рекламу
"Здоровый человек” и распространить среди
населения города.
Девиз:
"Здоровый Я,
Здоровы папа, мама, брат, сестра!
Здоров и класс, гимназия моя!
Здоровы все Бийчане!
Здоров Алтайский край!
Возьмемся за руки, друзья!
Здоровой станет Родина моя!”
Оборудование. Выставка работ
учащихся: рисунки, плакаты, газеты, сочинения,
методическая литература.
Ход занятия
Учащиеся и родители выбирают по желанию
секцию, в которой они будут принимать активное
участие в обсуждении вопросов здорового образа
жизни. После обсуждений каждая группа выносит
свое решение и озвучивает его за "Круглым
столом”
I. Организационный момент
Учитель: Здравствуйте! Позвольте
начать нашу встречу словами из книги Василия
Александровича Сухомлинского "Как воспитать
настоящего человека”: "Мы говорим друг другу:
здравствуйте, доброго вам здоровья. В этих словах
заключается глубокий моральный смысл; в них –
самая сущность прикосновения души к душе. Этими
словами мы выражаем свое отношение к величайшей
ценности – человеку.”
Здравствуйте! Здравие! Здорово! Здоровье!
– Так что же такое здоровье? Какого человека
можно назвать здоровым?
II. Работа в группах
– Предлагаю вам в группах прочитать вопросы,
подумать, обсудить и написать ответы на вопросы:
- Что такое здоровье?
- Что влияет на здоровье?
- Какого человека можно назвать здоровым?
- Что мешает человеку быть здоровым?
- Что можно пожелать человеку который не
заботится о своем здоровье?
- Каким видом спорта занимаетесь вы? Какие
спортивные секции и кружки посещаете?
- Есть ли в вашей семье "здоровые” традиции?
– На выполнение задания дается 10–12 минут.
После завершения работы от каждой группы
выступает один представитель и зачитывает
ответы на вопросы. На втором этапе дети фиксируют
на доске те качества здорового человека, которые
есть у всех групп.
Так создается образ здорового человека.
Получается примерно такой список качеств:
- редко болеет
- долго живет
- счастливый
- закаленный
- трудолюбивый и отзывчивый
- питается здоровой пищей
- добрый, красивый, веселый
- крепкий, стройный, подтянутый
- сильный, ловкий
- любит и занимается спортом
- принимает витамины
- делает зарядку
- соблюдает режим дня
- соблюдает ПДД
- редко смотрит телевизор
- отдыхает на природе
- ночью спит 10 часов
- 2 раза в день чистит зубы
- не курит, не пьет
- не ест много сладкого
- не сидит долго за компьютером
- не ленивый
- ест лук, чеснок и мед
- любит париться в бане
III. Работа в группах
Работа совместных групп (дети и родители).
1. Личная гигиена.
Гигиеническое воспитание – это часть общего
воспитания, а гигиенические навыки – это
неотъемлемая часть культурного поведения.
Личная гигиена – это уход за своим телом и
содержание его в чистоте. Кожа защищает тело
человека от болезней. Если кожу долго не мыть, то
на ней накапливаются жир и пот, на которых
задерживаются частицы пыли. От этого кожа
становится грязной, грубой и перестает защищать
тело. Грязное тело может принести вред здоровью,
и, кроме того, грязные,неряшливые люди всегда
неприятны всем окружающим. Поэтому кожу нужно
мыть и за ней необходимо ухаживать.
– Поделитесь своими секретами ухода за кожей
лица, рук, шеи.
– Почему у каждого должно быть своё полотенце?
– Почему перед сном необходимо мыть ноги?
– Какое значение имеют водные процедуры? (Закаливание. Хорошо влияют на нервную систему,
способствуют быстрому засыпанию)
– Как ухаживать за волосами?
Необходимо так же следить за чистотой зубов,
ухаживать за ними, ибо зубы влияют на здоровье,
настроение, мимику и поведение человека. Приятно
видеть, как преображают человека красивые зубы,
и, наоборот, неприятное впечатление оставляет
человек с гнилыми зубами.
– Назовите самую распространенную болезнь
зубов (кариес)?
– Почему необходимо посещать стоматолога два
раза в год?
– Какие заболевания являются следствием
кариозных зубов?
Выступление зубного врача по теме
"Профилактика кариеса”. Демонстрация приемов
массажа для десен.
