Цели. Закреплять знания о вреде
табакокурения и «пассивного курения»;
формировать привычку избегать табачного дыма;
познакомить со знаками «Не курить» и «Место для
курения».
Оборудование. Набор упаковочных
коробочек и пачек для практического задания;
плакаты о вреде курения; цветные карандаши,
ватман, гуашь, акварель, кисти; знаки, мозаика;
видеомагнитофон, телевизор, видеозапись
мультфильм «Ну, погоди!» (5-й выпуск); серия
плакатов «Курить – здоровью вредить».
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы урока
На демонстрационном столе у учителя
лежит большой прозрачный пакет, в котором много
красивых ярких коробочек и пачек из-под
туалетного мыла, духов, косметических кремов и
сигарет.
Учитель. Найдите признак, по
которому можно все эти красивые коробочки
разделить на две группы.
Ученики пробуют разделить коробочки
на группы по разным признакам: цвету, размеру.
Кто-то, возможно, догадается разделить по
существенному признаку: приносят пользу или
приносят вред. Учитель останавливается на
последнем случае.
– Почему вы именно так
сгруппировали?
Дети. Кремы, мыло, духи помогают
ухаживать за кожей и приносят пользу, а сигареты
приносят вред человеку.
У. Откуда вы знаете о вреде
курения?
Д. Так говорят родители.
– Узнали из передач по радио и телевидению.
У. Сегодня мы с вами поговорим
подробнее о том, что происходит с человеком, если
он курит сам, и что происходит с теми некурящими
людьми, которые его окружают во время курения и
вдыхают дым от его сигареты.
III. Работа над темой урока
Дети смотрят пролог из мультфильма
«Ну, погоди!» (5-й выпуск).
У. Почему Волку стало плохо?
Д. Он начал курить сразу
несколько сигарет.
У. Для чего Волк начал курить
сразу несколько сигарет?
Д. Чтобы напустить в будку как
можно больше дыма.
У. Зачем это было нужно Волку?
Д. Чтобы выгнать из будки
Зайчика.
У. Что же случилось с Волком
дальше?
Д. Волк покраснел, у него
закружилась голова, он закашлялся, упал и сильно
стукнулся.
У. Понятно, что Волк отравился,
ведь он выкурил столько сигарет сразу! Но почему
же закашлялся Зайчик, ведь он совсем не курил?
Д. Потому что табачный дым
неприятен. Он обдирает горло.
– Табачный дым вреден всем!
У. Ребята, в горящей сигарете в
процессе сгорания табака образуется огромное
количество вредных, опасных для жизни человека
веществ. Куда попадает табачный дым при вдохе?
Д. В легкие.
У. Как вы думаете, такой дым
полезен человеку?
Д. Нет, он загрязняет легкие.
– Он мешает чистому воздуху поступать в
легкие.
Учитель прикрепляет на доску плакаты
«Легкие курящего человека» из серии «Курить –
здоровью вредить».
У. Рассмотрите первый плакат.
Как изменились легкие у курящего человека?
Д. Они почернели.
У. Как вы считаете, влияет ли
сигаретный дым на работу сердца?
Д. Дым вредит сердцу. Сердце
начинает сокращаться чаще, изменяются сосуды, по
которым кровь поступает в сердце. Сердце
начинает болеть.
У. Что случилось с сердцем?
Д. Оно изменилось и по размеру, и
по внешнему виду.
У. А вы можете описать, как
влияет курение на внешность человека?
Д. Человек худеет, цвет лица у
него становится некрасивым, волосы – тусклыми.
У. Как изменяется кожа у
курящего человека?
Д. Кожа становится тонкой и
сухой.
– Она становится морщинистой.
– Цвет кожи у него желтоватый, нездоровый.
У. Что происходит с волосами?
Д. Волосы не блестят – они
становятся тусклыми, безжизненными, ломкими.
У. Как выглядят глаза
курильщика?
Д. Под глазами – темные круги.
– Глаза воспаленные, покрасневшие.
У. Что происходит с зубами?
Д. Зубы желтеют, начинают
портиться, изо рта у курящих всегда идет
неприятный запах, даже жвачка и зубная паста не
помогают.
У. Как пахнет одежда курящих?
Д. Запах неприятный.
– Пахнет кислым табачным дымом.
У. Что же делает табакокурение с
человеком?
Д. Оно его отравляет и делает
больным.
У. Это действительно так:
человек заболевает. Организм человека
достаточно быстро привыкает к табаку, попадает в
зависимость от него. Курящему требуется
выкуривать ежедневно все больше сигарет, и
вскоре он уже совсем не может обойтись без
табака. Это болезнь.
Ребята, кому из вас приходилось быть в одной
комнате с курящими? Расскажите, что вы ощущали.
Выслушиваются наблюдения двух-трех
детей.
– Почему вы чувствовали себя плохо?
Д. Потому что табачный дым от
сигареты распространяется по всей комнате.
У. Вспомните Зайчика из
мультфильма «Ну, погоди!». Он тоже сам не курил, а
только вдыхал табачный дым в будке. И что же стало
с Зайчиком?
Д. Зайчик закашлялся, ему тоже
стало плохо.
У. Действительно, табачный дым
вреден не только для самих курящих, но и для тех,
кто находится рядом. Все, кто окружает курящего,
называются пассивными курильщиками. И хотя сами
они не курят, но также вдыхают табачный дым и
наносят вред своему здоровью.
Именно потому, что от табачного дыма страдают не
только сами курящие, но и те, кто их окружает, в
закрытых помещениях, где бывает много народу,
вывешивают знак «Не курить!».
