Цели. Познакомить детей со
старинными русскими мерами, закреплять перевод
старинных мер в метрическую систему единиц;
научить пользоваться этими мерами при решении
задач.
Оборудование. Таблица старинных
мер.
Денежные единицы:
рубль = 2 полтинам полтина
= 50 копейкам пятиалтынный
= = 15 копейкам алтын
= 3 копейкам гривенник
= 10 копейкамЪ 2 деньги
= 1/2 копейки полушка
= 1/4 копейки
Вспомогательные меры веса:
пуд = 16,4 кг фунт
= 400 г
Места, оформленные в виде палаток с
табличками
«Мяco – Рыба»
«Ткани – Одежда»
«Овощи – Фрукты»
«Самообслуживание»
Прейскурант цен (в палатке
«Самообслуживание»)
гусенок – полтина с алтыном; цыпленок
– 3 пятиалтынных; поросенок
– 3 полтины; мышонок
– 2 деньги; крот
– 8 полушек; еж
– 2 алтына; уж
– алтын с полушкой; черепаха
– гривенник.
Вдоль одной из стен стоят палатки. В
каждой палатке – товар, необходимый для покупки
(по тексту задачи): сундук старинный; костюмы для
купцов, купеческих дочерей, торговцев.
Ученики в классе разбиты на группы по четыре
человека. Текст задач отпечатан для каждого
ученика.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Учитель. Сегодня мы с вами посетим
ярмарку ХIХ века.
Стук в дверь. Входят купцы и три
дочери первого купца.
Купцы (вместе). Здравствуйте,
добры молодцы и красны девицы!
Купец 1. Сегодня мы проводим в
вашей губернии ярмарку. Приглашаем вас
приобрести наш товар. Товару разного много,
покупайте, не скупитесь. Покажите смекалку,
сообразительность, умение считать, быстроту
мышления.
Купец 2. Будет куплен весь товар
– получите награду.
Учитель. Но простите, уважаемые
купцы! Как же добры молодцы и красны девицы будут
покупать товар? Ведь они из разных поместий,
учились мало, не знают ни мер длины, ни денежных
единиц.
Купец 2. А поможет им в этом
волшебный сундук.
Купец 1. И мои дочери, которые
получили хорошее домашнее образование.
Учитель. Ну что ж, ребята, откроем
сундук. Что же в нем?
Учитель приглашает двух ребят
вытащить из сундука свитки таблиц старинных мер.
– Ребята, эти таблицы (называет их)
помогут нам переводить старинные единицы мер в
современную метрическую систему мер.
Купцы помогают учителю разместить
плакаты на доске.
Выступают дочери купца и рассказывают о
старинных деньгах и мерах веса, поясняя таблицы.
Учитель. Итак, вы ознакомились с
мерами веса, денежными единицами. Но какая же
ярмарка без шутки, веселья и песен!
Группа девочек исполняет русскую
народную песню.
Купец 1 (палатка «Овощи –
фрукты»).
Добры молодцы, красны девицы!
Вы на ярмарку пришли,
Много денег принесли.
Вы нам деньги принесли,
А мы товары припасли.
Покупая наш товар, знай:
Там задача ждет тебя.
Да!
Учитель. Ребята, покупая товар, вы
должны перевести старинные деньги в копейки,
пользуясь таблицей. Откройте тетрадь,
запишите число. Решать задачи можно
индивидуально и группой. За правильное решение
получите жетон.
Купец 2 (палатка
«Самообслуживание»). Продается зоосад: 2
цыпленка, 5 гусят.
Дети решают задачу.
Решение:
1 цыпленок – 3 пятиалтынных
15 x 3 = 45 коп.
2 цыпленка – 45 x 2 = 90 коп.
1 гусенок – полтина с алтыном
50 + 3 = 53 коп.
5 гусят – 53 x 5 = 265 коп.
Вся покупка – 265 + 90 = 355 коп.
Товар продан.
Купец 1.
В нашем краю – словно в раю:
Рябину, грибы корзиной бери...
Кладу на весы 2 фунта еды.
Покупай грибы,
За фунт плати полтину.
Решение: 1 фунт еды – полтина = 50
коп., 2 фунта – 50 x 2 = =100 коп., или 1 руб.
Купец 3 (палатка «Ткани –
одежда»). Продается модный жилет. Модный жилет
с поношенным пиджаком стоит полтора рубля с
пятиалтынным. Пиджак стоит рубль с пятиалтынным.
Сколько стоит жилет?
