Цели. Познакомить детей с
правилами поведения на улице в разные сезоны;
формировать у них ответственное отношение к
вопросам личной безопасности; учить методам
предотвращения травматизма.
Оборудование. Таблички со словами
для постановки темы, кроссворд.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы урока
Учитель. На предыдущих уроках мы
говорили о различных травмах и инфекциях. Знание
пройденного материала поможет вам вывести тему
сегодняшнего урока. Для этого ответьте на
вопросы кроссворда.
Вопросы
1. Травма, в результате которой
появляется синяк.
2. Болезнь, вызванная вредными микробами.
3. Дезинфицирующее средство.
4. Попадание ядовитых веществ в организм.
5. Глубокая, длинная рана на теле, нанесенная
чем-либо тонким и острым.
6. Специалист по оказанию медицинской помощи.
7. Легкое повреждение кожного покрова.
8. Невосприимчивость к болезни.
9. Возбудитель болезни.
10. Предмет, который годится для наложения шины.
11. Место хранения лекарственных препаратов.
12. Вещество, находящееся в градуснике.
Ответы: 1. Ушиб. 2. Инфекция. 3.
Зеленка. 4. Отравление. 5. Порез. 6. Врач. 7. Ссадина. 8.
Иммунитет. 9. Микроб. 10. Доска. 11. Аптечка. 12. Ртуть.
– Какое слово получилось в
выделенных клетках?
Дети. Безопасность.
У. На наших уроках мы говорили о
правилах поведения и способах охраны нашей
жизни.
Учитель прикрепляет рядом с
выделенным словом кроссворда табличку со
словами "при любой погоде".
– Прочитайте тему сегодняшнего
урока.
Д. "Безопасность при любой
погоде".
У. Правильно. Мы будем говорить
об охране жизни в разные времена года.
III. Знакомство с новым материалом
У. Природа удивительна.
Благодаря ей в нашей жизни происходит множество
интересных и увлекательных встреч, но при
условии внимательного и осторожного общения с
природой. Вы должны не бояться, а знать и любить
ее.
Природа – наш большой друг, но иногда человек
оказывается в ней один на один с опасностью.
Способность успешно противостоять опасностям
природной среды – это качество, которым обладают
не все люди в достаточной мере. Для того чтобы
смело, на равных разговаривать с природой,
необходимо изучить факторы, воздействующие на
человека, и его взаимодействие с окружающей
средой.
Жара, холод, ветер, снег, дождь – все эти явления и
процессы оказывают как положительное, так и
отрицательное воздействие на организм человека.
Как называются ученые, наблюдающие за погодой?
Д. Метеорологи.
У. Кто предсказывает погоду?
Д. Синоптики.
У. Где можно узнать прогноз
погоды?
Д. По радио, по телевизору, из
газет.
У. Людям каких профессий
необходимо знать прогноз погоды?
Д. Летчикам, морякам, водителям,
агрономам...
У. Почему?
Выслушиваются ответы детей.
– Допустим, вы услышали по радио, какая
на улице погода, и собрались идти гулять. На дворе
осень или зима. Что вы будете делать?
Д. Надо тепло одеться, надеть
обувь, которая не промокает.
– Зимой нельзя есть на улице
мороженое.
У. Что может произойти, если не
соблюдать этих правил?
Д. Можно заболеть.
У. Правильно. О различных
простудных заболеваниях вы уже знаете. Но зимой,
находясь на улице слишком долго, можно не просто
замерзнуть. Одна из опасностей зимнего времени
года – отморожение.
О том, что это такое, и о способах
оказания первой помощи, мы сейчас послушаем.
Рассказывают заранее подготовленные
ученики.
Ученик 1. Когда кожа соприкасается
с холодным воздухом, организм, чтобы не допустить
замерзания, включает защитный механизм. Но
"внутренняя печка" не может работать
постоянно. Рано или поздно можно отморозить
пальцы ног и рук, уши, щеки, нос. Каковы признаки
отморожения? Вначале кожа сильно бледнеет, даже
белеет, затем теряет чувствительность.
Обманчивое облегчение очень опасно и указывает
на то, что процесс зашел уже далеко. Помощь при
отморожении должна быть оказана немедленно.
Самое главное – как можно скорее начать
согревать замерзшую часть тела. Нужно уйти с
холода в тепло. Затем необходимо аккуратно
начать растирать место, пораженное холодом.