Учитель на доске вывешивает плакат
с изображением знака.
– На какой знак он похож?
Д. На запрещающий дорожный знак.
У. В каких местах вы встречали
такой знак?
Д. В метро, самолете, кинотеатре,
поликлинике...
У. Во многих общественных местах
отведены специальные места для курения. Так
защищают от табачного дыма некурящих. Эти места
тоже обозначены специальным знаком. Как он
выглядит, вы узнаете, собрав мозаику. Для этого
надо вспомнить материал предыдущего урока.
Учитель прикрепляет к доске шесть
карточек мозаики обратной стороной. Получив от
детей правильный ответ на вопрос, учитель
переворачивает соответствующую карточку, и
постепенно открывается знак «Место для курения». 1. Родина табака:
– Португалия
– Южная Америка
– Испания
(Южная Америка)
2. Табак – трава или кустарник.
(Трава)
3. Кто впервые ввез табак в Европу и
вырастил на европейской почве?
(Французский дипломат в Португалии
Жан Нико)
4. Что такое никотин?
(Яд)
5. Где он содержится? Почему это
вещество так назвали?
(В табаке обнаружено
сильнодействующее вещество, которое назвали в
честь открывателя Ж. Нико)
6. Как выводится никотин из
организма?
(Никак) У. Перед вами знак «Место для
курения». На какой знак он похож?
Д. На предупреждающий дорожный
знак.
У. Ребята, посмотрите, как еще
может выглядеть этот знак.
Учитель вывешивает на доске плакаты.
– К какой группе знаков они
относятся?
Д. Предписывающие,
информационно-указательные.
У. Действительно, они несут
информацию о местах для курения. Такой знак можно
встретить в кафе, театрах, институтах.
Если вы увидите такой знак, как вы должны
поступить?
Д. Отойти в сторону, чтобы не
вдыхать табачный дым.
У. А как можно назвать такой
знак?
Д. «Место для курения».
– «Здесь курят, отойди в сторону».
У. Расскажите, у кого родители
курят.
Выслушиваются ответы двух-трех
ребят.
– Где они курят? Где в это время
бываете вы?
Выслушиваются ответы детей.
– Расскажите дома родителям о вреде
табачного дыма для некурящих. Никогда не сидите в
комнате вместе с курящими. Попытайтесь убедить
родителей не курить в жилых помещениях.
IV. Физкультминутка
V. Работа в группах по интересам
Класс делится с учетом желания детей
на две группы: «Рифмоплеты» и «Художники».
У. «Рифмоплеты»составят
акростих с ключевым словом «сигарета» и
продолжат фразу.
На доске:
Знают взрослые, знают и дети:
Объявлен курильщикам бой на планете... |
– А также составят буриме
на рифму.
На доске:
... // берегите
... // не курите |
– «Художники» придумают и
нарисуют плакат, подготовят его защиту,
желательно в стихотворной форме. Ребята, во всех
своих творениях проследите тему урока.
Дети работают в группах (10 мин),
затем задания проверяются.
– Что получилось у группы
«Рифмоплетов»?
Дети зачитывают тексты, которые у них
получились.
АКРОСТИХ
Сегодня И
рина Олеговна Г
оворила о вреде курения, А
потом поделила на группы нас, Р
исовать, рифмовать посадила нас, А
гостей оставила скучать...
ПРОДОЛЖИТЬ ФРАЗУ
Знают взрослые, знают и дети:
Объявлен курильщикам бой на планете...
Но курят и взрослые, курят и дети...
Не жаль им здоровья и легких планеты.
БУРИМЕ
Здоровье // берегите –
Не пейте, // не курите.
У. А теперь посмотрим, какие
плакаты нарисовали «Художники».
СИГАРЕТА ПРОХУДИЛАСЬ
В БЕЛЫЙ САВАН НАРЯДИЛАСЬ... |
ПРОЕЗЖАЙ МИМО:
«ЗДЕСЬ КУРЯТ». |
Скоро нужно будет и человека
вносить в Красную книгу.
VI. Итог урока
У. Что вы узнали о табачном дыме?
Д. Он вреден для всех.
У. Нужно ли пробовать курить?
Д. Нет, табачный дым вреден и для
курящих, и для окружающих.
У. Что нужно сделать, если рядом
кто-то курит?
Д. Отойти в сторону.
У. Послушайте одну притчу.
В далеком прошлом, когда табак только
что был завезен в Армению из дальних стран, у
подножия Арарата жил один старец, добрый и
мудрый. Он сразу невзлюбил это одурманивающее
растение и убеждал людей не использовать его.
Однажды старец увидел, что вокруг чужеземных
купцов, разложивших свой товар, собралась
огромная толпа. Купцы кричали: «Божественный
лист, божественный лист! В нем средство от всех
болезней!»
Подошел мудрый старец, сказал:
– Этот «божественный лист» приносит людям и
другую пользу: к курящему в дом не войдет вор, его
не укусит собака, он никогда не состарится.
Купцы с радостью посмотрели на него.
– Ты прав, о мудрый старец! – сказали они. – Но
откуда ты знаешь о таких чудесных свойствах
«божественного листа»?
И мудрец пояснил:
– Вор не войдет в дом курящего потому, что тот
всю ночь будет кашлять, а вор не любит входить в
дом бодрствующего человека. Через несколько лет
курения человек ослабеет и будет ходить с палкой.
А какая собака укусит человека, если он с палкой?!
И, наконец, он не состарится, ибо умрет в
молодости...
Отошли люди от купцов, задумавшись...
Я предлагаю и вам задуматься о том, что
состояние вашего здоровья во многом зависит от
вас.
VII. Домашнее задание |