Цель: научить выполнять умножение и деление 3-значного числа на 1-значное.
Задачи:
- учебная - формировать умения выполнять умножение и деление
3-значного числа на 1-значное; совершенствовать умения решать текстовые
задачи;
- развивающая - развивать вычислительные навыки; умение
анализировать, сопоставлять, сравнивать, логически мыслить; обогащать
математическую речь;
- воспитательная - воспитывать у учащихся культуру общения при работе в паре, в группе;
- здоровьесберегающая - создать на уроке условия для сохранения здоровья детей ( динамическая пауза, смена деятельности);
Оборудование: карточки с дифференцированными заданиями.
Ход урока
I. Организационный этап.
II. Мотивационный этап.
III. Актуализация знаний.
Откройте тетради. Запишите число 3 февраля. Классная работа.
1)
- Запишите цифрой сегодняшнее число. (8)
- В следующей клетке запишите цифру, показывающую порядковый номер текущего дня. (3)
- Рядом запишите последнюю цифру текущего года. (2)
- Какое число у вас получилось? (832). Что вы о нем можете сказать?
(832 - 3-значное число, т.к. для его записи нужны 3 цифры; в нем 8 сотен 3 десятка 2 единицы).2)
1 ур.
| Запишите другие 3-значные числа, используя эти цифры; цифры в записи числа не должны повторяться.
|
2 ур.
| Прочитай ряд чисел, запиши в порядке возрастания, исключив "лишнее".
832, 382, 328, 386, 238, 823, 283
|
3 ур.
| Прочитай ряд чисел, вставь пропущенное число, исключив "лишнее", запиши в порядке убывания.
832, 328, 386, 238, 823, 283 (382)
|
Самопроверка: (на доске)
1) 832, 382, 328, 238, 823, 283
2) 238, 283, 328,382, 823,832
3) 832, 823, 382, 328, 283, 238
- У кого по-другому?
- Если задание выполнили верно, поставьте на полях "+"
Коллективная работа:
- Что обозначает цифра 3 в числах первой строки? От чего это зависит?
(От места, которое цифра занимает в записи числа)
- Какую работу мы можем выполнять с 3-значными числами?
(1) записывать; 2) сравнивать; 3) представлять в виде суммы разрядных слагаемых; 4) "+" и "-" 3-значные числа;)
4) Постановка цели урока.
На доске:
800 x 3
|
| 200 x 4
|
234 x 2
|
| 468 : 2
|
600 : 2
|
| 693 : 3
|
- На какие группы можно разбить данные выражения? ("x" и ":" круглых и некруглых 3-значных чисел на однозначные).
На доске:
800 x 3
|
| 234 x 2
|
200 x 4
|
| 468 : 2
|
600 : 2
|
| 693 : 3
|
- Рассмотрите записанные примеры. Примеры какого столбика вы сможете решить легко и быстро? Почему?
(1-го, умеем "x" и ":" круглые 3-значные числа.)
- Запишите только ответы примеров 1 столбика. Кто сделает - встает.
(1-й читает ответы: 2400, 800, 300.)
- У кого такие же ответы? Объясните способ решения. Оцените свою работу, если с заданием справились без ошибок.
- Кто выполнил работу правильно?
- У кого были ошибки? В чём?
- Прочитайте выражения 2-го столбика разными способами:
234 x 2; 468 : 2. 693 : 3
- Почему вы считаете, что примеры 2-го столбика решить сложнее?
1) мы такие не учились решать;
2) "x·" и ":" 3-значных некруглых чисел выполнять устно сложнее).
- Кто хочет научиться решать такие примеры?
- Сформулируйте тему урока. (Умножение и деление 3-значного числа на 1значное.)
- Поставьте цели своей деятельности. (Научиться умножать и делить 3-значное число на 1 значное.)
I
V. Операционный этап.
- Подумайте, как можно найти значение этих выражений.
Коллективная проверка:
- Проверим, как вы выполнили задание?
- Кто хочет поделиться своими знаниями? (1 ученик от группы у ДОСКИ):
234 x 2 = (200 + 30 + 4 ) x 2 = 200 x 2 + 30 x 2 + 4 x 2 = 468.
- Кто рассуждал так же?
- Кто по-другому?
- Какая группа объяснит решение 2-го выражения?
(1 ученик от группы у доски):
468 : 2 = (400 + 60 + 8) : 2 = 400 : 2 + 60 : 2+ 8 : 2 = 234.
- Кто рассуждал так же?
- Кто по-другому?
Итог: - Сделайте вывод, как умножить и разделить 3-значное число на 1-значное:
1) разложить 3-значное число на сумму разрядных слагаемых;
2) каждое слагаемое умножить или разделить на число;
3) полученные результаты сложить.
V. Контролирующий этап.
№1
А) На прибрежном мелководье Малайского архипелага растёт 840 видов
бурых красных и зелёных водорослей, а у берегов Чёрного моря их в 4 раза
меньше. Сколько видов бурых, красных и зелёных водорослей растёт у
берегов Чёрного моря?
1) 900:2=450 (сек) рассматр. Камбалу
2) 900:5=180 (сек) гнался за стаей скумбрий
3) 900-450-180=270 (сек) наблюдал за акулой
Б) Подводная лодка погрузилась на глубину 300м, а батискаф – в 2 раза глубже. На какую глубину погрузился батискаф?
1) 180:3=60 (раз) катался на водном мотоцикле
2) 60:20= 3 (раза) катался на водном мотоцикле больше, чем управлял яхтой.
№2
Задания А:
30∙ 3= 80:4= 70:7=
300∙ 3= 800:4= 700:7=
Задания Б:
Исправьте ошибки. Выполни задание в тетради правильно.
60:2= 30 90: 9=1 12∙6=72
600:2= 200 900 : 9=10 120∙6=780
Проверим выполнение задания (А-сверка с эталоном, Б-исправление ошибок на доске)
Поднимите руки те, кто всё сделал без ошибок. Молодцы, ребята, поставьте себе в тетрадях плюс.
Итог урока
Трёхзначные числа, запись которых оканчивается нулями, можно выразить в
сотнях или в десятках и выполнить умножение или деление этих сотен или
десятков.
У вас на столах карандаши разного цвета. Зелёный – я всё понял на уроке
и могу объяснить товарищу, жёлтая – я усвоил тему, но объяснить не
могу, красный - эта тема для меня трудная. Поднимите их высоко над
головой. Посмотрите, какое получилось красивое созвездие вашего класса.
Оно помогло мне увидеть, что вы хорошо усвоили тему урока.
Дом/зад
Стр. 75 № 6 (а)
|