Лучше всего для этого подойдет сухая негрубая
ткань.
Дома нужно приготовить таз с водой комнатной
температуры (около 20 градусов). В течение
нескольких минут нужно растирать замерзшую
конечность, а затем погрузить ее в воду.
Температуру в тазу надо постепенно повышать,
подливая горячую воду. За 30–40 минут ее доводят до
37–38 градусов. После "водных процедур" надо
насухо вытереть кожу, желательно также растереть
ее водкой или спиртом, разведенным пополам с
водой. Теперь нужны тепло и покой. Если
пострадала рука, надо надеть теплую перчатку,
если нога – шерстяной носок, выпить чаю или кофе,
полежать. Если на морозе пострадало лицо,
достаточно растереть его сначала сухой тканью, а
затем водкой.
Ученик 2. Когда организм начнет
согреваться, кожа покраснеет, постепенно
вернется чувствительность, появятся не очень
приятные ощущения: боль, жжение, покалывание.
Если кожа продолжает оставаться бледной,
появляются темно-багровые пузыри, надо
немедленно обратиться к врачу. При отморожении
поврежденное место ни в коем случае нельзя
сильно растирать снегом, шарфом или варежкой. Это
еще больше травмирует кожу. Пострадавшему нельзя
давать алкоголь, особенно на улице.
У. Назовите признаки
отморожения. Какая помощь оказывается при
отморожении? Чего нельзя делать?
Выслушиваются ответы детей.
IV. Физкультминутка
V. Знакомство с новым материалом (продолжение)
У. Откройте ваши учебники на
страницах 200–201. Прочитайте о том, какие еще
опасности подстерегают нас осенью и зимой.
Дети читают со второго абзаца с. 200
до конца страницы 201.
Д. Осенью и зимой – возможность
получить простуду, зимой – получить
травму во время гололеда.
У. Что такое гололед?
Д. Ледяная корка, образующаяся
на тротуарах, дорогах.
У. Чем он опасен?
Д. На нем можно поскользнуться и
упасть, получить травму.
У. Последствия гололеда
существенны также и для транспорта, так как
сильно увеличивается вероятность аварий,
столкновений.
Человека подстерегают две опасности – или сам
упадет, или на него упадут, наедут. Поэтому надо
смотреть себе под ноги, стараться обходить
опасные места, желательно не по проезжей части.
Передвигаться по опасному участку надо имитируя
движения при ходьбе на лыжах – небольшими
скользящими шажками.
Двигаться надо на слегка согнутых ногах, не
торопясь, а тем более не бегом. Не занимайте руки
хрупкой или тяжелой ношей. Если же вы начали
падать, не пытайтесь спасти вещи, которые у вас в
руках.
Смотрите не только под ноги, но и вверх. Падающие
с карнизов домов и водосточных труб огромные
сосульки и куски льда каждую зиму уносят
человеческие жизни.
Мы с вами познакомились с опасностями,
подстерегающими нас осенью и зимой, когда
холодно. Но есть еще весна и лето. Неужели в эти
времена года, когда тепло и солнечно, с нами
что-то может произойти?
Д. Мы можем получить солнечный
удар.
У. В жаркую погоду есть
возможность получить два удара: тепловой
и солнечный. Что же это такое? Ведь не в
прямом смысле слова нас кто-то ударит?
Рассказывают заранее подготовленные
ученики.
Ученик 1. В норме постоянная
температура тела поддерживается равновесием
двух процессов – теплообразования и
теплоотдачи. Когда воздух слишком горячий (32
градуса и выше) и к тому же влажный, организму
становится тяжело отдавать избыточное тепло. Оно
накапливается, что приводит к перегреванию. При
этом нарушаются обменные процессы, возникает
дополнительная нагрузка на все органы, особенно
на головной мозг.
Состояние, которое возникает при общем
перегревании, называется тепловым ударом.
Слово "удар" отражает состояние
пострадавшего, который внешне выглядит так,
словно его и правда ударили, оглушили.
Нередко симптомы развиваются постепенно:
больной чувствует слабость, головокружение,
тошноту, головную боль, кожа краснеет, становится
горячее на ощупь, дыхание тяжелое и частое,
температура тела достигает 40–41 градуса,
начинаются судороги.
При сильно выраженном перегревании пострадавшие
иногда теряют сознание.