– Сколько платков должен иметь культурный
человек. Ответ обоснуйте.(Два. Один для носа и
отдельный для глаз, во избежание попадания
инфекции из носа на глаза и наоборот)
– Перечислите правила пользования платком?(
платки должны быть чистыми, менять ежедневно,
сморкаться в середину, затем платок свернуть
использованной частью внутрь, не комкать, но и не
складывать)
Личная гигиена включает вопросы гигиены быта –
поддержание чистоты воздуха в жилище, уход за
одеждой, постельными принадлежностями.
– Перечислите правила гигиены быта в классной
комнате, дома.
– Какая служба несет ответственность за
гигиену класса? (Служба порядка)
2. Режим дня.
Режим дня – это прежде всего рациональное
распределение времени на все виды деятельности и
отдыха в течение суток. Основная цель
организации режима дня – обеспечение высокой
работоспособности на протяжении всего периода
бодрствования. Режим дня создает оптимальные
условия для укрепления здоровья и повышения
работоспособности. При правильном и строго
соблюдаемом режиме вырабатывается определенный
ритм деятельности всего организма. Это улучшает
его функциональные возможности и позволяет
наиболее эффективно выполнять различные виды
работ.
Полноценный отдых – сон. Суточная норма сна
составляет 10 часов. Сон обеспечивает отдых и
высокую работоспособность человеческому
организму. Полноценный сон является одним из
важнейших условий высокой умственной
работоспособности.
– Какие пункты нужно включать в режим дня?
- Подъем
- Зарядка, умывание, уборка постели
- Завтрак
- Дорога в школу
- Занятия в школе
- Прогулка на свежем воздухе
- Обед, отдых, помощь по дому
- Посещение кружков, секций
- Свободное время
- Ужин
- Личная гигиена. Подготовка ко сну.
3. Правильное питание.
На состояние здоровья человека оказывают
влияние многочисленные факторы. Один из
важнейших – питание. Еще в древности было
известно, что правильное питание есть
непременное условие долгой жизни. Современные
ученые выяснили, что основными нарушениями в
питании являются: избыток углеводов и жиров
животного происхождения, дефицит овощей, фруктов
и ягод, а также нарушение режима питания.
Рекомендуется использовать в профилактических
дозах витаминно – микроэлементных комплексов,
особенно в зимнее- весеннее время, пить чай из
лекарственных трав.
– Сколько раз в день должен питаться младший
школьник? ( 4–5 раз)
– Перечислите основные правила питания.
(разнообразие, умеренность и своевременность).
Есть надо не спеша, хорошо пережевывая пищу и не
заниматься посторонними делами.
– Какие продукты питания полезны для здоровья?
– Какие надо исключить из рациона питания?
Почему?
– Поделитесь своими семейными рецептами
витаминного салата.
4. Телевизор и компьютер.
Компьютер.
Для детей семи лет за компьютером в начале
можно проводить не больше 15 минут. Каждый месяц
за монитором можно продлевать на 5-10 минут, доводя
до 2-х часов в день. Чередовать: 15 минут работа, 10
минут перерыв.
– Каков распорядок работы с компьютером у вас
дома? Чего надо остерегаться? Какие полезные
советы можете дать тем семьям, которые планируют
приобрести компьютер?
- Рассказать о положительных и отрицательных
сторонах всемирной паутины своему ребенку.
- Договориться о том, что отправляться на
интернет- прогулку вдвоем (мама или папа)
- Рассмотрите программы конкретной фильтрации
- Взрослые регулярно просматривают "журнал”
своего веб- браузера, с целью узнать какие сайты
посещает ребенок.
- Запрещать ребенку сообщать кому- либо свой
адрес, фамилию и имя, посылать фотографии.
Телевизор.
– Сколько времени вы проводите у телевизора?
– Какие передачи предпочитаете?
50% детей смотрят телепередачи подряд, безо
всякого выбора и исключений, 25% детей смотрят
одни и те же передачи от 5 до 40 раз подряд, 38 % ребят
в возрасте от6 до 12 лет при определении рейтинга
своего время препровождения на первое место
поставили телевизор, исключив при этом занятия
спортом, прогулки на свежем воздухе и общение
семьей.
– Уважаемые родители, считаете ли вы, что
телевизор и компьютер должны быть в числе
главных предметов обихода?
– Какие телепередачи формируют личность
ребенка?
– Предложите варианты памятки "Правила борьбы
с телеманией и компьютерной зависимостью”
5. Зрение.
Испорченное зрение исправить трудно, поэтому
глаза нужно беречь.
– От чего может испортиться зрение?( человек
часто переутомляет свои глаза)
– Как сохранить хорошее зрение?