Решение: пиджак стоит 115 коп., жилет
– 165 – 115 = 50 коп.
Купец 4 (палатка «Рыба – мясо»).
Продается чебак на золотой цепочке. 1 фунт чебака
стоит 4 гривенника, за цепочку заплатить надо 5
руб. с пятиалтынным. Сколько стоит весь товар?
Решение: 1 фунт чебака – 10 x 4 = 40 коп.,
цепочка – 515 коп., весь товар – 515 + 40 = 555 коп.
Купец 2. Продаются в лесопарке
два мышонка, два крота. Налетай, покупай!
Решение: 1 мышонок – 1/2 коп., 2
мышонка – 1 коп.; 1 крот – 1/4 ? 8 = 2 коп., 2 крота – 4
коп.
Все зверюшки – 1 коп. + 4 коп. = 5 коп.
Купец 1. Капуста не пуста – сама
летит в уста. Ты приготовил деньги на покупку
кочана в 3 кг? 1 кг капусты стоит полтину.
Решение: 1 кг капусты – 50 коп.
3 кг – 50 x 3 = 150 коп.
Купец 4. Продается курица в 3
фунта весом, несущая яички не простые, а золотые.
Сом в 2 фунта не простой, а ученый. 1 фунт сома
стоит рубль с двумя гривенниками. 1 фунт курицы
стоит рубль с полтиной.
Решение: 1 фунт сома – 120 коп., 2
фунта сома – 120 x 2 = 240 коп.
1 фунт курицы – 150 коп., 3 фунта курицы –
150 x 3 = 450 коп.
Купец 2. В клетке этой два ежа,
мышки две и два ужа.
Решение: 1 еж – 3 x 2 = 6 коп., 2 ежа – 6 x 2
= 12 коп., 1 мышка – 1/2 коп., 2 мышки – 1 коп., 1 уж – 31/4
коп., 2 ужа – 31/4 x 2 = 61/2 коп.
Купец 1. В бочонке 32 фунта
огурцов. Полбочонка продали по 4 гривенника за
фунт, а другую половину – по полтине за фунт.
Решение: полбочонка – 16 фунтов
огурцов.
40 x 16 = 640 коп., 50 x 16 = =800 коп., 800 + 640 = 1440 коп.
за весь бочонок.
Купец 3. Продаю хвост лисий на
воротник для шубы. Отдам за две полтины с
пятиалтынными или за два хвоста куницы с
полушкой. Покупай лисий хвост!
Решение: 50 x 2 + 15 = 115 коп.
Купец 4. Продается налим с
максой. 1 фунт налима стоит полтину с четырьмя
алтынами, а макса – 2 рубля без гривенника.
Налим весит 10 фунтов, а макса – 2 фунта.
Решение: 1 фунт налима – 50 + 3 x 4 = 62
коп. 10 фунтов налима – 62 x 10 = 620 коп., 1 фунт
максы – 200 – 10 = 190 коп., 2 фунта максы – 190 x 2 = 380
коп., вся покупка – 620 + 380 = 1000 коп., или 10 руб.
Купец 2. В клетке 8 гусят. Заплати
мне за полстолько 6 полтин и 10 гривенников и
забирай гусят.
Решение: полстолько гусят – 8 : 2 = 4
гусенка; 50 x 6 + 10 x 10 = 400 коп., или 4 руб.
Купец 1. Дневной рацион для
поросенка: картофель – 10 фунтов, свекла – 2 фунта.
Закупай овощей на три дня, если два фунта
картофеля стоят гривенник, а фунт свеклы – алтын.
Решение: 10 фунтов картофеля – (10 : 2)
x 10 = 50 коп., 2 фунта свеклы – 3 x 2 = 6 коп., на один день
– 50 + 6 = 56 коп., на три дня – 56 x 3 = 168 коп.
Все купцы (хором). Товар продан,
товар продан! Ярмарка закрывается!
Купец 2. Да, умны вы, красны
девицы и добры молодцы! Думаю, что ваш учитель
вознаградит вас сполна по заслугам.
Учитель. Итак, ребята, где вы
побывали?
Дети. На ярмарке!
Учитель. Каковы особенности
русской ярмарки?
Дети отвечают.
– Как вы думаете, удобна ли была
старинная система мер?
Дети. Нет.
Учитель. Вот поэтому за последние
два столетия система мер изменилась и стала
более удобной для пользования, но устаревшие
слова остались в словарях, старинных книгах и
русских сказках.
Учитель выставляет детям оценки,
комментируя их. |