1.Дидактические: - Познакомить с новой величиной – ёмкостью и её измерением с помощью литра; - Обеспечить усвоение знаний учащихся путём наблюдения и практической работы.
2.Развивающие: - Учить решать практически нестандартные задачи с новой величиной; - Актуализировать знания разных единиц измерения: длины, массы; - Учить детей формулировать проблему, выдвигая гипотезы и находить правильное решение; - Развивать логико – математическую речь.
3.Воспитательные: - Воспитывать умение работать в коллективе; - Развивать внимание;
Оборудование: сосуды для измерения разной ёмкости: трёхлитровая и литровые банки, трёхлитровая кастрюля, стакан, чашка, разные сосуды литровой ёмкости (бутылки, мензурка, коробка из-под сока), вёдра с водой, карточки для физминутки, листочки с практическими заданиями.
Тип урока: сообщение новых знаний.
Форма урока: общеклассная и индивидуальная, урок практикум.
1. Организационный момент и сообщение темы и целей урока. - Здравствуйте, дети. Сегодня на уроке мы познакомимся с новой величиной. Проверьте, всё ли вы приготовили к уроку?
2. Объяснение нового материала. - Посмотрите, перед вами кастрюля и банка. Определите, куда больше вместится воды? (ёмкости одинаковой вместимости) Выслушиваются ответы учеников. Ответы звучат по-разному. - Как же определить точно? Надо измерить вместимость кастрюли и банки. - Давайте измерим ёмкости, наливая в них воду литровыми банками. - Какой можно сделать вывод? (Ёмкости по размеру разные, а вмещают одинаковое количество воды). -А теперь эти же ёмкости наполним водой по-другому: кастрюлю банкой, а банку стаканами. Разрешить проблемную ситуацию. -Получается, что кастрюля и банка сначала вмещали одинаковое количество воды, а теперь – разное. - Почему так произошло? - Что надо делать, чтобы определить вместимость сосудов? ( Измерять одинаковой меркой, а не разной). - Измеряют вместимость сосудов литрами – единой международной единицей. - Где вы встречали эту единицу измерения? (В магазине, на автозаправке). - Посмотрите, какие ещё бывают ёмкости вместимостью 1 литр. Показ различных сосудов вместимостью 1 литр: мензурка, бутылка, кружка, коробка. - Сколько же литров вмещает наша банка? (3 литра). -Посмотрите, как это надо записывать: 3 л.
3. Устный счёт. - Вставьте пропущенные числа. (Запись на доске).
- Решите задачу устно: - Миша принёс для поливки огорода 3 ведра воды, а Петя – 5 вёдер. Сколько вёдер воды они принесли вместе? - Какая единица измерения встретилась в этой задаче?
4. Физминутка.
- Я буду показывать вам карточки с разными единицами измерения, если число на карточке обозначает массу, то вы должны попрыгать, обозначает длину – вы шагаете, а если обозначает объём, то вы приседаете. Будьте внимательны!
4 см, 8кг, 5л, 3см, 7кг, 9см, 1л, 6кг, 2л.
5. Практическая работа. ( Детям раздаются листочки с заданиями).
6.Решение задачи на смекалку. - В одну банку входит 3л воды, а в другую – 1л. Как с их помощью отмерить 4л? Как отмерить 2л? - Кто сможет наглядно показать как это сделать? (Приглашаются дети, которые показывают как отмерить нужное количество литров воды.)
7. Физминутка.
8. Закрепление изученного материала. Решение задач из учебника с. 36.
9. Итог урока.
Игра «Математическая грамматика». Составьте слова: Жизнь – знь + д + кость =жидкость Извоз – воз + мера – а + ить = измерить Лил – л + тр =литр - Что вы узнали нового на уроке?
10. Домашнее задание. -Узнайте у родителей или в библиотеке, чем раньше измеряли жидкость? Спасибо за работу!