– Создайте памятку "Как сохранить здоровое
зрение”
(Коллективная работа родителей и детей)
- Занимайся при хорошем освещении. Рабочий стол
должен стоять у окна. Вечером пользуйся
настольной лампой. Окно и лампа должны
находиться слева и немного спереди.
- Сиди за столом правильно, не наклоняйся низко
над книгой. Книга должна находится на расстоянии
30-35 сантиметров от глаз.
- Не читай лежа.
- При чтении делай перерыв, после каждых 30 минут –
5 минут отдых.
- Береги глаза! Следи за тем, чтобы не попадала
грязь в глаза. Осторожно обращайся с острыми
предметами. Не играй в опасные для глаз игры. Если
глаз засорился или заболел- немедленно обращайся
к врачу.
- Утром выполняй комплекс гимнастики для глаз.
Выступление родителей – офтальмологов с
практическими рекомендациями "Гимнастика для
глаз”.
6. Вредные привычки.
Одними из самых страшных вредных привычек в
современном мире являются курение, подростковый
алкоголизм и наркомания.
Россия занимает чуть ли не первое место в мире.
В среднем по России курят 35% мальчиков до 15 лет, 25%
девочек. В настоящее время средний возраст
начала потребления алкогольных напитков в
России составляет 12–13 лет. В возрастной группе 11–24
года потребляют алкоголь более 70% молодежи. Это
страшные цифры и факты.
Приобщение подростков к наркотическим
веществам происходит в группе. Поэтому нужно
постараться не попадать в ситуацию, где могут это
предложить.
– Давайте проведем блиц-турнир. Я буду
предлагать вам факторы о курении, а вы быстро
дополнять их или объяснять: согласны с данной
позицией или нет.
1. Курение и ваше здоровье
В детском организме от 2–3 выкуренных сигарет
возникают необратимые процессы, влияющие на рост
и формирование детского организма. (Родители и
дети дополняют выступающего различными фактами
и рассуждениями.)
2. Курение "Бьет по семейному кошельку”
Одна пачка в день = 10 000 рублей в год.
3. Курение подростков – одна из важных
проблем российского общества
Куришь с 15-летнего возраста – рак легких!
4. Вред курения для окружающих
5. Курение и пожар
6. Курение и запах
Алкоголь – это вещество, которое
содержится в водке, в вине, в пиве и т.д.
Алкоголь – это средство, которое способно
человека разумного превратить в безрассудное
существо. Разрушение личности у взрослого,
злоупотребляющего алкоголем, происходит
в среднем через 10 лет, а у ребенка такие изменения
происходят через 3-4 года.
– Приходилось ли вам общаться с людьми, которые
выпили много алкогольных напитков?
– Как ведут себя такие люди?
– Какие чувства они вызывают у вас, у
окружающих?
Запомните слова Л.Толстого "Вино губит
телесное здоровье людей, губит умственные
способности, губит семью, губит души людей и их
потомство”.
Мы говорим алкоголю – нет!
Мы говорим наркотикам – нет! Почему?
(наркотики – это болезнь и гибель человека, это
преступление)
7. Азбука безопасности.
Выступление инспектора ГИБДД "Профилактика
детского дорожно – транспортного травматизма”
IV. Подведение итогов
Из всего вышесказанного давайте составим
памятку "Здоровье своё ты всегда береги, без
вредный привычек по жизни иди!”
- Соблюдай режим дня
- Составь свою программу оздоровления
- Посещай спортивные секции
- Принимай поливитаминные комплексы в осенний и
весенний период
- Чередуй умственные и физические нагрузки
- Часто бывай на свежем воздухе, общайся с
друзьями
- Своевременно посещай врачей специалистов
- Правильно питайся
- Не кури, не злоупотребляй спиртными напитками,
не принимай наркотиков
- Береги себя от несчастья ( соблюдай ПДД и ЗОЖ)
Если здоров ты – здорова твоя семья!
Станет здоровой Отчизна твоя!
Всем бийчанам передай наши пожеланья.
Сам охотно выполняй, применяй старанье! |
Удача и здоровья!
Бийские гимназисты |
Подошла к концу наша встреча. Хочется, чтобы она
оказалась для вас полезной, вызвала раздумья,
желание вести здоровый образ жизни.
Распространяйте памятки своим друзьям,
соседям, сотрудникам на работе, посылайте своим
родственникам, живущим в других городах нашей
страны.
V. Вручение сертификатор
Все участники получают сертификат о том, что
они принимали участие в работе круглого стола,
посвященного проблеме здорового образа жизни.
VI. Чаепитие
Чай из лекарственных трав. |