Ученик 2. Что же делать с человеком
в таком состоянии?
1. Усадите или уложите больного в
прохладном месте, в тени.
2. Обеспечьте доступ свежего воздуха.
3. Дайте напиться холодной воды.
4. Снимите с больного одежду.
5. Положите на лоб полотенце, смоченное
холодной водой.
6. Накройте пострадавшего холодной мокрой
простыней. Но самое главное – постарайтесь
доставить больного к врачу.
В жару важно пить. Нужно пить
маленькими глотками, а не выпивать сразу помногу.
Лучше надевать одежду светлых тонов.
Нельзя находиться на солнце с 12 до 16 часов.
Ученик
3. Если долго находиться под яркими лучами
солнца с непокрытой головой, может случиться солнечный
удар.
Особенно опасно солнце для людей с темными
волосами. Наиболее подвержены удару дети и
пожилые люди.
Симптомы солнечного удара такие же, как и у
теплового.
Защитить себя от коварных солнечных лучей очень
просто.
Собираясь на улицу, надо надеть на голову легкий
головной убор (кепку, косынку, панамку),
желательно светлых тонов. Через каждые 10–15 минут
нужно прятаться в тень.
У. Что вы узнали о тепловом и
солнечном ударе? Какие у них симптомы? Какую
помощь нужно оказывается пострадавшему?
Выслушиваются ответы детей.
– Молодцы! А теперь отгадайте
загадку:
Вот по небу мчится конь,
Из-под ног его огонь!
Конь копытом бьет могучим
И раскалывает тучи.
Так он тяжело бежит,
Что внизу земля дрожит.
Что это?
Д. Гроза.
У. Когда в природе можно увидеть
это явление?
Д. Чаще всего весной и летом.
У. Какие признаки указывают на
приближение грозы? Прочитаем об этом текст в
учебнике на странице 199.
Дети читают последний абзац на
с. 199.
– Что делать, если гроза застала вас на
открытой местности?
Д. Убегать.
– Прятаться.
У. Где надо прятаться?
Выслушиваются ответы детей.
– Откройте учебник на странице 200
и прочитайте первый абзац.
Дети читают текст.
– Где же надо и не надо прятаться?
Д. Прятаться лучше в какой-либо
сухой яме или под кустом. Нельзя прятаться под
деревьями, особенно отдельно стоящими.
У. Какую опасность для человека
представляют грозы?
Д. Может убить молнией.
У. Молнии – это гигантские
искры, возникающие между грозовыми облаками. При
ударе молнии опасны высокие температуры, от
которых может загореться лес, погибнуть человек.
На равнинах молнии, как правило, бьют из облака в
землю. Шпили высоких домов, антенны принимают на
себя электрический разряд. Одиночные деревья на
открытых местах также притягивают молнию, и
может возникнуть замыкание между деревом и
человеком, пережидающим под ним непогоду. Вода
также хороший проводник электричества, поэтому
молнии часто бьют в водную поверхность. Если
гроза застала вас во время купания, немедленно
выйдите из воды, не подвергайте себя риску.
VI. Физкультминутка
VII. Итог урока
У. Можно назвать еще много
опасностей, подстерегающих человека в разные
времена года, при разнообразной погоде. Но мы
пока остановимся и вспомним все, о чем говорили
сегодня на уроке. Прочитайте понятия, записанные
на доске.
Д. Отморожение, простуда,
гололед, тепловой удар, солнечный удар, гроза,
молния.
У. Разделите эти понятия на две
группы.
Д. К первой группе мы отнесем:
отморожение, простуду, тепловой и солнечный
удары, так как это состояния человека.
Ко второй группе отнесем: гололед,
грозу, молнию, так как это природные явления.
У. Коротко расскажите о каждом
состоянии человека, пострадавшего от различных
природных явлений.
Выслушиваются ответы детей.
– В какие часы лучше находиться в
тени, чтобы избежать солнечного удара?
Д. С 12 до 16 часов.
У. Что нельзя делать во время
грозы?
Д. Прятаться под одиноким
деревом, купаться, кататься в лодке, ездить в
машине.
У. Молодцы! Я вижу, что вы хорошо
запомнили все, о чем мы говорили. Надеюсь, знания
помогут вам избежать различных опасностей и
неприятностей.
VIII. Домашнее задание
У. Прочитайте учебник |